Последние
новости
Бизнес

Сроки для судов, апартаменты с НДС, комплексное развитие территорий

О законодательных новеллах 2024 года
Автор: Анна Семенова
13 мин
29 января, 2024
Марк Геллер, руководитель группы компаний «Константа Холдинг»

IMG-20240127-WA0002.jpg

Начиная традиционный обзор законодательных новелл, который мы уже много лет публикуем в начале года, я хотел бы обратить внимание на два момента. Первый заключается в том, что, безусловно, данный обзор не является всеобъемлющим: в 2024 году вступили и еще вступят в силу десятки, а может быть и сотни нормативно-правовых актов, каждый из которых может играть заметную роль в той или иной сфере правоотношений. И юристы, специализирующиеся на определенных темах, наверняка сочтут обзор недостаточным. Тем не менее, считаю важным озвучить наиболее значимые, на мой взгляд, темы для широкого круга предпринимательского сообщества, поскольку руководителю предприятия или топ-менеджменту не менее важно видеть основные тенденции в законотворчестве, чем профессиональному юристу.

Второй момент связан с общей ситуацией развития нормативно-правового поля нашей страны. Здесь следует отметить тот факт, что при активной нормотворческой работе, которая ведется в последние годы и на уровне Государственной Думы, и на уровне федеральных министерств и ведомств, тем не менее, каких-то эпохальных нормативных актов, которые бы вносили принципиальные изменения в правовое регулирование того или иного вопроса, мы не видим. Скорее, в последнее время идет отлаживание уже запущенных процессов, проработка и совершенствование уже действующего законодательства или подзаконных актов, распространение той или иной формы правового регулирования на другие отношения или вовлечение новых участников в уже апробированные отношения. На мой взгляд как юриста, это хорошая тенденция, поскольку, в отличие от того, что мы наблюдали, например, 10-15 лет назад, правовое поле в России можно назвать стабилизировавшимся, и всем участникам правоотношений легче ориентироваться в сложившейся ситуации.

Тем не менее, вот базовые моменты, на которые я хотел бы обратить внимание.

Мораторий на внеплановые проверки продлен

Действие моратория на внеплановые проверки субъектов предпринимательской деятельности постановлением Правительства РФ продлено на 2024 год. На мой взгляд, это доказывает, что никакой катастрофы с повальным несоблюдением предпринимателями обязательных требований (как боялись некоторые противники моратория) нет, что даже без постоянного жесткого контроля государственных органов бизнес может работать и работать не хуже, чем под этим контролем.

Да, после каких-то ЧП – аварий, массовых отравлений в общепите, несчастных случаев на производстве и т.д. – начинаются разговоры, мол, мораторий надо прекращать, надо те или иные отрасли вывести из-под моратория. Сейчас, например, модно говорить, что надо вернуть внеплановые проверки в ЖКХ. Есть голоса в пользу возвращения проверок субъектов саморегулирования в строительстве, поскольку здесь может идти речь о безопасности граждан.

Откровенно говоря, я скептически отношусь к подобной позиции: на мой взгляд, государственный контроль в том виде, в котором он был до 2021 года, не решал и не решит подобных проблем. Наоборот, мне кажется, что постепенно меняется культура бизнеса - с точки зрения соблюдения законодательства и желания не рисковать сверх меры. И, конечно, все бОльшую роль начинает играть клиентоориентированность и формирование института репутации. Именно эти механизмы в конце концов будут более эффективно влиять на работу бизнеса, чем государственные контрольные и надзорные органы. Правда, для их формирования нужны годы. Но тенденция уже обозначилась.

Судам увеличили сроки

Вступили в силу изменения в арбитражно-процессуальном законодательстве. Наиболее значимые изменения – особенно для тех, кто нередко участвует в процессах – связаны с изменениями сроков рассмотрения дел и жалоб. Например, срок рассмотрения дел апелляцией по правилам, установленным для первой инстанции, увеличен с 3 до 6 месяцев, срок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб – с 2 до 3 месяцев. Максимальное время перерыва в заседании теперь составляет не 5, а 10 дней. А срок, на который суд вправе отложить изготовление полного решения или определения, вырос с 5 до 10 дней.

Это нужно иметь в виду не только юристам, но и их клиентам, и руководителям субъектов предпринимательской деятельности, поскольку напрямую влияет на издержки, связанные с участием в процессах.

