Наверх

Обращение игумена Виталия (Уткина) к Митрополиту Волоколамскому Илариону

29.10.2011
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Илариону,
Митрополиту Волоколамскому,
Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Ваше Высокопреосвященство!

К Вам обращается игумен Виталий (Уткин), секретарь Иваново-Вознесенского Епархиального управления.
В первую очередь, мне бы хотелось испросить прощения у Вашего Высокопреосвященства за то огорчение, которое произошло исключительно по моей вине, в связи с цитатой, предложенной Вам для комментария «Российской газетой».
Вы дали совершенно ясную, справедливую и точную оценку этой цитате. Я убежден, что Ваше интервью имеет огромное значение для той дискуссии о роли интеллигенции в Церкви и обществе, которая велась в Интернете последние месяцы.

Для меня это особенно понятно, ведь я уважаю Вас не только как одного из выдающихся архипастырей нашей Церкви, но и глубокого, стратегически мыслящего интеллектуала.
Так получилось, что за последний год особое значение для меня имели две Ваши книги – о святителе Григории Богослове и преподобном Исааке Сирине.
Именно поэтому мне особенно хочется объяснить происхождение данной цитаты и прояснить свою позицию.
Указанная цитата была искусно сфабрикована недоброжелателями из нескольких вырванных из контекста фраз, написанных мной в разное время по разным обстоятельствам.
В ходе ведшейся интернет-дискуссии об интеллигенции я, как теперь понимаю, крайне неудачно, предложил развести два термина - «интеллектуалы» (в положительном смысле) и «интеллигенты», придав последнему негативное содержание, сформулированное авторами знаменитого сборника «Вехи». Это вызвало не просто споры, а обиду и соблазн, в результате чего я публично в Интернете около месяца назад отказался от такой терминологии. К сожалению, часть обрывков моих резких фраз вне их контекста была использована недоброжелателями.
Вторая половина цитаты составлена из обрывка фразы годичной давности, когда мне довелось в Интернет-пространстве активно спорить с ресурсом, именующим себя «Русской народной линией» (РНЛ). Он активно выступает против курса Святейшего Патриарха. Особенно лживым нападкам на этом ресурсе подвергаетесь Вы и Ваши труды, направленные на благо Церкви.
РНЛ обвинила меня в модернизме, обновленчестве и либерализме, на что, защищаясь, я, среди прочего, опрометчиво отметил свое уважение к имперскому и советскому периодам нашей истории и крайне запальчиво, неудачно и, как теперь понимаю, соблазнительно, произнес имя Сталина.
С самого раннего периода моего воцерковления, с конца 80-х годов, я глубоко почитаю новомучеников и исповедников. Естественно, что говоря о «Сталине» я образно имел в виду, в первую очередь, победу в Великой Отечественной войне и сохранение державной государственности. Это отнюдь не было оправданием репрессий или презрением памяти всех пострадавших от безбожного режима. Но в других местах я всегда подчеркивал самое главное – все те негативные тенденции, которые мы наблюдаем сейчас в обществе, были заложены именно в советский период. Их главная причина – безбожие.
Я не являюсь и никогда не являлся сталинистом. Это просто невозможно в той епархии, одним из святых которой является святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский, скончавшийся в ссылке в 1945 году. Любые советские достижения условны в силу непомерной человеческой и духовной цены, заплаченной за них.
Мне приписана также вырванная из контекста фраза о неготовности России к демократии, однако в Интернете я неоднократно писал о глубинных исторических традициях низовой народной демократии, ставших залогом восстановления государственности в 1612 – 1613 годах. Но эта низовая демократия была христианской и глубоко нравственной.
Цитата, которой Вы дали глубокую и правильную оценку, составлена, как полагаю, обозревателем «Новой газеты» Л.Никитинским, затем предложена для комментария Г.Померанцу и З.Миркиной, опубликовавшим в связи с ней резкое обличительное письмо в мой адрес в «Российской газете». После этого письмо было предложено для комментария Вашему Преосвященству.
На мой взгляд, причиной всего происшедшего стало желание Л.Никитинского надавить на Иваново-Вознесенское Епархиальное управление в дисциплинарном деле некоего иеромонаха Илариона (Соколовского), резко критиковавшего в Интернете государственную власть, ведшего открытую оппозиционную политическую, в том числе предвыборную, агитацию, высмеивавшего курс Святейшего Патриарха. На основании решения Епархиальной Дисциплинарной комиссии иеромонах Иларион был направлен для приобретения монашеского опыта на один год в другой монастырь, что вызвало бурную реакцию антицерковных сил.
Я очень хорошо понимаю, каким источником соблазна стали мои резкие фразы, вырванные из их контекста и искусно скомпилированные. Этот соблазн породили моя собственная страстность и резкость, в которых я от всей души раскаиваюсь.
Прошу Ваше Преосвященство простить мою вину. Мне бы очень хотелось, если это возможно, поступить в руководимую Вами Общецерковную аспирантуру, чтобы не только систематизировать свои знания, но и продолжить начатое мной несколько лет назад исследование сопротивления Церкви беспрецедентному секулярному давлению на нее со стороны части государственной власти и общественности в 50-70- е годы XIX века.
Вновь сыновне испрашивая прощения и благословения Вашего Высокопреосвященства,

Игумен Виталий (Уткин)

Вернуться к списку новостей