Последние
новости
Интервью

Дмитрий Сивохин: «Жители у нас не избалованы вниманием властей»

Кандидат в мэры рассуждает о том, как Владимир Шарыпов выполняет его программу
Автор: Алексей Машкевич
14 мин
18 января, 2022
Год назад в Иванове состоялись выборы нового «старого» мэра города Иваново. В конкурсном отборе участвовало семь претендентов из числа представителей политических партий и гражданских активистов. Кто-то пошел на выборы мэра ради личного пиара, у кого-то были мэрские амбиции, кто-то выступал спойлером действующего на тот момент мэра и главного претендента на должность Владимира Шарыпова.

Но был среди кандидатов человек, который представил, по мнению многих наблюдателей, наиболее актуальную программу развития города – Дмитрий Сивохин, руководитель отделения партии «Справедливая Россия – за правду» в городе Иваново. После представления его программы, на вопрос, как бы члены конкурсной комиссии оценили ее содержание, ему сказали: «на пять с плюсом», а один из членов комиссии пообещал передать программу действующему мэру, чтобы тот ознакомился с альтернативной точкой зрения на развитие города.

Сегодня Дмитрий Владимирович рассказывает, что же сподвигло его пойти на те псевдовыборы и написать свою программу. А заодно высказывает свое мнение о сегодняшней ситуации в городе.
Сивохин_2.jpg
Фото: ivanovo.spravedlivo.ru
Вот что рассказал Дмитрий Сивохин:

- Я шел на выборы главы городского округа Иваново с четкой целью – донести до сознания властей, что жителей города, в первую очередь, интересуют не какие-то абстрактные идеи развития областного центра, а вполне реальные проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно по месту жительства. И показать источники финансирования для решения этих проблем, если властям, все-таки, «зайдет» моя программа.

Являясь руководителем региональной общественной приемной партии «Справедливая Россия – за правду» и участвуя в выборах как кандидат одномандатник, я накопил достаточный материал, который мне очень хотелось обобщить и представить общественности. Так родились идея участвовать в выборах главы и программа развития города «Девять справедливых шагов на посту мэра». Плюс, положение обязывало – как-никак, руководитель городского отделения.

К тому же, я понимал, что моя программа будет интересна не только жителям города, но и найдет живой отклик у муниципальных депутатов, даже у единороссов. Большинство депутатов в городской думе – депутаты-одномандатники, выбранные по округам. Им приходится решать проблемы избирателей, чтобы те их переизбрали на следующий срок, а проблемы-то, при сегодняшнем положении вещей, не больно-то и решаются. Здесь у нас с ними общая цель – помощь жителям города.

И еще я понимал, что тот пласт проблем, который накоплен в городе, все эти неблагоустроенные улицы, дома – невозможно решить поодиночке, слишком много времени уйдет, здесь нужен подход комплексный, ведь проблемы однотипные по всему городу.

Так, во время муниципальных выборов 2020 года я получил больше 1500 наказов избирателей, и многие из них перекликались друг с другом. Мы их обработали, систематизировали и разослали обращения в уполномоченные органы… Но, даже после объединения дублирующих наказов, их оставалось очень много. Проблемы с дорогами, тротуарами, уличным освещением, общественным транспортом, разросшиеся деревья и кустарники, нескошенная трава, уборка мусора, ЖКХ, плохая работа управляющих компаний, брошенные животные, ветшающие детские сады и школы, их недостаточное финансирование, проблемы детского досуга и спорта...

Можно, конечно, бегать по кругу, мы этим и занимаемся, деваться некуда: обращения в администрацию города, области, в госжилинспекцию, в другие инстанции. При получении отрицательного ответа – обжалование в прокуратуре, в суде, обращения в вышестоящие инстанции. Так можно заниматься одним вопросом по нескольку раз. А проблемы возникают, вдобавок, и новые.

Поэтому вместе с осознанием количества проблем, имеющихся в городе, у меня возникло понимание – только комплексный, «системный», как говорят управленцы, подход, позволит разрубить этот «гордиев узел».

И своей программой я хотел донести, что такой подход будет понятен жителям и выгоден власти.

Почему выгоден власти? Им тоже надо повышать электоральную лояльность жителей и, думаю, они тоже не железобетонные, и постоянная критика должна им действовать на нервы. Ведь позитивная деятельность властей, конечно же, находит живой отклик у избирателей.

