Последние
новости
Интервью

«Люди судят о тебе по тому, как ты действуешь в неприятной ситуации»

Автор: Анна Семенова
14 мин
07 апреля, 2023
Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье

В апреле 2011 года Дмитрий Ковров, который до этого много лет работал резчиком камня в фирме по производству памятников, решил открыть собственную мастерскую. Казалось бы, зачем? Преимущества сомнительные: в этой сфере хорошие мастера получают очень солидные зарплаты, при этом мемориальная сфера, с одной стороны, весьма специфична, а с другой – высококонкурентна. Да и ответственность предпринимателя и наемного сотрудника несопоставимы – первый, если что, отвечает не только перед своими работниками, но и перед государством.

За прошедшие 12 лет мемориальная компания «Память в камне» встала в один ряд с самыми известными ивановскими производителями памятников, работающими на этом рынке еще с 90-х годов. А супруги Дмитрий и Яна Ковровы стали хорошим примером того, как можно выстроить активно развивающийся бизнес и сохранить семью как одну из главных ценностей. Дочитайте до конца – там вас ждет приятный сюрприз.

010_K_Gertye (1) - внутрь.jpg 

- Дмитрий, почему вы вообще решили создавать свою организацию? Зачем было идти на риск при не очевидном результате?

Дмитрий Ковров:

- Если смотреть снаружи, то, действительно, преимущества были на тот момент неочевидны. Но у меня возникла, скажем так, внутренняя потребность. Я в мемориальном бизнесе начинал с самых низов, знаю всю производственную базу, от закупки камня до установки, и в какой-то момент я понял, что хочу работать сам и организовывать процесс так, как я считаю правильным. И время показало, что это было верным решением, несмотря на то, что мы как и все прочие предприниматели, сполна прочувствовали на себе все кризисы последних 10 лет.

- Вы изначально решили, что Яна возьмет на себя функции коммерческого директора?

Яна Коврова:

- Нет, конечно (смеется). Я тогда сидела дома с младшей дочерью, и когда Дима решил открыть свое дело, поначалу помогала ему только в каких-то самых простых делах: что-то распечатать, найти или оформить какие-то документы, что-то по бухгалтерской части – этот опыт у меня был, я работала до декретных отпусков в нескольких фирмах. А потом как-то само все стало складываться: надо организовывать работу выставочных залов, решать какие-то юридические вопросы, давать рекламу. Пришлось многому учиться – до этого я на кладбищах бывала только у родных в Астраханской области.
Так с тех пор и учусь всему, а в последние годы и наши сотрудники регулярно учатся. Практика показала, что сейчас без постоянного повышения квалификации невозможно, даже в такой отрасли, как наша.
Дима любит и знает производство, готов заниматься этим день и ночь, вникает во все тонкости – а мне достались административно-организационные вопросы. Но в любом случае окончательные решения принимает он, и вся ответственность и за компанию, и перед заказчиками лежит на нем.

IMG_5037 (1).JPG 

- Насколько сложно было выходить на рынок производства памятников?

Дмитрий Ковров:

- Это называется рынок мемориальных услуг, потому что он включает не только производство памятников, но и их установку. Нас часто путают с ритуальными услугами, но это две принципиально разных сферы.
Непросто, конечно, было – и 12 лет назад, и сейчас в сфере мемориальных услуг существуют и сильные крупные компании, и мелкие, чуть ли не гаражные мастерские, и бригады шабашников-установщиков. Но я с самого начала хотел создать организацию, которая работала бы надежно и устойчиво, и долгие годы. Я не считаю возможным кидаться за быстрыми деньгами: сегодня ты где-то «срубил» такие деньги, а завтра с тобой не будут иметь дело. А мне нужно семью содержать. Так что я строил бизнес и подбирал сотрудников именно по принципу надежности.

- Но ведь установка памятников – дело сезонное. Да и потенциальные заказчики, как мне кажется, начинают задумываться об обращении за такими услугами ближе к весне. Получается, что на сезон нанял работников - а на зиму их надо увольнять?

Дмитрий Ковров:

- Как правило, в нашем бизнесе так и происходит. И это было, наверное, одним из самых сложных моментов: невозможно требовать от людей качественной работы, если они знают, что через полгода они уволятся. Мы в конце концов выстроили нашу деятельность таким образом, что сотрудники заняты круглый год. Те, кто изначально работал в обработке камня, освоили специальности в установке. Они знают, что будут иметь стабильный и достойный доход в течение всего года, смогут обеспечивать свои семьи, поэтому у них есть хороший стимул относиться к своим обязанностям добросовестно. Конечно, добиться этого удалось не сразу, с кем-то из сотрудников приходилось расставаться, и не всегда без проблем. Тем не менее, уже несколько лет эта система работает.