Однозначно оценить эти изменения сложно. С одной стороны, многие из нас знают, насколько загружены суды всех уровней, как арбитражные, так и суды общей практики. И такая загрузка, как и сжатые сроки рассмотрения, не лучшим образом влияют на качество рассмотрения дел. Особенно если учесть, что соблюдение судами сроков рассмотрения в последние годы находилось в зоне пристального внимания различных инстанций. Поэтому с точки зрения качества судопроизводства вполне можно посчитать эти изменения позитивными.

С другой стороны, любое увеличение сроков рассмотрения дела в суде – это серьезный рост издержек, которые несут стороны, участвующие в процессе. Кроме того, за время судебного разбирательства обстоятельства могут настолько существенно измениться, что предмет спора станет если не ничтожным, то его значимость может претерпеть заметную переоценку. А затраты, тем не менее, надо нести. С учетом того, что у нас не очень хорошо работает механизм компенсации убытков, упущенной выгоды и издержек, фактор времени становится еще более важным.

Сверхприбыль: пока не для Ивановской области

С 1 января вступил в силу закон о налоге на сверхприбыль: теперь, если средняя прибыль компании составляет более 1 млрд рублей в год, она должна будет заплатить дополнительный налог в размере 10%.

Правда, к резидентам Ивановской области эта новелла вряд ли имеет отношение: настолько крупного бизнеса у нас нет, разве что подразделения федеральных холдингов и госкорпораций. Тем более этот закон не касается малого и среднего бизнеса.

Главное, чтобы у законодателей не разыгрался аппетит и они не стали бы снижать критерии для плательщиков этого налога и расширять понятие «сверхприбыль».

«Детский» НДС – 10%

Расширен перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10% - это, в основном, товары для детей, такие, как детские стулья, стульчики для кормления, манежи, велосипеды, удерживающие устройства (автокресла) бутылочки, соски (включая пустышки), горшки, ванночки для купания и т.д. Рассчитывать, что эти товары подешевеют, вряд ли стоит, но можно надеяться, что рост цен на них будет меньше, чем на прочие товары и услуги. Но направление мысли законодателя однозначно позитивное.

Апартаменты попадут под НДС. Но не все

А вот для застройщиков 1 января 2024 года стало не самой радостной датой: теперь продажи апартаментов (объектов недвижимости, предназначенных для временного проживания граждан) облагаются НДС, как и продажи квартир. Правда, это касается только тех объектов недвижимости, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2024 года.

Логика законодателя в данном случае такова: когда апартаменты только появились как отдельный вид недвижимости, цены на них были значительно ниже, чем цены на квартиры. А сейчас они практически сравнялись с ценами на объекты жилой недвижимости. При этом, поскольку апартаменты относятся к нежилым объектам, застройщикам не надо соблюдать целый ряд требований, которые предъявляются к жилью, начиная от градостроительных норм и заканчивая санитарными. То есть сейчас при продаже апартаментов прибыль застройщиков значительно выше. Значит, есть смысл взимать НДС с продаж таких объектов.

В целом история с апартаментами тянется довольно давно, и основная проблема заключается в том, что при длительном отсутствии законодательного регулирования, связанного с этим видом объектов, уже сложилась определенная правовая практика. И в разных регионах она разная. Сейчас ведется работа над законопроектом, который должен устранить эту лакуну, но она идет довольно сложно – именно из-за того, что есть разная практика и начинается столкновение интересов, причем на достаточно высоком уровне, поскольку апартаментами занимаются крупные холдинги, федеральные девелоперы, имеющие серьезные лоббистские возможности, и для них важно, чтобы их интересы были определенным образом учтены. Сложно предсказать, увенчается ли успехом работа над законопроектом, но нормативное регулирование в данном случае очень важно, поскольку затрагиваются интересы потребителя: он должен понимать, что он купил, имеет ли право на социальную инфраструктуру – детские сады, школы, поликлиники, может ли он зарегистрироваться постоянно или только временно или вообще никак. Вопросов масса: можно ли в этих помещениях вести производственную деятельность или нельзя, нужно ли соблюдать требования по шуму как для жилья или нет? Обязаны ли собственники апартаментов содержать общее имущество, если дом не является формально жилым, как регулируются споры – жилищным законодательством или общегражданским, за счет каких средств проводится капремонт… Надеюсь, что в этом году ответы на эти вопросы будут даны.

Конечно, в основном проблема апартаментов касается крупных городов и курортной зоны – Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, где апартаменты достаточно популярны. Но такие объекты возводятся и у нас. Так что эта новелла затронет и некоторых ивановских застройщиков.