Приведу пример. В моей программе имеется пункт «Устройство уличного освещения». На момент написания этого пункта, в 2020г., в Иванове не было оснащено уличным освещением больше 100 километров дорог или порядка 500 улиц, в основном частного сектора и внутриквартальных дорог. Я предлагал разработать комплекс мероприятий по оснащению освещением улиц города. Предполагал, что этот вопрос, при наличии воли власти, можно решить лет за пять. Но даже я, при всем своем оптимизме, не мог помыслить, что вопрос уличного освещения в городе Иваново можно решить, буквально, за один год.

Что же случилось? Губернатор Станислав Воскресенский выделил денежные средства на строительство сетей уличного освещения, город добавил и работа закипела. Всего, ни много, ни мало, более 265 миллионов рублей. Это было, поистине, круто.

Можно только догадываться, что сподвигло губернатора на такой благородный жест. Может, он прочитал мою программу и проникся – ему тоже отправляли.

А может, до него дошла информация о том, что мэрия погрязла в судебных исках со стороны прокуратуры по поводу невыполнения требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в городе, из-за отсутствия уличного освещения (в том числе, и по нашим жалобам в ГИБДД). А, может, на его решения повлияла встреча с руководством ПАО «Россети» или предстоящие выборы в Государственную думу.

Можно только догадываться, но факт остается фактом: город Иваново освещен на 95%. И это – положительный факт, который не может не нравиться людям. У моих родителей, они живут в частном секторе, практически одновременно на улице положили асфальт и смонтировали уличное освещение. Удобней стало жить? Несомненно. Жители у нас не избалованы вниманием властей.

Думаю, если бы власти столь же ответственно подходили к решению и других проблем жителей, у «Единой России» были бы незыблемые позиции в глазах избирателей, и не надо было бы химичить с выборами. Все-таки, решение вопросов местного значения много значит для людей, определяет комфортность их жизни.

Конечно, необходимо еще решить накопленные проблемы в социальной сфере. Но это – тема отдельного большого разговора. Но, раз решение этих проблем в ближайшей перспективе не просматривается, у оппозиции впереди еще много дел.

Почему же проблемы не решаются годами и десятилетиями? Мне кажется, в своей программе я указал корневую причину этого. В ответах на обращения, которые мы получаем от администрации города, за исключением редких положительных случаев, основной посыл («посыл» и в прямом и переносном смысле) звучит так: «У администрации не хватает финансовых ресурсов на должное осуществление своих функций». Бюджет города Иваново – хронически дефицитный, дотационный, в основном существует за счет трансфертов региональных и федеральных властей. А, значит, полностью от них зависит. Дадут денег – будут в городе какие-то позитивные сдвиги, не дадут – будет и дальше прозябать.

И это – областной центр, средоточие культурной, политической, экономической жизни региона. Что уж говорить об остальных городах и прочих населенных пунктах.

В качестве иллюстрации приведу еще один пример из программы. Консолидированный бюджет РФ на 2021г. планировался в размере 26,5 триллионов рублей, или 181 000 рублей на душу населения, консолидированный бюджет Ивановской области – 80 миллиардов рублей, или 80 000 рублей на одного жителя. А бюджет города Иваново – всего 7,9 миллиардов рублей, или 19 700 рублей на человека. А население города Иваново составляет порядка 40% жителей Ивановской области, где сосредоточены самые крупные налогоплательщики, и платятся основные налоги. Здесь кипит, если можно так выразиться, социальная, экономическая активность региона, «жизнь бьет ключом». А отдача для жителей города – в разы меньше.

Считаю, все дело в изначально неправильной фискально-бюджетной политике, при которой муниципалитетам достаются «корешки», а регионам и центру – «вершки». Что в такой ситуации остается делать городским властям? Если на сегодняшний день не идет речь о перераспределении налогов в пользу муниципалитетов, то чаще обращаться за финансовой поддержкой к региональным и федеральным властям. Пока другого выхода нет.

Но минус такой ситуации в том, что деньги, которые приходят муниципалитетам из региона или центра – целевые, и их нельзя потратить на другие, не менее насущные цели. Например, деньги, которые пришли на дороги, нельзя пускать на ремонт детсадов, школ или отлов собак. А личных доходов у муниципалитетов не хватает, недостаточно налоговой базы.

Поэтому считаю, что возможности для пополнения бюджета надо муниципалитетам расширять.

Лично мне импонирует предложение федеральной «Опоры России» оставлять налоги от спецрежимов – упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, полностью в ведении муниципалитетов. Это позволит решить сразу несколько задач – увеличит доходы местных бюджетов, и увеличит заинтересованность муниципальных властей в развитии предпринимательства на своих территориях. Может, меньше будут вставлять палки в колеса бизнесу и больше думать, как ему помочь.