069_K_Gertye (1).jpg 

- С 2011 года в экономике страны было несколько серьезных кризисов. Как вы проходили их?

Дмитрий Ковров:

- По-разному, как и все. Самым тяжелым, пожалуй, был 2020 год. С одной стороны – пандемия, локдаун, невозможность получения заказов, поскольку пункты приема не попадали в категорию социальных услуг и были несколько месяцев закрыты. Плюс рост цен на стройматериалы, используемые при установке, и на природный камень. С другой стороны, у нас возникли серьезные проблемы с помещением для производственной площадки: до 2020 года она располагалась на территории бывшего «Ивтекмаша», однако затем эти помещения были выкуплены компанией «Профессионал», и нам пришлось искать другое помещение.
Это легко сказать, но на практике я должен был в течение месяца найти помещение и перевезти туда сырье и оборудование общим весом около 1 тысячи тонн. Кто перевозил производство, тот меня поймет. И это оказался не последний переезд: через некоторое время нам опять пришлось искать помещение, поскольку собственник предоставил договор, который нас не устроил. И тогда я понял, что нужно не арендовать, а покупать свое помещение – третий переезд обернулся бы серьезными «повреждениями» для организации.
Думаю, в той ситуации большую роль сыграл наш коллектив: сотрудники понимали, что от работы каждого зависит дальнейшая судьба всех. И, конечно, то, что мы, что называется, уперлись и делали то, что должны делать. Как в песне: те, кто не струсил и весел не бросил, тот землю свою найдет.

- Нашли свою землю?

Дмитрий Ковров:

- Да, не без проблем, но нашли. И через некоторое время нашли кредит на устраивавших нас условиях, чтобы выкупить и землю, и помещение на улице Фрунзе.

044_K_Gertye.jpg 

- Если вернуться к теме выживания на высококонкурентном рынке, то, на мой взгляд, коллектив организации – это полдела. Есть ведь еще и заказчики. И, как в любой другой сфере, всем хочется качественно и дешево. Так бывает в мемориальных услугах?

Яна Коврова:

- Конечно, нет. Высокое качество по низким ценам бывает только в недобросовестной рекламе. Никто же не будет работать себе в убыток. Например, если предлагают бесплатную установку памятника, то надо понимать: здесь или будет некачественная установка, скажем, без соблюдения технических норм, то есть памятник может «поплыть» уже на следующий год после снежной или морозной зимы, или будут некачественные материалы – на чем-то в любом случае сэкономят.
Наш подход заключается в том, что на каждом этапе мы отслеживаем качество выполняемых работ. Дима постоянно присутствует на производственной площадке, он видит все этапы изготовления изделий, нередко сам участвует в процессе производства. Мы контролируем и подготовку места захоронения к установке, и сам процесс установки. Сейчас уже знаем, наверное, все кладбища Ивановской области, и некоторые за ее пределами, знаем, где какие грунты, где какие сложности могут возникнуть. Поэтому мы изначально можем сказать заказчику, где надо делать усиленный фундамент, где необязательно, что будет, если сэкономить на тех или иных работах. Решение в конце концов принимает заказчик, но мы всегда его предупреждаем о возможных последствиях. И если даем какие-то рекомендации, то всегда отвечаем за качество. Поэтому мы и даем гарантию на наши работы до 7 лет, в отличие от некоторых наших коллег.

- И что, не бывает сбоев?

Дмитрий Ковров:

- Конечно, бывают – человеческий фактор есть везде. Мастер устал, заболел, менеджер где-то ошибся – а в итоге возникают проблемы. Полностью исключить ошибки там, где работают люди, невозможно.
Но принципиальный вопрос – как реагировать на претензии клиентов и на собственные ошибки. Можно сказать: есть закон о защите прав потребителей, пишите письменную претензию, мы в течение 14 рабочих дней ее рассмотрим. А потом тянуть до последнего, лишь бы лишнюю копейку не потратить. Или переводить все на менеджеров, прятаться за их спинами.
Мы все вопросы и претензии рассматриваем лично. Я считаю, что если мы упустили, то надо просто переделать, а не гонять людей по юристам и судам. Мне мое честное имя дороже, чем деньги – денег мы еще заработаем. Допустили ошибку – исправляем с минимальными неудобствами для заказчика, приносим людям извинения. Это, на мой взгляд, единственный достойный путь.

