Сегодня исполняется 90 лет Алексею Петровичу Шульпину, которого хорошо помнит старшее и очень старшее поколение ивановской интеллигенции. Он всю свою жизнь посвятил искусству и театру, отдавая ему всю свою душу, где бы он ни работал – в Иванове или в Москве.
Выйдя на пенсию, Алексей Петрович начал писать воспоминания о своём времени и о себе в нём, которые постоянно дорабатывает и которые когда-нибудь обязательно будут изданы. Тексты его представляют и литературный и исторический интерес, ведь он пишет только о тех событиях, участником которых был лично.
Вот как он описывает в них историю создания театра-студии, который сегодня помнят как театр Регины Гринберг.
«Я пришел к директору и художественному руководителю областного драматического театра с предложением открыть студию. Иван Никифорович Алферов был молод, только что возглавил театр, и мое предложение ему пришлось по душе. Конечно, у каждого из нас были свои цели. Мне хотелось собрать увлеченных театром ровесников (многих я хорошо знал), разбросанных по разным драмкружкам, в один коллектив и всерьез заняться театральным делом. Алферов надеялся через студию пополнить труппу талантливыми молодыми актерами.
О своей идее мы рассказали руководству обкома комсомола и управления культуры. Нас поддержали. Было принято официальное постановление обкома комсомола о разрешении открыть студию. Начальник областного управления культуры Николай Васильевич Таганов издал соответствующий приказ.
Действовали мы быстро. Объявили набор. Провели, как и положено, прослушивание. Собралась группа действительно талантливых ребят: студенты, стар¬шеклассники, служащие.
Позже я задавал себе вопрос: почему возникла идея именно студии? Почему при областном драматическом театре, а не при каком-нибудь Дворце культуры? Мы еще ничего не могли знать о студии молодых актеров «Со¬временник», которая только зарождалась в Москве, о молодежных коллективах в Перми и Омске, о студенческих коллективах МГУ – студии «Наш дом» и Студенческом театре. Все это были явления одной цепи и начинались в одно время. Тогда студийные двадцатые годы давали о себе знать самыми различными путями.
Не помню, каким образом в нашей домашней библиотеке появилась первая книга по театру (кажется, я выменял ее у своего одноклассника на какой-то более интересующий его предмет) «Вахтангов. Записки. Письма. Статьи». На титульном листе штамп: «Иваново. Прядильно-ткацкая фабрика им. Дзержинского. Библиотека». Вот они, парадоксы времени: невероятное сочетание дат, имен, смыслов: Вахтангов, Дзержинский, 1939 год, Прядильно-ткацкая фабрика, 1956 год, молодежная студия.
Еще в студенческие годы я часто заглядывал в эту книгу. Меня завораживала ее необычная (по сравнению с привычными учебниками тех лет, литературными текста¬ми) структура: калейдоскоп коротких, очень личных, заряженных необыкновенной энергией заметок, писем, дневниковых записей, набросков программ. И на каждой странице – студия, студия, студия... Первая студия МХТ, где Вахтангов играл и режиссировал, Студия Гунст, где он преподавал, еврейская студия «Габима», где он преподавал и ставил спектакли. Наконец, своя студия, набранная из любителей, студентов московских вузов, ее драматичнейшая история, которая завершилась созданием театра, позже названного именем Вахтангова. Знаменитый спектакль «Принцесса Турандот» впервые был сыгран именно в студии со студийцами…
Думаю, что книга Вахтангова в немалой степени определила – во всяком случае на первых порах – судьбу нашей ивановской студии.
Теперь надо несколько слов сказать еще об одном человеке – Регине Гринберг. Выпускница МГУ, она появилась в Иванове где-то в конце сороковых годов, преподавала и вела драматический коллектив в техникуме. Не помню, как мы с ней познакомились. Возможно, она видела наш школьный спектакль по «Старым друзьям». Пьесу Малюгина она очень любила и, кажется, даже игра¬а в ней во время учебы в МГУ. Что точно помню, это ее приглашение посмотреть «Старых друзей» в ее коллективе. С тех пор наши пути частенько пересекались на разных театральных мероприятиях. Мы обменивались впечатлениями и расходились по своим делам. Вновь и неожиданно встретились в комиссии, которая формировала студию. Я — как представитель обкома комсомола, Регина Гринберг – как член молодежной секции местного отделения Всероссийского Театрального Общества (ВТО). Я к тому же еще и поступал в студию. Со всеми на равных читал положенные стихи, прозу, басню. Регина стала часто заходить в обком – интересовалась, как идут дела. Ее явно притягивала талантливая группа, собравшаяся под сенью профессионального театра.
А дела наши складывались так. Несколько месяцев интенсивных занятий техникой речи, сцендвижением, танцем, музыкой, актерским мастерством. И вдруг обвал. Иссякли деньги. Прекратились занятия. Студийцев стали занимать в массовых сценах новых постановок театра. Троим, в том числе и мне, предложили перейти в труппу. Но у нас были другие планы. Мы хотели большего.
