Последние
новости
Общество

Паровоз, черный и прекрасный

Выставка в Новой галерее Художественного музея
3 мин
14 ноября, 2024
В Новой галерее Художественного музея открылась выставка фотографий Алексея Кузнецова.

Алексей Кузнецов провел школьные годы в Иванове. По образованию – филолог (окончил МГУ), работал журналистом и переводчиком. Как фотограф ивановскому зрителю знаком по проекту прошлого года «Флюгера и лодки» о русской деревне.

Главными героями нового фотопроекта стали паровозы – давнее увлечение автора. Серия репортажных снимков, сделанных на пленочную камеру, складывалась с 1996 по 2008 годы. Добавлена пара снимков последних лет. Съемки проводились в депо и на базах запаса в Москве, Смоленской, Ивановской и других областях, во время подготовки паровозов к ретро-турам.

В экспозицию вошли 49 снимков. Снятые человеком неравнодушным и глубоко погруженным в материал фотографии о современной судьбе и «тихой жизни» паровозов – точно выверенные, емкие и эмоционально сильные образы, создающие у зрителей эффект присутствия.

20.jpg

В 2011 году в одной из публикаций автор объяснил свое увлечение темой так:

«Было время – наши железные дороги выглядели совсем не так, как нынче. Еще в середине прошлого века на них царствовали паровозы – машины, обликом, как живые, с буйным огнем во чреве. Они дышали паром, коптили небо своими дымами и на бегу оглашали окрестности неповторимыми тревожными посвистами. Встречались крупные паровозы, едва помещавшиеся на поворотных кругах веерных депо, выстроенных красивым полукругом; были и маленькие труженики торфяных полей и лесоповалов, сновавшие по узкоколейным дорогам, которые охватывали всю страну.

76.jpg

Прогресс смёл паровозы очень быстро. Уступив место более экономичным машинам – дизельным и электрическим – почти все они, включая редкие и уникальные, ушли на металлолом к началу нынешнего века. Немногие остались для праздничных выездов и кинематографа, каким-то экземплярам повезло встать памятниками. Потом, по веянию моды, в России начали расти железнодорожные музеи, сколько-то паровозов стали ездить как аттракцион для публики. Они исправно пыхтят, гудят, изрыгают черный дым. Люди фотографируются на их фоне. Сейчас – это машины для забавы.

91.jpg

Но для железнодорожников (машинист, помощник и кочегар) в паровозной будке (то есть, в кабине) все по-настоящему. Когда рукав, подающий в локомотивный котел воду из тендера, вечером дает течь, то паровозная бригада прерывает ужин и работает до поздней ночи. Один из бригады обычно дежурит на паровозе с вечера до утра, чтобы следить за тлеющими углями в топке и за водой в котле; он дремлет на матрасе в будке. Эти люди повторяют обыденную службу, какой она была давным-давно, только им труднее, потому что паровозные мастерские не пережили закат паровозной эры. И посмотрите на нынешнего паровозного машиниста: он едет по графику электричек на старинной, на старой машине, которая даже, может, успела постоять на постаменте у депо и которая, не исключено, еще и отапливается кочегаром вручную (а сколько, представьте, пригородных пассажиров возмутятся, если паровоз вдруг встанет и за ним остановятся все электрички?). Бригада из прошлого, заброшенная в сегодняшний мир… Вот это меня и поражало, когда я фотографировал паровозы».

53.jpg

Выставка продолжит работу до 8 декабря.

58.jpg

46.jpg

49.jpg

78.jpg
28 января 2025
Все новости