Последние
новости
Общество

Ёлка как в детстве: Мария Кобенья и её игрушки со смыслом

Как объединить в одном проекте исторические ткани и «Русское Рождество» и сделать мир теплее
Автор: Анна Семенова
10 мин
25 декабря, 2024
Фото: телеграм-канал Мария Кобенья_Арт


- Ой, у меня в детстве был почти такой же мишка, мы его сами шили с бабушкой!

- А я тоже шью игрушки из лоскутков, только не думала, что ими можно ёлку украшать!

- Мама, я хочу такую лошадку, синюю, нет, красненькую!

- Как интересно: ни одной стеклянной игрушки на ёлке, никакой мишуры – а выглядит как красиво!

Такие реплики можно услышать на вокзале в Шуе: горожане и гости города обсуждают ёлку, установленную там и украшенную текстильными игрушками, которые сделала ивановский дизайнер Мария Кобенья. На ёлке нет даже привычных мигающих огоньков – только игрушки из ситца и из этого же материала гирлянды. При этом возникает какое-то неуловимое ощущение уюта, и чаще всего свои впечатления шуяне выражают словами «Как в детстве!».

Елка в Шуе.jpg

- Когда 20 декабря мы монтировали ёлку и декор, уже тогда меня несколько женщин спросили, где можно найти выкройки для таких игрушек, показывали фото своих работ, – рассказывает Мария. – Получилась такая тёплая, по-настоящему домашняя атмосфера, я даже не ожидала такого. Даже молодожёны решили сделать фотосессию здесь, на вокзале, благодарили – было очень приятно.
***
Но игрушки, которыми украшена ёлка на Шуйском вокзале, – это не просто игрушки, а игрушки со смыслом. Так называется проект Марии Кобенья, который она реализовала при поддержке «Визит Иваново». Эта поддержка выражалась в согласовании и выделении площадки (вернее, ёлки) на вокзале – в смысле финансирования здесь нет ни копейки из бюджета. «Для меня в этом конкретном проекте было важно не заработать, а показать людям возможности ивановских, а точнее шуйских тканей, обратить их внимание на то, какие культурные богатства лежат у нас буквально под ногами», – поясняет дизайнер.

Вот об этих богатствах, а также о том, в чем же смысл игрушек со смыслом, мы и поговорили с Марией Кобенья. Очень новогодний разговор получился – такой же тёплый и домашний, как и её ёлка на Шуйском вокзале.

- Мария, почему вы называете ваш проект «Игрушки со смыслом»? Ситцевые мишки, лошадки и зайчики – это, конечно, мило, но в чем их смысл?
- Это не просто ситцы – это ткани, которые были выпущены компанией «Шуйские ситцы» совместно с Ивановским музеем ситца в рамках проекта «Ткани со смыслом». Это фактически репринт тех тканей, которые выпускали в XIX веке фабрика Степана Посылина в Шуе (именно из этой фабрики выросли «Шуйские ситцы») и фабрика Людвига Рабенека в Подмосковье. Я заканчивала кафедру текстильного дизайна Ивановской текстильной академии, много лет работаю с текстилем и могу сказать, что это действительно очень красивые и очень качественные ткани.

На фронт_внутрь.jpg

Когда я их увидела, познакомилась с проектом музея и «Шуйских ситцев», то поняла, что хочу сделать серию игрушек из этих тканей. И украсить ими большую ёлку, причём именно в Шуе: получится, что здесь в одной точке сойдётся всё – ткани, разработанные шуйскими художниками XIX века, выпущенные шуйским предприятием сейчас, из которых ивановским дизайнером сделаны игрушки для ёлки в Шуе, чтобы порадовать взрослых и детей из этого города, показать им красоту современных шуйских тканей, имеющих полуторавековую историю...
Я предложила «Визит Иваново» реализовать эту идею, им она понравилась, и вот, её воплощение все могут увидеть на вокзале в Шуе в рамках фестиваля «Русское Рождество».

- Как вы думаете, почему первая реакция на эту ёлку – «Как в детстве»? Причём у меня тоже было такое же ощущение, хотя в моем советском детстве на ёлке никогда не было текстильных игрушек – только стеклянные...
- Может быть, потому, что текстиль – это очень тёплый материал. Старинный рисунок заставляет вспоминать бабушек, особенно если они жили где-нибудь в деревне... Я вообще люблю делать игрушки в винтажном стиле, похожие на те, что украшали дореволюционные ёлки – с учётом современных технологий и некоторых других нюансов, конечно. То есть это не точные реплики, это авторская переработка образов, которые у меня самой ассоциируются с детством, встречей Нового года, ожиданием самого главного праздника в году.

1.jpg

И, конечно, ручная работа очень отличается от массового производства. Это всегда чувствуется, о чем бы ни шла речь – о текстильных игрушках, о деревянных изделиях, о стекле или керамике. Многие сегодня предпочитают именно ручную работу, потому что это душевно, это не штамповка. Даже на ёлке в Шуе все игрушки разные: разные ткани, разное кружево – это притягивает взгляд, заставляет остановиться, всмотреться.