Вот тогда Регина Гринберг и предложила вместе создавать на базе студии молодежный театр. Действовать надо было, как и в момент организации студии, незамедлительно. Пока не остыла почва, подогретая Московским Всемирным фестивалем, не завял наш росток. Тут, как нельзя кстати, пришлась моя должность, связи, да и организаторский опыт. Через обкомовское руководство и управление культуры договорились с дирекцией драмы, что за нами на следующий сезон (1957 —1958) закрепляется одна из репетиционных комнат. И начали репетировать пьесу Галича «Походный марш». В ней было много действующих лиц, и можно было занять всю студию. Ее романтический стиль соответствовал нашему состоянию духа. К тому же в пьесе переплетались героико-поэтическая военная тема и тема строительства нового города – важнейшие мотивы советской молодежной драматургии тех лет. Мы намеревались выпустить спектакль к осени 1958 года – к сорокалетнему юбилею Ленинского комсомола. Весной продемонстрировали свою работу в репетиционном зале драмтеатра, собрав представителей партийных, государственных, профсоюзных органов. Зрелище произвело впечатление, и нам было предоставлено помещение дворца культуры машиностроителей для завершения спектакля, выделены деньги на оформление и техническое оборудование.
Весь сезон 1958-59 года мы играли этот спектакль еженедельно. Так начиналась история Ивановского молодежного театра (позже я описал его становление и деятельность в книге «Молодежные театры России». СПб., Дмитрий Буланин, 2004, глава «Молодежный театр из пятидесятых»).
Работа в студии, а потом в Молодежном театре, определила очень многое в дальнейшей жизни – профессиональной и личной, мою приверженность студийным формам рождения театра, понимание студийности как специфического российского феномена, коренящегося в менталитете, особенностях общественного уклада и философии жизни.
На нашу с Региной Гринберг долю выпала увлекательная и труднейшая задача – строить коллектив, аналога которому в городе не было. Думаю, и в России того времени вряд ли можно было обнаружить нечто подобное. Попытки были.
Известно, что Ролан Быков пришел в университетский коллектив с целью на его базе создать студию, а потом независимый от МГУ профессиональный театр. И многого достиг, поставив оригинальный, сценически и социально острый спектакль «Такая любовь» П. Когоута. Ему удалось добиться собственного расчетного счета, набрать солид¬ный штат технических и административных работников. Но оторвать театр от бдительного партийно-профсоюзного руководства университета он так и не смог. Мы же – ивановский Молодежный театр – с рождения оказались в межведомственном пространстве.
Шефом театра был обком комсомола, зарплата руководителя и постановочные расходы обеспечивались из бюджетов областного совета профсоюзов и профсоюза текстильщиков, работал театр на базе фабричного клуба, который постепенно терял иные функции, становился сценической площадкой, оснащавшейся современной профессиональной свето-звуковой аппаратурой. Это был по существу первый самостоятельный, самоуправляемый коллектив, предвосхитивший театры-студии конца 80-х — начала 90-х годов.
Все попытки местного руководства прибрать театр к рукам, встроить в систему клубных кружков не удавались по двум причинам. Во-первых, коллектив быстро завоевал признание студенчества, научной, педагогической, художественной интеллигенции, среди которой были весьма авторитетные люди. Во-вторых, театр быстро наладил связи с московскими творческими организациями и союзами. На первый спектакль приезжали Олег Ефремов и Галина Волчек, «освятив» ивановский театр именем «Современника».
Весной 1958 года мы сыграли «Походный марш» в Москве, на ВДНХ, в павильоне «Культура». Александр Галич был болен и не пришел на спектакль, но пригласил ивановцев домой, подробно расспрашивал о постановке. В дальнейшем, когда репертуар театра стал строиться на ином материале – не вписывавшейся в каноны соцреализма поэзии и драматургии, поддержать его не однажды приезжали Евгений Евтушенко, Александр Вознесенский, Булат Окуджава, «Баню» Маяковского оформляла Сельвинская, а «Параболу» Вознесенского – Эрнст Неизвестный. Театр был участником престижных фестивалей, о его спектаклях писали ведущие художественные и театральные издания.
Регина Гринберг училась в московском режиссерском семинаре при ВТО, актеры выезжали на просмотры важнейших премьер. Еще в начале 1958 года две группы актеров получили творческие командировки в Москву и Ленинград».
Шульпин Алексей Петрович
родился 29 июня 1933 года в городе Иваново.
В 1951 году закончил Ивановскую мужскую школу № 22
1951-1955 гг. учился на историко-филологическом факультете Ивановского педагогического института
1955-1961 гг. работал инструктором по культурно-массовой работе, затем зам.зав. отделом пропаганды Ивановского обкома ВЛКСМ (в эти годы - участие в создании студии при Ивановском областном театре драмы и Молодежного театра (режиссер Регина Гринберг)
1961-1967 гг. – заместитель начальника Ивановского областного управления культуры по искусству (в эти годы заочная учеба и окончание ГИТИСа). В его ведении - учебные заведения культуры (музыкальное, художественное, культурно-просветительное училище) и 4 областных театра
1967-1970 гг. – очная аспирантура Академии общественных наук при ЦК КПСС по кафедре литературы и искусства
1970-1980 гг. – преподаватель эстетики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ и одновременно внештатный консультант Всесоюзного театрального общества (ВТО) по самодеятельным и любительским театрам, автор ряда книг о театре
Сентября 1980 – начало 2000-х гг. – сотрудник отдела народной художественной культуры Научно-исследовательского института искусствознания, одновременно – член жюри ряда театральных фестивалей и внештатный консультант ВТО, затем – СТД (Союза театральных деятелей России), автор ряда книг о театре.
Сейчас на пенсии.
Общество
Алексею Шульпину 90 лет
Фрагмент из театральной жизни