Тема ивановского «Водоканал» возникла в октябре с подачи газеты ивановской мэрии «Рабочий край», но очень быстро ушла из повестки дня. А зря – раскрыта она не до конца, и ни мэрия, слегка пнувшая областное правительство за отжатие актива, ни бросившиеся на защиту правительства и губернатора бюджетные СМИ, ни новый директор «Водоканала», внезапно появившийся в медиапространстве, не дали полной картины последствий операции по относительно честному выводу из муниципальной собственности крупного инфраструктурного предприятия. А сделать это стоит – потому что касается и горожан, и бизнеса не в меньшей степени, чем, скажем, реформа в сфере обращения с отходами, а денежные потоки здесь больше, чем в ТКО.
Для начала о том, что есть на сегодняшний день. «Водоканал» в последние несколько лет стал своеобразным «государством в государстве» – учредитель в лице мэрии уже давно не мог контролировать действия Олега Тихонова, блестящего менеджера, который, судя по всему, стал одним из инициаторов перехода предприятия в областную собственность. Фишка в том, что размер уставного капитала «Водоканала» такой, что даже сделка по покупке за 60 с лишним миллионов долга шуйского МУП ОК и ТС перед «Газпромом» не являлась для акционерного общества крупной. На областной центр «Водоканал» давно «забил», тупо поддерживая систему водоснабжения и водоотведения в более-менее работоспособном состоянии, а всю прибыль направлял на «посторонние» проекты вроде скупки сетей в Ивановском районе или Шуе. Говорят, мэр Шарыпов собирался сменить директора Тихонова – и это стало одной из причин, по которой Тихонов решил сделать ход конем и сменить хозяина. И тут подвернулся губернатор Станислав Воскресенский с советником по ЖКХ Владимиром Лукиным…
Факт, что передача «Водоканала» в областную собственность всячески продавливалась Воскресенским лично, подтверждают только косвенные признаки – Станислав Сергеевич публично ни разу не замарался об «Водоканал», но проект областного закона о передаче на областной уровень полномочий по водоснабжению и водоотведению подписан им лично. Губернатор приезжал на предприятие, подчеркивая в комментариях, что «Водоканал» в области суперпередовой и привлекает сторонние инвестиции. Правда, рядовые ивановцы эффекта от инвестиций не замечали, разве что тарифы в последние годы растли как на дрожжах и аварий становилось больше – в сентябре этого года отчаявшиеся люди даже устроили в соцсетях флешмоб, публикуя фотографии коричневой субстанции, которую в «Водоканале», видимо, считают водой. Сам Олег Тихонов в прошлом году публично признавал, что качество воды в городе отвратительное. «Мы всегда проходим по СанПиНу по верхней планке», – говорил он.
Уголовное дело, возбужденное против Тихонова в феврале, сыграло на руку губернатору – излишне активный и самостоятельный менеджер сел в СИЗО, а потом под домашним арест. На должность гендиректора «Водоканала» назначили Александра Морозова, который в капстроительстве разбирается, а финансовые вопросы, уверены, предпочтет отдать на откуп Лукину и прочим внешним наблюдателям. Поскольку уголовное дело Тихонова возбуждено из-за шалостей, допущенных в период, когда мэром был Александр Фомин, ныне председатель комитета облдумы по ЖКХ, активно поддержавший передачу «Водоканала» области (видимо, надеясь на какие-то пряники от Воскресенского), из «игры» вылетает и Фомин. Как говорится, меньше народу – больше кислороду. В нашем случае – меньше претендентов на освоение денег международных финансовых структур и федерального бюджета.
Правда за прошедший год «Водоканал», вопреки обещаниям Воскресенского и его заместителя Шаботинского, не получил из федерального бюджета ни копейки. И до сих пор неизвестно, вошла ли Ивановская область в федеральные программы, из которых, судя по их обещаниям, до 2024 года рассчитывала получить около 5 миллиардов рублей. Обещать и Шаботинский, и Воскресенский могут что угодно: в 2024 году спросить будет не с кого, никого из тех, кто сегодня рвет рубаху на груди, уже не будет на нынешних должностях.
Разговоры про проектно-сметную документацию и прочие оргмоменты явно рассчитаны на тех, кто мало понимает в процедуре получения федеральных денег. И, похоже, ивановцам они не достанутся: все, что сейчас обещают подчинённые Воскресенского, связано с грантами международных банков, которые «Водоканал» мог получить и будучи в собственности города. Вот только тогда ни Шаботинский, ни Лукин, ни другие бойцы губернаторской команды не смогли бы «присесть» на финансовые потоки. Зато теперь – легко.
