Анна Семенова
Во мне тут внезапно проснулась яжемать. И разбудили ее отнюдь не дети, благополучно достигшие возраста частичной уголовной ответственности, а наши прекрасные бюрократы в погонах и без. Так что теперь хочу поделиться своими опасениями с городом и миром.
В начале ноября в местных пабликах промелькнула информация, что наш губернатор своим указом обязал школы обзавестись веревочными лестницами и прочими канатно-спусковыми устройствами, чтобы в случае чрезвычайной ситуации дети могли спуститься из окон второго, третьего или четвертого этажа школы.
Фото: akak7.ru
Все родители представили себе эту дивную картину? Дети, спускающиеся по веревочным лестницам из окон третьего этажа, висящие, как сосиски, по стенам; учителя, большинство из которых находятся в весьма почтенных летах, в аналогичной диспозиции? Падающие тапки и рюкзаки? Накапайте себе и близким корвалола и продолжайте читать.
Так вот, если верить указу №141-уг «Об утверждении решений антитеррористической комиссии Ивановской области от 24.10.2022», то ответственным за «наличие в каждом классе, начиная со второго этажа и выше, снаряжения для аварийного спуска из окна» является начальник департамента образования Ивановской области Ольга Антонова, а срок исполнения поручения «обеспечить наличие» - до 31 декабря 2022 года.
Я попыталась выяснить подробности этого самого «обеспечения наличия», а заодно уточнить, каким образом наши дорогие чиновники собираются обеспечить безопасность детей при пользовании этими лестницами. Потому что ежели кто имел опыт использования хотя бы стремянки высотой от трех метров, может себе представить, что будет, если спускаться, скажем, с третьего этажа будут 12-летние подростки в количестве от 20 человек.
Заодно в запросе я поинтересовалась, а за чей счет будет этот спасательный банкет? Сроки, между прочим, поджимают, торги для закупки такого оборудования департамент провести явно не успеет, денег под губернаторские хотелки в бюджете явно не заложено. Ответ из департамента был прекрасен. Три четверти текста, уложившегося в лист А4, - это натуральная вода из названий постановлений и пересказа части моих же вопросов. И полтора абзаца, достойных внимания. Вот они:
«Объем финансирования, требуемый для оборудования классов спасательным снаряжением, будет рассчитываться каждой конкретной образовательной организацией отдельно, исходя из имеющейся потребности и выбранного вида снаряжения.
Обучение по использованию снаряжения для экстренной эвакуации будет проходить на теоретических занятиях по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности», а также в рамках плановых учений с привлечением сотрудников УМЧС России по Ивановской области».
Здесь можно накапать еще корвалола. И попытаться представить, как будет происходить теоретическое обучение детей пользованию веревочными лестницами (кто хоть раз проходил на работе инструктаж по пожарной безопасности, знает, насколько эффективен этот процесс). Или эксперимент по обучению спуску с помощью сотрудников МЧС…
Вопросы про то, откуда возьмутся деньги на снаряжение для аварийного спуска, как будет обеспечиваться безопасность его использования и кто будет нести персональную ответственность в случае причинения ущерба здоровью ребенка при его использовании, остались без ответа.
Похоже, здесь мы имеем классический пример имитации бурной деятельности внутри региональной бюрократии. Из Москвы спущены ценные указания проработать, скажем, дополнительные меры безопасности. Суровые дяди и тети под предводительством губернатора собираются на совещания, хмурят брови и вносят предложения сообразно занимаемой должности. Заметьте, возможность наличия какого-нибудь родственника, производящего веревочные лестницы, я даже не рассматриваю.
Кто-то в погонах говорит, что, мол, в случае пожара дети не смогут покинуть верхние этажи – недоработочка, надо доработать. За школы у нас кто отвечает? Ольга Генриховна? Вот вам сроку два месяца, обеспечьте.
Нынешний бюрократический этикет, разумеется, не подразумевает, что на подобных совещаниях подчиненный может возразить начальнику, мол, решение идиотское, сроки нереальные, давайте уточним про финансирование. Нет, это вам не Таити: тут все берут под козырек, делают деревянное лицо и говорят «Есть!» (даже штатские, даже женщины так делают, что выглядит комично, а вот последствия всего этого обычно бывают совсем не смешные).
А дальше либо тема заматывается – наши бюрократы это умеют делать, если им надо. Например, начинают бесконечную переписку об уточнении деталей, переносе сроков, внесении изменений в нормативные акты и т.д. При этом есть риск в случае реального ЧП попасть под раздачу и под уголовное преследование. Губернатор же поручал, а вы не выполнили – извольте под суд.
На этот случай у чиновников есть другой прием – перекладывание ответственности, в том числе финансовой, на нижестоящих. В данном случае – на муниципалитеты. Пишется какой-нибудь документ о передаче полномочий или поручение муниципальным органам образования «проработать вопрос» - и вот вам фиговый листик, которым в случае чего можно прикрыться. И денег из областного бюджета просить не надо.
А что муниципалитеты, у которых, разумеется, деньги на лестницы и прочие спасательные чудеса не запасены? А они привычно повесят все на сами школы – им же лучше известно, сколько классов у них на этажах от второго и выше, сколько лестниц надо, а деньги пусть изыскивают из внебюджетных источников. А какой самый простой внебюджетный источник у школ? Правильно, кошельки родителей. С учетом того, что самая дешевая веревочная лестница стоит 3,5 тысячи (10-метровая), а, например, в нашей не слишком большой школе такого счастья надо 16 штук, есть из-за чего начать чесать репу.
Замечу, что к реальной безопасности детей в школах все эти игрища имеют очень отдаленное отношение. Дяди в погонах и кабинетах себе ставят галочки и палочки, чиновники пожиже прикрываются бумажками, директора школ и учителя в легком офигевании, поскольку даже если лестницы будут закуплены, не факт, что их получится надежно закрепить. Пластиковые подоконники вряд ли выдержат необходимый вес. А отвечать за ребенка, упавшего с такой лестницы, что во время тренировки, что во время ЧП, никто не хочет.
Выводов из этой истории никаких не будет. Делайте их сами – особенно если в вашей школе вам начнут рассказывать про необходимость закупки спасательного оборудования. Позволю себе только напомнить, что обязанность по обеспечению безопасного пребывания детей в школах лежит на государстве (не ловите меня на слове, после изменений в Конституцию и ряд федеральных законов местное самоуправление у нас входит в систему публичной власти). Так что перекладывание этих расходов на родителей – штука сомнительная. Даже несмотря на все «нынешние непростые времена», как принято говорить в последние месяцы.
А если вы спросите, нафига я все это пишу, таки я вам отвечу: просто для того, чтобы вы представляли уровень компетентности лиц, принимающих решения и исполняющих эти решения. И уровень их трусости, не позволяющий сказать начальству в лицо правду. Впрочем, вы, наверное, и без меня об этом знаете. Ну, тогда это просто маленький дополнительный пример. И да, это повод для моей внутренней яжематери побубнить. Яжемать имеет право.
Общество
Бюрократические эксперименты с детьми и веревочными лестницами
Имитация бурной деятельности и должностной трусости