- Честно говоря, такие игрушки даже жаль будет убирать в коробку до следующего нового года...
- А можно их и не убирать (улыбается. – прим.авт.). Я не первый раз участвую в «Русском Рождестве», в предыдущие годы мои игрушки можно было купить на ярмарке фестиваля, представлены они и в других локациях в Шуе, Иванове и некоторых других городах. И насколько я знаю, они, если можно так сказать, очень многофункциональны. У кого-то дети с ними играют круглый год, кто-то подвешивает их в машине на спинку переднего сиденья, чтобы ребёнок мог играть в дороге. Кто-то использует в декоре интерьера, кто-то в качестве подвеса на сумку, а если игрушка совсем маленькая - то как брелок... вариантов очень много. Главное - что текстильную игрушку очень сложно испортить, только если специально задаться такой целью. А если не задаваться, то они почти вечные.

2.jpg

Если честно, то я сама настолько увлеклась этим проектом, что он даже вышел за рамки просто декора ёлки. Мне интересно было работать с этими тканями, потому что это ткани с историей. Я хочу, чтобы эту историю знало как можно больше людей, и я к этой серии игрушек сделала аннотацию по материалам Ивановского музея ситца – рассказ, откуда появились эти ткани. Но потом я подумала, что если эти игрушки будут покупать для ребёнка, то ему будет не очень интересно читать этот рассказ. И как-то само собой получилось, что я начала придумывать сказки про каждую из игрушек – про лошадку, про совушку, про мишку, про рождественскую звезду... Отредактировать их мне помогла ивановский журналист и поэт Марина Москалева, и теперь это действительно игрушки со смыслом, с историей.

- А где почитать эти сказки?
- На фестивале в Шуе можно будет купить набор игрушек, и в коробке будет маленькая книжка со сказками про них. А ещё 5 января в Арт-резиденции Александра Панкратова в Иванове состоится презентация проекта «Игрушки со смыслом», где мы с Мариной будем их читать.
А уж как дальше пойдёт – не знаю. Но уверена, что все сложится хорошо.

3.jpg

- Почему в качестве основного материала для ваших работ вы используете текстиль? В текстильном крае это кажется банальным – хотя результат получается небанальный, конечно.
- Это длинная история. По образованию я текстильный дизайнер – и этого уже достаточно, чтобы работать, в основном с тканями (смеётся. – прим.авт.). Кроме того, я очень люблю ивановские ткани, в первую очередь старые. На барахолках и при любой возможности я скупаю отрезы советских ситцев у бабушек, получается двойной профит: бабушки рады, что получили хорошую цену за ткани, которые им уже не нужны, а я рада, что помогла им и получила прекрасный материал для работы. Ивановские ткани (когда говорю «ивановские», включаю в это понятие всю Ивановскую область, конечно) выпускались очень хорошего качества, с очень интересными рисунками. В 90-е, правда, был определённый провал, но сейчас можно тоже найти немало интересного у наших производителей. Я работаю и с импортными тканями, но нечасто: не могу покупать ткань через интернет, мне надо обязательно увидеть её своими глазами, пощупать, чтобы оценить качество.

4.jpg

- Вы упомянули о том, что это не первый случай вашего участия в «Русском Рождестве»...
- Да, так получилось, что я участвую в этом фестивале с 2019 года – с самого первого фестиваля. Тогда я занималась декором Павловского дворца, и это была очень интересная работа. В следующие годы таких масштабных проектов уже не было, но моими игрушками были украшены ёлки и на Ивановском вокзале, и в музее Бальмонта в Шуе. Я считаю, что это хорошее мероприятие, которое даёт возможность показать гостям региона, чем интересна наша область.

Павловский дворец.jpg

- От этого фестиваля у меня осталось ощущение, что очень многое там отдано на откуп московским дизайнерам, организаторам и прочим специалистам, и это делает «Русское Рождество» каким-то безликим.
- А может быть, ивановские дизайнеры были заняты на каких-то проектах в Москве и других регионах, и им было не до Шуи (смеется. – прим.авт.)? Это, конечно, шутка, но в Иванове и области на самом деле много очень профессиональных, очень хороших дизайнеров, которые востребованы не только здесь. Могу назвать, например, Николая Дроздова и Анну Ткалю, но, конечно, ими список классных ивановских дизайнеров не ограничивается.
И спрос на работу дизайнеров – и дизайнеров интерьеров, и декораторов – есть и в Ивановской области. Обратите внимание, насколько популярным сейчас стало создание фотозон в самых разных помещениях. И к этому, если хочется получить хороший результат, конечно, привлекают профессионалов.
Что касается «Русского Рождества», то тут, как говорится, на вкус и цвет. Кроме того, каждый год в его организации и оформлении задействованы разные люди, и каждый год он получается разный. Надеюсь, что в этом году получится найти какие-то новые грани рождественской сказки, и я внесу в это общее дело свою лепту.  

5.jpg
29 декабря 2024
Все новости