Плюс, раз уж весь бизнес осуществляется на местах, то налог на имущество юридических лиц следовало бы тоже оставлять в муниципалитетах. Регионам же – доходы от НДФЛ, акцизов, налога на прибыль и части НДС (последнее сейчас не происходит, НДС – федеральный налог). Но всё это считать надо, как изменится наполняемость бюджетов из-за принимаемых мер.

Что касается действий непосредственно администрации города, то, судя по всему, у неё тоже есть возможности для повышения эффективности своей деятельности, трат и экономии средств бюджета. В своих выводах я опираюсь на выводы такого органа, как Контрольно-счетная палата города Иваново. Из года в год в ее отчетах фигурируют одни и те же замечания: неэффективное управление муниципальным имуществом, в т.ч. деятельность всевозможных МУПов, неумение управлять дебиторской задолженностью (на тот момент администрации были должны почти миллиард рублей арендаторы и покупатели муниципального имущества), нарушения при муниципальных закупках (закупки у единственного поставщика, отстранение участников по формальным основаниям, отсутствие сведений о закупках в единой системе, завышение цен контрактов) и т.д. Видимо, кому-то в мэрии невыгодно устранение всех этих замечаний.

Я считаю, что если мэрия и, в первую очередь, сам мэр, заботится об эффективности своей деятельности и ее прозрачности, то пользователям должен быть доступен максимум информации и о предполагаемых муниципальных закупках, торгах по имуществу, публичных слушаниях. Причем располагаться эта информация должна не где-то в глубине, а на первой странице сайта городской администрации.

Кнопочки должны быть на первой странице: муниципальные закупки, имущественные торги, публичные слушания. Ну и что, что эта информация публикуется где-то еще. Если администрация хочет вести прозрачную деятельность, не желает, чтобы ее обвиняли в коррупции, не грех и продублировать информацию для пользователей несколько раз.

Что касается публичных слушаний, то я раньше полагал, что необходим закон об обязательном исполнении их решений. Теперь же так не думаю, учитывая малую информированность жителей по поводу их проведения. Сейчас результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, а значит, у жителей есть какой-то шанс опротестовать их в суде, если они не согласны. Недавний пример: результаты публичных слушаний по поводу красных линий и сноса частных домов в Варгинском овраге. Жители боятся, что администрация города будет отбирать у них жилые дома и земельные участки, выплачивая заниженные по стоимости компенсации.

Выполняется ли моя программа? Выполняется и будет выполняться – у властей нет иного выхода. Мое мнение, при достаточном финансировании, ее можно выполнить за пять лет, за исключением, наверное, двух пунктов – реновации ветхого и аварийного жилья и оснащения частного сектора необходимыми коммуникациями. На выполнение этих пунктов я бы отвел 10 лет.

Все ли я учел в своей программе? Конечно, нет. Я ставил перед собой цель, в первую очередь, систематизировать проблемы, носящие массовый характер, с которыми обращаются жители к депутатам-одномандатникам, представить их взгляд на развитие города «снизу». Поэтому не упомянул в своей программе, например, проблему «точечной» застройки, парковок или отсутствия, как таковой, ливневой канализации в городе.

Что я думаю по поводу недавних снегопадов и работы коммунальных служб по расчистке улиц? Я изучал этот вопрос. То, что власти убирают город от снега, в основном ночью, считаю правильным. Коммунальная техника хотя бы не мешает движению автотранспорта, не создает аварийных ситуаций. Но, в то же время, в регламентах написано, если толщина снежного покрова на дорогах, а я здесь говорю о дорогах категории А и Б, превышает 5 см, то в дневное время снег с них следует сметать на обочины. А потом убирать и вывозить. В последний снегопад мы такого не увидели. Хотя, по словам водителей, толщина снежного наноса на дорогах составляла 10 см. Хотелось бы, чтобы власти города рассказали жителям, по какому регламенту они работают.

В целом же я оцениваю работу городских властей, скорее удовлетворительно. Особенно если учитывать, в каких условиях острого бюджетного дефицита им приходится исполнять свои функции. В своей программе я сравниваю деятельность мэрии с антикризисным менеджментом. Дела идут, проблемы решаются, но могло быть и лучше. Но почему лучше не удается, это вопрос уже не только к мэрии, но и к их старшим товарищам – региональной и федеральной исполнительной власти. А также к законодателям.

Кстати, на 2022 год, бюджет города Иваново был увеличен и составил 10 миллиардов рублей, что в пересчете составляет примерно 25 000 рублей на одного жителя. Добавили на дороги.

Больше, чем было, но все равно мало.
26 апреля 2024
Все новости