Последние
новости
Власть

Не до фигни

О некоторых бюджетных приоритетах мэра Александра Шаботинского
Автор: Анна Семенова
8 мин
16 декабря, 2024
Вы не поверите, но циферки и буковки в скучнейшем, на первый взгляд, документе, – бюджете города ли, области ли – могут очень многое рассказать и о приоритетах руководителя муниципалитета или региона, и об общей политико-экономической ситуации. Бюджет на 2025 год – первый, в формировании которого принимали участие назначенный в 2024-м главой областного центра Александр Шаботинский и его команда. Именно поэтому так интересно посмотреть, насколько изменяется финансирование тех или иных направлений деятельности администрации. А заодно зафиксировать, по каким программам отсутствуют субсидии вышестоящих бюджетов. Как правило, в стартовом варианте бюджета это происходит из-за того, что до муниципального уровня еще не доведен объем трансфертов их федерального и областного бюджетов. Но что-то подсказывает, что по некоторым программам можно не ждать восстановления объема финансирования, поскольку федеральный центр существенно порезал ряд трансфертов регионам на следующий год.

Сразу оговорюсь: я пользуюсь документами, опубликованными на официальной странице финансово-казначейского управления города Иваново. И ежели в бюджетной росписи в последние дни появились какие-то изменения, то все вопросы к замглавы города Сергею Золкину и его подчиненным, пожалуйста.

Итак, смотрим, сравниваем, запоминаем.
***
Возьмем, например, выделение денег на деятельность МКУ «Дорожное городское хозяйство» – очень, очень актуальное на сегодняшний день направление, поскольку ДГХ занимается уборкой дорог и вывозом снега. Из года в год в стартовый бюджет закладывали недофинансирование этого направления на 400-500 миллионов рублей, постепенно докидывая эти деньги в течение года.

Например, при принятии бюджета города на 2024 год в целом на обеспечение деятельности в сфере содержания дорог было заложено 440 миллиона, из них на выплату персоналу ДГХ – 163,5 млн, на услуги этого МКУ – 265,6 млн. Кроме этого 52 миллиона планировалось на закупку техники для ДГХ.

В конце ноября эти статьи бюджета выглядели уже по-другому: в целом на ДГХ – 623,8 млн, из них на выплаты персоналу – 178,8, на услуги МКУ – 431,5 млн. А техники закупили аж на 180,7 млн рублей.

А вот что планируется на 2025 год: в целом на ДГХ – 661,2 млн, из них на выплаты персоналу – 207 млн, на оплату работ – 440,7 млн. То есть изначально заложена сумма, даже несколько превышающая расходы на уборку города в этом году. Что не может не радовать. Правда, на закупку техники пока заложено только 33,5 млн. Но в течение года, возможно, область от щедрот еще подкинет.
***
Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения», в которой обычно отражаются планы по ремонту дорог, выглядит пока хиловато. В 2024 году даже на старте в ней было 768 миллионов рублей, под конец года – чуть поменьше, 649 миллионов, зато целая куча объектов, больше десятка. В проекте бюджета на эту подпрограмму пока 492 миллиона.

На подпрограмму «Организация функционирования автомобильных дорог» в стартовом бюджете 2024 года было 955 миллионов, к концу года стало 926 (экономия при торгах, перенос разработки ПСД, то-сё). А в проекте бюджета на 2025 год на эту подпрограмму запланировано 824,3 миллиона. Конечно, есть вероятность, что в итоге область опять даст денег, в том числе на завершение ремонта несчастных центральных проспектов, где городские власти не могут завершить ремонт уже два года. В общем, будем наблюдать.
***
Традиционно «недоложили» денег МУП ИПТ на компенсацию разницы между стоимостью поездки на троллейбусе и экономически обоснованной стоимостью такой поездки. На конец 2024 года на эту компенсацию из бюджета выделен 231 миллион рублей, а в бюджет следующего года заложено 187,5. Но в декабре прошлого года эта цифра вообще составляла 155 млн, так что ничего особо страшного тут нет.
***
А вот, например, какие расходы существенно сокращены – видимо, новому мэру они кажутся необязательными. На гранты социально ориентированным НКО вместо 9,5 млн рублей, выделенных в 2024 году, в 2025-м дадут только 4 миллиона. Учитывая тот факт, что больше миллиона из этих денег обычно достается городскому совету ветеранов, можно предположить, что остальным претендентам раздадут по 50 тысяч, чего, по нынешним временам, даже на поддержание штанов не хватит.