137_K_Gertye.jpg 

Яна Коврова:

- У нас был один заказчик, которому мы недоделали заказ: то ли вазу не установили, то ли еще что-то подобное – просто сотрудники в запарке в разгар сезона забыли. Он позвонил, мы извинились, все сделали. А через некоторое время он приходит к нам по другому захоронению заказывать памятник. Я у него спрашиваю: почему вы к нам вернулись? А он отвечает: «Мне понравилось, как вы отреагировали на проблему».
Для меня это был серьезный урок: люди судят о тебе по тому, как ты действуешь в неприятной ситуации. И мы учли этот опыт в нашей дальнейшей работе.
Вообще, если разобраться, ко многим решениям, в том числе, связанным с организацией бизнеса, мы пришли по итогам каких-то ошибок и неприятных ситуаций. Думаю, что это важно – учиться на собственных ошибках. И когда что-то происходит, когда возникают какие-то проблемы, я обычно спрашиваю не «за что это нам?», а «зачем это нам?». То есть что полезное мы можем извлечь из этой проблемы, чему научиться?

141_K_Gertye (1).jpg 

Дмитрий Ковров:

- Это тоже вытекает из установки, что мы работаем вдолгую. Мы не отворачиваемся от заказчика, даже если он сам ошибается. Не пускаем его по бюрократическому кругу – пишите заявление, а мы рассмотрим. Благо, таких случаев немного, и мы рассматриваем каждый вопрос лично. А я предпочитаю выстраивать стратегию развития лет на 10 вперед, хотя бы в самых общих чертах. Конечно, я не альтруист – я предприниматель, цель которого обеспечить качественную жизнь себе и своей семье. Но считаю, что для этого и работать на рынке нужно достойно, не гнаться за глупым обогащением и поддерживать репутацию своей компании и своей фамилии.

- Альтруист не альтруист, но в ряде благотворительных мероприятий вы участвовали. Например, именно компания «Память в камне» устанавливала мемориальные комплексы на местах захоронений известных ивановских боксеров…

Дмитрий Ковров:

- Кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Мы изготовили и установили памятники Бушуеву В.В, Кудрявцеву В.В., Лещову Ю.И., Саше Тишкину (воспитанник Бушуева, сирота). Это была моя инициатива и моя внутренняя потребность.

- Понимаю, что это личное, но все-таки можно поподробнее?

Дмитрий Ковров:

- Я занимаюсь боксом, мне близок этот вид спорта, его философия. Бокс - это умение держать удар и отвечать. Эти же качества необходимы предпринимателю. Я уважаю людей, которые достигли результатов в этом виде спорта, мне интересно с ними общаться.
И когда возник вопрос об обустройстве захоронения Владимира Васильевича Бушуева – мастера спорта СССР, заслуженного тренера, воспитавшего более 50 мастеров спорта – я предложил сделать это. Мы согласовали эскиз, изготовили, установили. Потом это дело было продолжено.
Если сформулировать, зачем мне это было надо, то, наверное, это был мой долг по отношению к людям, которые так много сделали для ивановского спорта. Это не про деньги, это про душу и ее потребности. И работая над этими памятниками, я получил такой заряд положительной энергии, такой душевный подъем, какой ни за какие деньги не купишь.

094_K_Gertye (1).jpg 

- А как строятся отношения с конкурентами? Или в вашем бизнесе каждый сам за себя?

Яна Коврова:

- Мы между собой их называем не конкурентами, а коллегами. Это важно: мы не ведем ни с кем войну, не занимаемся демпингом или переманиванием сотрудников – мы учимся у коллег по мемориалке тому, что у них получается лучше. С таким отношением и жить продуктивнее, меньше негатива, который ведет к регрессу.

- И еще один личный вопрос: как вы умудряетесь совмещать семейную жизнь и тесное сотрудничество в бизнесе? Быть рядом и дома, и на работе – это серьезное испытание для брака…

Дмитрий Ковров:

- Для меня семья – это основное в жизни. Семья - опора для достижения результата. А когда рядом единомышленник, с которым можно проговорить какие-то идеи, попытаться найти решение какого-то сложного вопроса – это огромное преимущество. Важно знать, что есть с кем встать спиной к спине за то, что дорого обоим.

Яна Коврова:

- Конечно, важно уметь «отпускать» рабочие моменты дома. Мне проще, женщины легче переключаются. Но я стараюсь дома максимально отгородиться от работы. Понятно, что не всегда получается, некоторые рабочие процессы мы и домой переносим. Но в рабочем процессе все-таки значительную часть каждый из нас занят своими задачами. Думаю, их четкое разграничение и то, что стратегические решения принимает именно он, снимает очень многие потенциальные конфликты. Не стоит вопрос, кто главный – мы его давно решили (смеется).

В подарок к своему 12-летию мемориальная компания «Память в камне» дарит своим заказчикам скидку 25% на выставочные образцы по промокоду «Слухи и факты» до 30 апреля 2023 года.

098_K_Gertye (1).jpg 
16 июля 2024
Все новости