Последние
новости
Общество

Кто будет это носить?

Репринты ситцев XIX века покоряют современных дизайнеров
Автор: Анна Семенова
7 мин
02 ноября, 2024
Перебирая вещи в бабушкиных закромах или проходя по залам Ивановского музея ситца многие часто вздыхают, мол, какие были рисунки - теперь таких не найти! Ах, вот если бы сейчас кто-нибудь из российских производителей текстиля начал выпускать подобные ткани!

Если вы из тех, кто мечтал о винтажных ситцах, то ваша мечта сбылась - благодаря пятилетней работе сотрудников Ивановского музея ситца и ХБК «Шуйские ситцы». О социокультурном проекте «Я буду это носить!» его участники рассказали 30 октября на пресс-конференции.

Карева.jpg

Пять лет назад, еще до ковида, в 2019 году сотрудники музея ситца во главе с заведующей музея Галиной Каревой (на фото справа) загорелись идеей: заколлабиться с кем-нибудь из ивановских производителей и выпустить ткани с оригинальными рисунками тканей XIX века. А потом попросить дизайнеров создать коллекции современной одежды из этих тканей, чтобы доказать: то, что производили дореволюционные текстильщики, не устарело и актуально по сей день. Да и крой одежды, которую носили наши прапрабабушки, вполне может использоваться нынешними модниками.

Коллекция.jpg

Поддержку удалось получить: с одной стороны, идеями музейщиков прониклось руководство АО ХБК «Шуйские ситцы» – одного из крупнейших производителей хлопчатобумажных тканей в России, а с другой - был получен грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Это только со стороны кажется, что воспроизвести рисунки XIX века на тканях просто. Но существует ряд технологических ограничений, особенно если речь идет о тканях ручной печати: даже современное оборудование не всегда может давать такой тонкий рисунок, которого добивались на мануфактурах 150 лет назад, используя ручные манеры (доски для набивки тканей). Кроме того, требовалось подобрать ткань, пригодную для пошива одежды: она должна держать форму, быть, что называется, носибельной и в то же время натуральной.

Для работы над проектом были отобраны 10 образцов музейных тканей – четыре из них производила фабрика Степана Посылина в Шуе (та самая, которая стала прародительницей «Шуйских ситцев»), еще шесть - фабрика Людвига Рабенека в Подмосковье.

Ткани2.jpg

«Почему мы взяли именно эти ткани? С одной стороны, они очень русские, традиционные для российских мануфактур, – говорит заведующая Ивановского музея ситца Галина Карева. – С другой – с ними связаны очень интересные моменты, ярко характеризующие состояние текстильной промышленности России в XIX веке. Например, у нас есть сведения об авторах рисунков посылинских ситцев, которые были реконструированы в рамках нашего проекта. А образцы ситцев Рабенека были взяты из альбома, который сыновья основателя фабрики подарили Дмитрию Бурылину на нижегородской ярмарке в 1896 году».

Надо сказать, что владельцы текстильных предприятий нередко дарили Бурылину такие альбомы для его коллекции – считается, что они впечатлились экспозицией ивановских ситцев ручной печати, которые он показал на той же Нижегородской ярмарке, и хотели таким образом войти в историю. И вошли. Жаль, что современные производители текстиля не используют этот шанс: в последние десятилетия музей очень редко получает такие альбомы. И когда их предприятия закрываются, все альбомы с образцами, как правило, оказываются в мусоре. Но это отдельная, совсем невеселая история...

Альбом Рабинека.jpg

Есть еще один любопытный момент: музейщики предложили производственникам воссоздать ткани, произведенные по довольно сложным технологиям. Ситцы Посылина делали по технологии ручной резервной кубовой печати, краснофонные ситцы Рабенека – по технологии механической вытравной печати. И, как говорят в музее ситца, современные технологи блестяще справились с очень непростой задачей, сумев воспроизвести и рисунок, и колористику почти неотличимо от оригинала. Только в одном образце пришлось немного изменить тон голубого цвета, чтобы он вписывался в общую колористику коллекции, признаются на «Шуйских ситцах».

Вторым этапом проекта было создание капсульной коллекции одежды из воссозданных тканей. В качестве тканей-компаньонов использовались бязи тех же «Шуйских ситцев». Предприятие заказало коллекцию преподавателям кафедры костюма и моды РГУ имени А.Н.Косыгина. Руководила работой над коллекцией Виктория Джанибекян. И эта коллекция, получившая название «Ткани со смыслом: наследие мануфактур», уже произвела фурор на фестивале «Русский костюм» в Ярославле, куда ивановцы привезли и ткани, из которых была пошита коллекция.

collage.png

«Я очень давно не видела очередей за ивановскими тканями, а именно это и происходило в Ярославле», – делится впечатлениями Галина Карева. Ткани, действительно, привлекают внимание – и дело не только в рисунках, но и в качестве. Это перкаль, причем для улучшения потребительских свойств при отделке использовалась двойная газоопалка и двойное каландрирование. Кроме того, их плотность даже превышает плотность дореволюционных аналогов (57 нитей на см вместо 42 нитей у оригиналов). В результате ткани получились с шелковистым блеском, очень приятные на ощупь и в то же время достаточно плотные, чтобы из них производить одежду. По информации, которую озвучила директор по брендам ХБК «Шуйские ситцы» Елизавета Кувшинова, спрос на ткани, выпущенные в рамках проекта «Я буду это носить!», оказался огромным. Сейчас приобрести их через сайт «Шуйских ситцев» не получится – на складе все закончилось. Правда, обещает Елизавета Кувшинова, в ноябре будет выпущена новая партия.

Фото ШС.jpg

Основные покупатели – это дизайнеры, небольшие производители одежды, этнографические коллективы, мастера, которые занимаются лоскутным шитьем и производством тканевых кукол, кинематографисты.

Казалось бы, можно констатировать, что проект увенчался успехом. Но на самом деле это еще не финал, говорит старший научный сотрудник Ивановского музея ситца Юлия Блавдзевич. «Сейчас ведется активная работа по созданию новых коллекций одежды из репринтных тканей, – рассказала она. – В ней участвуют дизайнеры Ксения Демьяненко (г. Иваново), Светлана Оспищева (г. Москва), Наталья Захарова-Прангишвили (г. Минск)». Музейщики обещают, что в Иванове эти коллекции тоже можно будет увидеть. У проекта «Я буду это носить!» есть один аспект, который делает его своего рода прецедентом. Сотрудничество музея с «Шуйскими ситцами» – первый пример, когда предприятие заключило лицензионный договор на использование рисунков тканей из коллекции музея. И это важный шаг, в том числе, в борьбе с плагиатом, которым, к сожалению, периодически не гнушаются, сегодняшние участники рынка.

Коллекция2.jpg

Кроме того, хотя участники проекта не говорили об этом напрямую, есть вероятность, что на 10 рисунках из коллекции музея ивановские текстильщики не остановятся. И это правильно. В конце концов, оказалось, что в России немало желающих приобрести ткань с «историческим» рисунком, а в коллекции музея ситца – 560 тысяч образцов тканей. Почему бы не продолжить эту текстильную историю, вписав исторические ситцы в моду XXI века?
07 ноября 2024
Все новости