Из интервью с директором Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева Юрием Ведениным.
РГ: Насколько используется туристический потенциал Центральной России?
Веденин: Используется он отвратительно, и не только в Центральной России, а по всей стране. Большая часть наследия, памятников находится в ужасном состоянии, они руинированы, исчезают, в них никто не вкладывает деньги. При передаче в частные руки памятники нередко приходят в еще большую негодность. Историческое наследие не используется процентов на 95.
Природные ресурсы тоже востребованы очень слабо. Я сейчас даже не могу сразу назвать объекты в Центральной России, кроме Селигера, которые можно считать туристическими... А ведь существует система национальных парков и музеев-заповедников, которые как раз и могли бы стать точками роста для туризма. Ясная Поляна, Михайловское, есенинские места, Хмелита, Новоспасское, "Смоленское Поозерье", "Угра"в Калужской области... Эти центры уже работают в нужном направлении, хоть и плохо работают, слабо. Одни, как Ясная Поляна, более раскручены, поскольку Льва Толстого знают и за рубежом, другие - вроде есенинских мест - за пределами нашей страны мало кому интересны. Однако, как я уже сказал, стратегии развития туризма в России нет, и все действия властей выглядят какими-то эпизодическими и хаотическими.
Но есть и такие города, где туризм развивается практически на пустом месте. Взять Плес в Ивановской области - место, связанное с Левитаном, опоэтизированное им. Благодаря появлению богатых людей, которые создают там сеть гостиниц и развивают инфраструктуру, удается привлекать туристов. Я только боюсь, что, как часто бывает, бизнес перейдет какие-то рамки и туризм деформирует основу, на которой возник. К сожалению, такое приходится наблюдать довольно часто. Как остаться в рамках - вопрос деликатный: чем больше раскручиваешь какое-то место, тем дороже становится земля, тем больше появляется людей, желающих использовать это в личных интересах.
Жизнь любого музея-заповедника немыслима без проведения каких-то праздников и фестивалей, это называется "событийный туризм". Но праздник празднику рознь. У нас порой он превращается в шоу, совершенно чуждое по сути и по духу той или иной территории. Как привлечь на такие мероприятия широкую публику и при этом действовать тактично по отношению к самому месту - рецептов быть не может. Такие вещи можно только чувствовать, и хорошо, если есть человек, который на это способен.