МРОТ – традиционный рост

С 2024 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличен до 19 242 рублей. Это традиционная ежегодная коррекция, правда, ее размер довольно значителен – на 18,5%. Но если вспомнить данные по инфляции, то такое решение федеральных властей не удивляет.

Соответственно, в расходах следует учитывать и рост самого МРОТ, и всех начислений, которые к нему привязаны.

Госзакупки: ждем подзаконных актов и меняем существенные условия

В законодательство по госзакупкам внесено немало изменений, но многие из них требуют принятия подзаконных актов органами исполнительной власти. Поэтому комментировать их преждевременно. После принятия этих актов мы планируем ряд мероприятий по разъяснению изменений в системе госзакупок.

Из принципиальных моментов следует отметить сохранение в 2024 году права проводить закупки у единственного поставщика. Эта норма была введена во время пандемии ковида, и с тех пор ее действие ежегодно продлевается. Отношение к ней разное, но в Ивановской области она используется точечно, поэтому каких-то серьезных проблем с ее применением не ожидается.

Еще один важный момент: сохраняется право заказчика вносить изменения в существенные условия контракта, прежде всего в стоимость закупки. Эта норма тоже была введена Правительством РФ во время пандемии и была связана, прежде всего, с взрывным ростом цен на стройматериалы и другие товары. тоже появилось во время пандемии. На мой взгляд, при волатильной экономике - а именно в таких условиях мы сейчас живем - это абсолютно нормальный подход, конечно, при некоторых ограничениях. Иначе срыв госзакупок будет обычным делом.

Вообще изменения в длительные правоотношения – достаточно актуальная, на мой взгляд, тенденция. Если стабильной экономике мы могли фиксировать условия и жить по ним долго и счастливо, сейчас и в частном, и в государственном секторе экономики это становится предметом дискуссии. В госзакупках уже не первый год разрешено вносить изменения в существенные условия контракта при наличии определенных обстоятельств. В рыночной экономике всегда так было, но были и исключения. Например, при заключении длительного договора аренды, стороны, как правило, фиксируют процент, на который арендная плата может ежегодно расти. В стабильной экономике это работает. Но в наших условиях это абсурд – предусмотреть справедливый процент индексации невозможно. Поэтому лучше, конечно, использовать расчетные формулы, привязываясь к каким-то плавающим показателям типа коэффициента инфляции.

Идет обсуждение возможности изменения условия концессионных соглашений. За 10 лет действия соглашения ситуация в экономике может измениться настолько существенно, что первоначальные условия станут обременительными для той или иной стороны. Наверное, к этому мы сейчас будем приходить все чаще и чаще, и тут возникает много вопросов. Очевидно, что подходы к таким изменениям должны быть плюс-минус единые, чтобы исключить коррупционные факторы. Но и оставлять все как есть нельзя, потому что тогда система превращается в экономически не выгодную для всех.

Комплексное развитие территорий как точка входа инвестиций

Вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс, касающиеся регулирования отношений комплексного развития территорий в строительстве. Я принимал участие в его обсуждении, и могу сказать, что, к сожалению, ряд норм, необходимых для его эффективной работы, не вошли в него. Сейчас идет работа над поправками, которые должны расширить и дополнить уже принятый федеральный закон, и я надеюсь, то в этом году они будут приняты.

Комплексное развитие территории – это эффективный инструмент для развития городов, позволяющий, с одной стороны, уйти от точечной застройки, а с другой – комплексно модернизировать города. Это очень актуальная тема, особенно если учесть, что высокая степень износа конструкций скоро будет характерна не только для «хрущевок», но и для «брежневок», которых немало и в городах нашего региона.

Практика комплексного развития территорий есть в городах-миллионниках – не только в Москве, но и в Краснодарском крае, в Тюмени, в Екатеринбурге. Благодаря появлению данного института создана возможность прозрачного привлечения крупных бюджетных и частных инвестиций в градостроительную сферу. Очевидно, что такие регионы, как Ивановская область, не могут позволить себе финансировать программу по примеру московской реновации, и инвесторы не слишком охотно к нам идут. Институт комплексного развития территории позволяет привлечь инвестиции, в том числе через Фонд развития территорий, создать условия, привлекательные для девелоперов, делать это системно и в итоге получить качественный продукт и при этом защитить на законодательном уровне интересы всех участников проекта. Надеюсь, что эту возможность наш регион реализует.
05 марта 2024
Все новости