Лариса Башкова
Начало
Они вообще как-то вовремя появились, когда строился новый – и все надеялись – справедливый мир. Состоялись как художники на том историческом отрезке 50-х-70-х с оттепельной атмосферой утверждения счастья и устремленности в светлое будущее, с правильной ориентацией на общечеловеческую, отшлифованную столетиями, систему ценностей. Они – из того поколения, что свято верили в «мы наш, мы новый…», и в то, что мерило человека – его созидательные поступки и верность предназначенью. Молодые и отчаянно смелые, они набирали знания и практики с редко кому присущей работоспособностью, успевали за стремительной сменой событий, жадно черпали вдохновение в перемене мест, высоко ценили ближний и дружеский круг, пропускали через сердце лучшие литературные, поэтические и музыкальные опыты. Они шли в ногу со временем, а иногда и на опережение, соответствовали духу времени и творили свою, ни на кого не похожую параллельную художественную историю, свою художественную версию великих и частных событий. Началом пути в искусство была ЛЮБОВЬ, а искусство подпитывало и хранило их взаимное чувство. Сложился на многие десятилетия неразделимый всеми ветрами перемен семейный и творческий союз.
Успех
От первого успеха совсем еще юных на республиканской и всесоюзной выставках 1955-го и до наших дней они прошли – мало кому посильный – путь в искусстве длиною более чем в 60 лет. Признанием заслуг стали многочисленные дипломы, знаки, премии, звания, медали и ордена высокого достоинства. Коллекции более чем 20 музеев мира имеют их произведения. В запасниках музеев, бережно хранимые, они «не молчат», а только «набирают силу», универсальность и ценность, становятся предметом научных исследований. Без них, как показывает музейная практика десятилетий, -- и чем далее, тем более – немыслим ни один сколь-нибудь масштабный и концептуальный выставочный проект, дающий зрителю живое ощущение причастности к великой истории России и малой родины. Искусство мастеров, вобравшее в себя лучшее из реалистической традиции, декоративных и дизайнерских опытов и экспериментов, помноженных на неординарность ярких личностей, и ставшее, в конечном итоге, историко-художественной правдой и документом эпохи, востребовано и признано.
«Фирменный стиль»
Уверена, Нина и Валерий Родионовы не боялись и на старте ставить перед собой сверхзадачи, которые, в свою очередь, «провоцировали» им соответствовать. Только так, по-моему, закалялась сталь их характеров и рождался тот узнаваемый оригинальный пластический язык, который впоследствии будет квалифицирован исследователями как синтез изобразительного искусства и художественных практик текстильного производства. Именно за ними аналитики оставят первенство в создании нового типа произведения – картины-узора, картины-панно, панно-фрески, синтезированных из разно жанровых элементов: портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанр и раппорт текстиля («Натюрморт с самоваром» (1999), «Для будущих тканей» (1971), «Рассыпались наливные яблочки» (2011). В более широком смысле (при том, что это лидерство так и останется за ними) наследие Родионовых цитатами, репликами, авторскими интерпретациями «в исполнении» новых поколений художников будет не только использовано как «фирменный стиль» ивановского художественного почерка, но и получит новое актуальное, созвучное времени, прочтение.
Нина и Валерий
«Святая наука – услышать друг друга…» Как и можно ли этому научиться? Ах, как бы хотелось сейчас заглянуть в мастерскую художников, подсмотреть, как рождается их картина правды на холсте, чтобы разгадать феномен успеха, понять эту магию большого искусства больших мастеров… Как им удавалось видеть такой широкой оптикой, с близкого расстояния, жизнь, чтобы поднять до эпического звучания панораму русского раздолья и возвысить достоинство человека? Думаю, там, на холсте, где не добирала чувственной правды суровая мужская рука, вступала Нина и «вдыхала» в технически безупречную композицию и форму эмоцию высокого накала и всегда точную по месту. Осмелюсь предположить, что ей помогало это почувствовать «акварельное мышление», ведь именно акварель как техника, не терпящая ошибок и правок, может научить такой тонкой и скоростной оценки момента. Идти равным шагом и в одном направлении, дышать в унисон и понимать без слов, любить, наконец, – это про них. Большая наука – быть равным самому себе… С ними, я уверена, всегда было понимание своей миссии и одномоментно своего места и значения и, с другой стороны, осознание ответственности творить равнозначно таланту, а также понимание, что только время расставит все и всех по своим местам. Вот потому, когда ты как зритель вступаешь в диалог с картиной и «врастаешь» в нее, не покидает ощущение, что тебе как равному доверяют, ты улавливаешь в оттенках и нюансах искренность авторов, интеллектуальную элитарность их художественного мышления.
…Нет машины времени, чтобы заглянуть в прошлое. Только однозначно, что будущего в истории отечественного искусства без таких имен не существует.
Понимая, как непростительна банальность вопроса, и все же: как им все это удавалось и столь успешно во всех ролях, отмеренных им жизнью – семья, дети, творчество – и все совершенно?
Я знаю: секрета нет. Всему начало и основа всему – ЛЮБОВЬ.
Выставка Нины и Валерия Родионовых «Мы – художники-реалисты…» в художественном музее продлена по 2 июня
Общество
Нина и Валерий – искусством венчаные
В художественном музее