Есть еще момент. Часть имущества, необходимая для обспечения водоснабжения и водоотведения, – в том числе плотины и узел метантенков (оборудование для очистки воды) – до сих пор остается в собственности города Иваново (оно не было на балансе «Водоканала» и с акциями автоматом не перешло в областную собственность). Город направил правительству области предложение забрать плотины и прочее, однако в правительстве, похоже, его тупо проигнорировали, потому что ответа в мэрии до сих пор не получили. Расходы на содержание этого имущества пока несет «Водоканал». Странно, что прокуратура до сих пор не обратила на это внимания.
А может, ничего страшного не произошло? Для большинства людей и юрлиц ничего не изменилось. «Водоканал» не заплатил городу 18 миллионов рублей дивидендов? Так и в предыдущие годы эти дивиденды не забирали в бюджет, а оставляли на модернизацию сетей и оборудования – только 2018 год был исключением.
Проблема в том, что хуже все-таки стало, а дальше будет еще хуже. Например, после перехода в областную собственность «Водоканал» полностью «забил» на строительство станций слива жидких бытовых отходов. С надеждами на строительство сетей водоснабжения и канализации в районе ул. Некрасова и ул. Станкостроителей тоже, видимо, придется распрощаться. 18 миллионов для городского бюджета (в отличие от областного) – большие деньги, и непонятно, почему ивановцы должны экономить на уборке дорог ради улучшения водоснабжения в Кинешме. Да и это улучшение еще вилами по воде писано.
Документов о том, что Ивановская область вошла в программы «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» на сайтах федеральных органов власти обнаружить не удалось, а верить заявлениям представителей правительства области, к сожалению, не приходится. Похоже, что-то пошло не так, и поэтому все примеры привлечения инвестиций, которые приводят защитники передачи «Водоканала» области, связаны с освоением грантовых средств.
А самое главное – это перспектива заполучить еще одного регоператора. Александр Морозов, выступая на «Барсе», заявил, что решение сделать на базе «Водоканала» единого регионального оператора уже принято. Он не уточнил – кем именно принято. Но это и так очевидно – без губернаторского одобрения такие решения не принимают.
Что такое регоператор и насколько эффективно он работает, все мы знаем на примерах капремонта и ТКО. Вряд ли кому-то нужны дальнейшие комментарии: эти организации, аккумулирующие серьезные средства, в последние годы являются постоянным источником проблем для потребителей. Интересно, что работу обоих регоператоров регулирует именно областное правительство (хотя регоператор по ТКО является частной структурой). Теперь мы имеем реальную перспективу заполучить еще одного неуправляемого монстра, повлиять на работу которого не смогут даже надзорные органы. И если без капремонта или регулярного вывоза мусора еще как-то можно жить, то без водоснабжения и канализации – невозможно.
Не исключено, что для этого водяного монстра будет установлен единый тариф – системы водоснабжения и канализации в районах изношены почти на 100%, и вряд ли у кого-нибудь хватит смелости закладывать такую инвестиционную составляющую в тарифы для граждан. А раскидать на всю область – легко. И ивановцам в тариф добавят чуть-чуть денег на реконструкцию оборудования в Приволжске или Шуе. Кстати, в департаменте энергетики и тарифов уже совершили каминг-аут, заявив, что в 2020 году индекс роста тарифов будет выше предельного и составит 5,6% – это, похоже, нужно, чтобы вытянуть деньги из жителей в пользу «Водоканала».
Уже понятно, что болтовня о модернизации рассчитана на тех, кто хавает информацию зомбоящика – на самом деле речь идет просто о перераспределении денежных потоков и активов с подачи и под непосредственным контролем губернатора Воскресенского (в то, что Лукин действует самостоятельно, верится с большим трудом). Но денежные потоки что-то не очень текут в Ивановскую область – что заставляет сомневаться в эффективности губернаторской команды. С другой стороны, дело идет к тому, что пополнять эти самые финансовые потоки будут денежки граждан – как известно, платежи за коммунальные услуги являются одним из самых стабильных источников финансовых средств. Отсюда один шаг до вопроса: что являлось целью Воскресенского, когда он затевал всю эту историю с отжатием «Водоканала»? Вряд ли, будучи опытным управленцем, он не просчитывал варианты с невхождением в федеральные программы. В противном случае никакая Москва и никакая медицинская госкорпорация ему не светит, Ивановская область станет пиком его карьеры.
А если нынешняя ситуация вполне вписывается в его планы, то, видимо, нужно признать: интересы жителей и интересы региона Воскресенскому абсолютно фиолетовы. Осталось понять, чьи интересы на самом деле он здесь представляет.
Политика
Зачем Воскресенскому «Водоканал»
Что стоит за скандальными решениями