Наверх
— 77,7780 ₽
— 91,5603 ₽

Гринпис России: Особого внимания заслуживает ответ, полученный из прокуратуры Ивановской области

21.11.2011
Гринпис России получил ответы из прокуратур Тверской, Ивановской и Ярославской областей на обращения по поводу деятельности главных управлений МЧС России в связи с торфяными пожарами 2011 года в этих трех регионах. В обращениях Гринпис, направленных в Генеральную прокуратуру РФ, шла речь о сокрытии и искажении информации о лесоторфяных пожарах в Конаковском и Кимрском районах Тверской области, Южском районе Ивановской области, Переславском, Ростовском и Рыбинском районах Ярославской области. Гринпис просил Генеральную прокуратуру принять меры по расследованию обстоятельств, приведших к сокрытию и искажению информации о лесоторфяных пожарах, по выявлению виновных лиц и по привлечению их к установленной действующим законодательством ответственности.
Суть всех трех полученных ответов такова: в ходе проведенных проверок нарушений требований федерального законодательства не установлено, основания для вмешательства прокуратуры отсутствуют. Полные тексты всех трех ответов приводятся внизу.
Особого внимания заслуживает ответ, полученный из прокуратуры Ивановской области. Из него следует, что МЧС, с точки зрения прокуратуры, имеет полное право не информировать население через средства массовой информации о природных пожарах, пока эти пожары не привели к гибели как минимум пяти человек, или к причинению ущерба здоровью как минимум десяти человек. При этом обязанность информировать население через СМИ о прогнозируемых и возникших пожарах возложена на МЧС указом Президента, а право не информировать, пока пожар не привел к пяти жертвам или десяти пострадавшим, даровано приказом министра МЧС (это к вопросу о том, кто у нас в стране главный).

Цитата из ответа Прокуратуры Ивановской области:
"Также сообщаю, что согласно п. 8 Положения о Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, одной из основных функций МЧС России является информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты. Однако согласно п. 4.1. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являющегося приложением к Приказу МЧС РФ от 29.06.2006 N 386, решение об информировании населения о пожаре через средства массовой информации принимается лишь о крупных пожарах и только в случаях, если пожар имел определенные последствия, в том числе погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более. В связи с тем, что ни одно из указанных выше условий при пожарах в Южском районе в августе-сентябре 2011 года не имело место основания для информирования населения о данных пожарах через средства массовой информации и по иным каналам у ГУ МЧС России по Ивановской области отсутствовали".

Фактически из ответа Прокуратуры Ивановской области следует, что органы МЧС вовсе не обязаны информировать население через СМИ о пожаре, который только угрожают жизни и здоровью граждан - они должны дождаться появления погибших или пострадавших, и лишь после этого принимать решение об информировании населения об этом пожаре через СМИ. Ответы двух других прокуратур в той или иной степени эту мысль подтверждают.
Таким образом, некая промежуточная точка в вопросе об информировании населения об угрозах, связанных с природными пожарами, поставлена. Рассчитывать на МЧС не приходится - с точки зрения прокуратуры, оно сначала должно дождаться появления погибших или пострадавших, а уже потом принимать решение об информировании населения. Соответственно, гражданам надо вырабатывать какую-то свою, не зависящую от государственных органов и официальных СМИ, систему оповещения друг друга об угрозах, связанных с пожарами на природных территориях.
Параллельно с этим надо добиваться отмены приказа МЧС от 29.06.2006 № 386, в явном виде противоречащего указу Президента РФ от 11.07.2004 № 868 и создающего условия для сокрытия и искажения информации об угрозах, связанных с природными пожарами. Однако, вряд ли это получится сделать до начала пожароопасного сезона 2012 года (до которого осталось чуть более четырех месяцев), так что и в следующем году получать своевременную информацию об угрозах, связанных с природными пожарами, из государственных источников граждане не смогут.

Вернуться к списку новостей