Наверх

Жителям – такси, перевозчиков – в убытки

Новая стратегия областных чиновников

28.02.2020
Анна Семенова

Последние дни коллеги-журналисты периодически упоминают про «транспортную реформу» – отмену и изменения межмуниципальных маршрутов, упоминаемые в «Документе планирования регулярных перевозок в Ивановской области», который 18 февраля подписал губернатор Станислав Воскресенский.

Там есть много чего интересного, оставшегося, в том числе, за рамками куцего комментария департамента дорожного хозяйства и транспорта. И сдается мне, джентльмены, что тех, кто пользуется пассажирским транспортом или работает в сфере пассажирских перевозок, ждут нелегкие времена.

Вот только один маленький пример из жизни привидений… пардон, из сферы автобусных перевозок.

С 1 января организатором перевозок по городским маршрутам в Иванове стал областной департамент дорожного хозяйства и транспорта. Ну стал и стал – для пассажиров от этого ничего не изменилось, спасибо, что хуже не стало. Но оказывается, власти проморгали один существенный косяк: в областном центре был один маршрут, договор на обслуживание которого закончился аккурат 31 декабря. Это маршрут №10, проходящий по ул. Некрасова – убыточный, но весьма социально значимый. Потому что улица Некрасова – это ТОС «Чкаловский», в котором живут жители с очень громкой гражданской позицией, а возглавляет этот ТОС Марина Римская – зампредседателя областной Общественной палаты. Ну и вообще, оставлять в новый год людей без транспорта нехорошо, можно и до митингов доставляться – другие маршруты по улице Некрасова не ходят.

По слухам, городские и областные власти в два голоса уговаривали перевозчика, работавшего на этом (напомню – убыточном) маршруте, возить людей и после окончания договора. Мол, на то, что ты нарушаешь федеральный закон и незаконно ездишь, мы глаза приподзакроем. А заодно быстренько конкурс проведем.

С юридической точки зрения – это ужас и кошмар: чиновники просят предпринимателя нарушать законодательство, ага. Но с бытовой точки зрения всё как раз норм: власти радеют о населении, давят на жадного перевозчика, чтобы людям пользу приносил.

В общем, уговорили повозить до конца новогодних каникул. А как вышли чиновники департамента с каникул, так сразу обнаружился еще один косяк: прежде конкурсы объявлять, надо кучу нормативных подзаконных документов разработать и принять, а там слон не валялся.

И пошли чиновники уговаривать перевозчика – ООО «Автотрест» – и дальше незаконно поработать: мол, вот-вот, и мы всё сделаем, ты только машины с маршрута не снимай, иначе на Некрасова народ дороги перекрывать начнет. Перевозчик репу почесал и согласился, поверив, что никаких санкций ему за это не прилетит: в конце концов, богоугодное дело делает, хотя и за свой счет (еще раз напоминаю – маршрут убыточный).

И вот так он неделю богоугодно возит людей, другую, третью, а слон по-прежнему нигде не валяется. Ну а на второй месяц такой незаконной работы приходят на маршрут проверяющие из УГАДН, сразу выявляют нарушения, и штрафуют перевозчика – для начала на 30 тысяч рублей.

Перевозчик понимает: следующий штраф не за горами, а это уже не 30, а все 300 тысяч. И начинает, натурально, офигевать и возмущаться: это же не его инициатива была с незаконными перевозками, а власти попросили понарушать слегонца. А тут такие же власти, только в профиль (УГАДН – федеральная структура), его и прессуют.

«Спокойно, парень! – говорят перевозчику в департаменте. – Мы всё придумали, не надо никаких слонов: мы сейчас быстренько изменим 133-й маршрут так, чтобы он ходил по Некрасова, а 10-ку свою можешь спокойно снимать. Вот прям к 5 марта уже всё готово будет». Чтобы изменить маршрут быстро и без утомительного застирывания, надо получить заявления от перевозчиков, которые на этом маршруте работают. 133-й обслуживают ИП Мотакова А.П. и «ТрансАвтоМед». Им говорят: ребята, надо. Ребята задумались: 133-й маршрут не то чтобы совсем убыточный, но и не доходный, так, в районе нуля, а если его по Некрасова пустить, то совсем в минус уйдет. Но с учетом других маршрутов, которые есть у этих перевозчиков, можно потерпеть. И заявление на изменение маршрута подали.

А тут и распрекрасный «документ планирования» подоспел. И эти самые перевозчики с 133-го маршрута, по идее, должны от него выпасть в осадок. Потому что тот самый доходный маршрут, которым они думали компенсировать дополнительные убытки от изменения 133-го, – это маршрут № 129, который правительство решило с 1 января 2021 года отменить. У Мотаковой в этом случае, кроме убыточного 133-го, останется 107-й маршрут (ул. Диановых – д. Дегтярево), а у «ТрансАвтоМед» больше ничего нет.

Что-то подсказывает, что либо эти перевозчики очень скоро отзовут свое заявление об изменении 133-го маршрута, либо пойдут в департамент торговаться по поводу получения других доходных маршрутов. И то же самое подсказывает, что нынешнее руководство департамента дорожного хозяйства и транспорта не очень-то склонно к подобной торговле, поскольку рассчитывает, что среди аборигенов найдется немало желающих встать на маршрут независимо от доходности. Правда, это не соответствует действительности, поскольку все происходит, в том числе, на фоне истории с «Кранбанком», и дураков, желающих творить богоугодные дела в сфере пассажирских перевозок, уже не осталось. Кроме, видимо, того самого оштрафованного «Автотреста», который до сих пор незаконно, но богоугодно возит людей на 10-м маршруте, но от этой дурости его быстренько вылечит следующий штраф.

Очень интересно посмотреть, как департамент дорожного хозяйства с его компетентным руководством разрулит эту относительно простенькую ситуацию. Потому что ситуации, которые возникнут в рамках реализации знаменитого уже документа планирования регулярных перевозок, будут гораздо – гораздо сложнее. И коснутся интересов жителей не только отдельно взятой улицы Некрасова, и трех перевозчиков.

Ну и к обещаниям руководства департамента дорожного хозяйства никакого доверия у тех же перевозчиков (которые, конечно, редиски и нехорошие люди, но худо-бедно сфера общественного транспорта пока работает) не осталось. До 5 марта, кстати, неделя: жителям улицы Некрасова пора запасаться деньгами на такси.

Вернуться к списку новостей