Последние
новости
Политика

Куда поедут маршрутки Воскресенского?

Которые заберут у областного центра
Автор: Анна Семенова
6 мин
12 декабря, 2019
Анна Семенова

Губернатор Станислав Воскресенский внес в облдуму закон «О перераспределении отдельных полномочий в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа Иваново…». Забавно, но, пожалуй, это самый рискованный шаг главы региона, поскольку он впервые покусился на сферу, где лом в крыше автомобиля, избиения, сожженные автобусы и даже расстрелы являются нормой жизни. Похоже, что истинные причины, зачем Воскресенский и его команда полезли в общественный транспорт, лежит не на поверхности и не имеет ничего общего с жалобами граждан.

На первый взгляд, кажется, что губернатор Воскресенский просто лишний раз решил унизить главу города Иваново Владимира Шарыпова. Год назад у областного центра внаглую отобрали прибыльный «Водоканал», а теперь еще и общественный транспорт заберут.

На второй взгляд, этот закон – просто подарок для Шарыпова и городской власти в целом. Общественный транспорт – это одна из немногих сфер, где Шарыпову за три года не удалось добиться никаких позитивных изменений (не считая замены убогих «Газелей на чуть менее убогие ПАЗики и «Мерседесы»). Денег эта сфера в бюджет не приносит, а не пинает мэра за гонки маршрутчиков и отсутствие автобусов после 20 часов разве что ленивый.

И тут вдруг у мэрии отбирают этот чемодан без ручки (троллейбусы – видимо, в качестве утешительного приза – остаются в ведении города, законопроект касается только автомобильного транспорта, то есть автобусов). И все претензии из мэрии будут со спокойной совестью переадресовывать в департамент дорожного хозяйства и транспорта. Так что ситуация больше смахивает не на историю с «Водоканалом» (вместе с «Водоканалом» город потерял в этом году, как минимум, 18 млн рублей), а на историю с учреждениями здравоохранения, которые когда-то ушли в ведение региона, и за работу поликлиник и больниц отдувается областное правительство.

Но есть у этого законопроекта и обратная сторона, о которой вряд ли будут рассказывать под камеры телеканалов (а помпезные репортажи по поводу порядка в сфере общественного транспорта мы наверняка увидим и сегодня, и в ближайшие дни) губернатор Воскресенский, начальник ДДХиТ Дмитрий Вавринчук, а также разные депутаты облдумы, которые решат прислониться к эпохальному событию. Это деньги – огромные потоки наличности, которые генерируются в отрасли и на сегодняшний день никем не контролируются.

В 2015 году участники рынка пассажирских перевозок говорили, что годовой оборот отрасли в Ивановской области составляет порядка 2 миллиардов рублей кэшем. Это не считая всяких там социальных карт и междугородних перевозок – те деньги, которые пассажир передает водителю или кондуктору. Сейчас, разумеется, эта сумма больше. Недаром за общественный транспорт регулярно возникают натуральные криминальные бои: то машину сожгут, то лом в крышу машины излишне прыткого начальника департамента воткнут (Александр Лодышкин в 2015 году как-то очень быстро покинул свой пост), то авторитетного предпринимателя Евгения Холошу, по слухам, курировавшего сферу, расстреляют около дома…

Все эти деньги, естественно, крутятся в руках субъектов бизнеса, работающих в сфере общественного транспорта. Но, похоже, команда Воскресенского придумала гениальную схему, как перенаправить этот довольно интересный финансовый поток в свою сторону.

Для оплаты проезда в общественном транспорте вводится транспортная карта – как в московском метро. То есть заплатить в маршрутке или автобусе, или в троллейбусе за проезд можно будет только с помощью электронной карты. Деньги, списанные с нее, перечисляются не перевозчику, а специальному бюджетному учреждению (оно уже то ли создано, то ли вот-вот будет создано при департаменте дорожного хозяйства и транспорта). А уже это бюджетное учреждение будет перечислять деньги перевозчикам – и не за количество перевезенных пассажиров, а за выполнение графиков движения.

При этом договоры с перевозчиками на обслуживание маршрутов заключаются на новых основаниях. Скажем, перевозчик обязан выставить на маршрут № 7 30 машин и жестко соблюдать графики, а за это ему департамент заплатит 100 млн рублей в год (цифры абстрактные и ни к чему не привязанные, взяты для примера). Если график нарушается – а его соблюдение отслеживает другая специально созданная контора под названием «Единая диспетчерская» – перевозчика штрафуют и платят меньше.

На самом деле – безо всякой иронии – это гениальная схема. Для внешнего пользования (и озвучивания) здесь куча плюсов: доход перевозчика не зависит от количества перевезенных пассажиров, а это значит, что нет смысла устраивать гонки на городских дорогах, зато есть смысл соблюдать графики после 20.00. И если это сработает, то жители города будут стоя аплодировать губернатору, который придумал и реализовал такую систему. Ну, потому что мне как пассажиру вообще фиолетово, куда и как идут мои деньги – мне нужно, чтобы транспорт нормально ходил.

Для внутреннего же пользования областные структуры получают полный контроль за движением денег. И кто знает – не решат ли в один прекрасный день, что содержать бюджетное учреждение по разруливанию денежных потоков слишком накладно для бюджета, не лучше ли пригласить частника… Ведь в заявлениях областных чиновников уже пару раз мелькало название коммерческой структуры, которая занимается транспортными картами и которую они намерены привести из Москвы сюда…

Все эти заходы отлично укладываются в легенду, согласно которой окружение Воскресенского судорожно ищет, как можно выжать денег из Ивановской области. Все эти «Стрелки», присевшие на финансовые потоки из федерального бюджета, «правильные» люди, пришедшие на «Ивановский бройлер» и подряды по ремонту дорог, и прочая, и прочая, и прочая…

Но пока людям Воскресенского не приходилось наступать на мягкие места местному криминалу – а сфера общественного транспорта до сих пор одна из самых криминализированных. Кстати, до сих пор уголовные дела по разным интересным фактам, связанным с людьми из этой отрасли, не раскрыты, и до сих пор никто не знает, кто воткнул лом в крышу машины Лодышкина, кто избил предпринимателя Алексея Бегунова и поджег его машины, кто образцово-показательно расстрелял Евгения Холошу.

Что-то подсказывает, что впереди нас ждет немало интересного…
19 апреля 2024
Все новости