В этом году – как и во все предыдущие годы – деньги из городского бюджета получали футбольный клуб «Текстильщик» и баскетбольный клуб «Энергия». Правда, в отличие от предыдущих лет, «Текстильщик» получил непривычно мало – 2,6 млн (обычно финансирование из городского бюджета этого клуба приближалась к 20 млн). «Энергия» традиционно получила 5 миллионов.

В бюджете на 2025 год этих строк вообще нет. На что, кстати, уже успели обратить внимание депутаты, предложив дать «Энергии» 4 миллиона рублей.
***
Лирическое отступление.

Вообще, депутаты уже успели озвучить кучку своих хотелок в рамках традиционного единороссовского шоу «Борьба за народное счастье». Уже не первый год на комитетах, где обсуждается бюджет на следующий год, депутаты-единороссы, явно предварительно распределив роли на заседании фракции, по очереди встают и чуть ли не по бумажкам (ну ладно, многие выучивают наизусть, благо возраст позволяет) зачитывают, на что надо еще дать бюджетных денег. Из серии: здесь фонарь поставить, там тыщщу к зарплате воспитателей прибавить. И мэрия, естественно, изыскивает на эти «хотелки» деньги, не уточняя, были ли эти деньги сняты с других статей расходов или же лежали заранее в загашнике в ожидании этого маппет-шоу. Обычно таких хотелок набирается миллионов на 50, иногда больше.

Но на 2025 год, как известно, бюджет города сверстан без дефицита. И этим городские власти уже успели зачем-то похвастаться. Хотя, по большому счету, этот показатель ни на что не влияет, если не превышает 50% от доходов. Гораздо интереснее размер муниципального долга – но про это в мэрии молчат. А тем временем он уже перевалил за 2 миллиарда рублей, причем ещё одной «Ивгорэлектросети», которую можно было бы выгодно продать и покрыть часть муниципального долга, у города нет.

Так вот, интересно, сломают ли депутаты Ивгордумы своими отрепетированными хотелками идиллию, которую столь тщательно выстроил Александр Шаботинский? Скоро узнаем.

Конец лирического отступления.
***
Продолжим о больном, то есть о всяких хозяйственных вопросах, за которые отвечают городские власти. На программу «Формирование современной городской среды» пока смотреть очень грустно: на 2025 год всего 12 миллионов против 213 миллионов в этом году. Но это, видимо, еще областное финансирование на благоустройство в рамках местных инициатив не подъехало. Да и крупных проектов вроде «Красной Талки» в Иванове вроде не намечается (ага, все деньги в наши любимые малые города).

А вот с финансированием отлова и стерилизации безнадзорных животных происходит что-то странное. Напомню, что вообще-то это полномочия области, которая передала их на муниципальный уровень. Но финансирует регион только отлов, содержание в течение 24 дней и выпуск собак на прежнее место обитания. А стерилизацию и лечение оплачивает город (это была инициатива предыдущего мэра Владимира Шарыпова).

Так вот, в этом году на отлов, стерилизацию и прочее необходимое в обращении с бездомными собаками было выделено почти 8 млн рублей, из них 4 млн дала область и еще 3,8 млн – город. В 2025 году на эти цели выделено 7,4 млн рублей, из них 5,4 дала область, 2 млн – город. Ну, в общем, вы поняли, что стерилизовать и лечить собак город не хочет?
***
Эту песню про старушку, то есть про городской бюджет можно долго продолжать. Но общее направление понятно: режем те расходы, пусть и общественно значимые, которые не упоминал губернатор в своем напутствии Александру Леонидовичу, а там как получится. Ну и да, всякие НКО, собак и прочих спортсменов побоку – не до фигни, граждане.
11 января 2025
Все новости