Наверх

Марина Белкова о молоке, сельском хозяйстве и о чиновниках

Непарадный разговор об Ивмолокопродукте

11.11.2019
Алексей Машкевич

Повод для интервью с директором ООО «Ивмолокопродукт» Мариной Белковой был, вроде, невесёлый – приморский Россельхознадзор на всю страну обвинил молокозавод в торговле фальсификатом. Но оказалось, что обвинения пустые и говорить не о чем. Зато о молоке, торговле им и о сельхозпроизводителях Марина Владимировна говорит долго и со знанием вопроса – так же, как и об областных чиновниках. Разговор получился абсолютно непарадный и мне было очень интересно – как всегда, говорю с неравнодушным успешным профессионалом.


- Недавно федеральные СМИ сообщили, что приморский Россельхознадзор обнаружил тонну фальсифицированного масла, произведённого на «Ивмолокопродукте». Как это произошло?
- К сожалению, об этом мы сами узнали из СМИ. Россельхознадзор - это госорган, работа которого определяется действующим законодательством. Существуют определённые процедуры: если брали пробы нашей продукции - мы должны знать об этом. Если есть протокол - нас должны с ним ознакомить. Если к нам есть вопросы – спросите нас. Узнавать такие вещи из СМИ – неправильно и, на наш взгляд, подобные действия - незаконны. И хотя информация до сих пор размещена на официальном сайте Приморского Управления Россельхознадзора, к нам нет ни одной официальной претензии: нас до сих пор никто не уведомил, не пригласил, не ознакомил с материалами проверки. Мы сами инициативно сделали официальный запрос в местный Россельхознадзор и в управление ведомства по Приморскому краю с целью получения всей необходимой информации о проведенной проверке. После получения материалов мы осуществим все необходимые действия по защите наших прав и деловой репутации, вплоть до разбирательства в суде. В настоящее время производитель не защищен от подобных ситуаций - покупателю даже небольшой партии продукции мы обязаны предоставить всю документацию, в том числе декларацию. И что потом с ней делают, кто и какой продукцией под нашим именем торгует – неизвестно. Надо разбираться с каждой конкретной ситуацией: кто это масло поставил, почему они говорят, что это наше масло, как приморский Россельхознадзор это установил, а не огульно обвинять лицо, указанное на упаковке товара. В нашей практике был случай, когда одна надзорная структура объявила ООО «Ивмолокопродукт» несуществующим по месту нахождения предприятием. Сейчас абсолютно прозрачная система поставок, мы уверены в правоте и докажем её.

- Вы поставляете продукцию в Приморский край?
- Мы поставляем во многие регионы России, в то учреждение, где якобы нашли фальсификат – нет.

- В начале 2000-х в Иванове шутили, что на молочный завод не заезжает ни одной цистерны с молоком, а якобы натуральной готовой продукции завались. Так было или это миф?
- Вы сказали «начало двухтысячных», а я могу говорить лишь о периоде с декабря 2011 года, когда возглавила предприятие. Как на протяжении всех этих лет, так и сегодня молоко поставляется сельхозтоваропроизводителями Ивановской, Ярославской и Нижегородской областях, в Чувашии. Осуществляется жесткий контроль качества входящего на предприятие сырья и готовой продукции. Кроме того, с 1 ноября вводится система электронной ветеринарной сертификации, и всё становится совсем прозрачно – видно, сколько молока приходит на предприятие, сколько выходит.

- Говорили, что санкции помогут российскому сельхозпроизводителю. Вы ощутили рост продаж в связи с крымскими событиями?
- Мы, к сожалению, существенных изменений в лучшую сторону не почувствовали… На продажи – и не только наши – больше влияют реальные доходы населения, которые всё это время падают – именно это определяющий фактор. Мы же видим статистику с отрицательной динамикой. Производство цельномолочной продукции в России за 1 полугодие 2019 года упало на 3%. Покупает товары конечный потребитель, и для этого он должен иметь доход. Стало легче тем, кто на экспорт работает – но у нас в ассортименте нет экспортоориентированного товара, весь с коротким сроком годности.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что с 2014 года стала более доступной господдержка. Изменилось отношение региональной власти к тем, кто работает на земле. Впервые, потенциального заемщика и ответственных сотрудников банков, участвующих в госпрограммах, приглашают за стол переговоров в правительство и системно с определенной периодичностью контролируют процесс выдачи кредитов и ход реализации инвестиционных проектов. Всех кредитов, речь не только о миллиардных контрактах, но и контрактах на меньшие суммы.

- Вы говорите о чиновниках регионального правительства?
- Да, о губернаторе Станиславе Сергеевиче Воскресенском и о руководителе департамента сельского хозяйства Денисе Леонидовиче Черкесове.

- Вы модернизируете производство за счёт банковских кредитов или привлекаете и собственные средства?
- Во всех проектах используются и собственные, и привлеченные средства. Заводу исполняется 90 лет, и мы в последнее время много средств вложили в модернизацию основного и вспомогательного производства, считаем это нашим конкурентным преимуществом – роль человеческого фактора минимизирована, продукт выходит безопасный и качественный. Приезжайте на экскурсию! Мы уверены – у нас есть чем похвастаться.


- Вы следите за отраслью. В области стали больше надаивать молока с 2014 года, уж если мы берём этот год за точку отсчёта?
- Поскольку мы привлекаем молоко из разных регионов России, нам интересна общероссийская ситуация. Есть официальная статистика: в России есть, хоть и несущественный, прирост надоев молока – 1,5% в текущем году. Но важны не абсолютные цифры, а в применении к норме потребления молочных продуктов, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения – это 325 килограмм на человека в год. В Ивановской области сейчас потребление около 190 килограммов, по России – в районе 225 кг. Чтобы дорасти до нормы, рекомендованной ВОЗ, надо производить намного больше. В начале 90х в России производили порядка пятидесяти миллионов тонн молока, а сейчас около тридцати.

- Нет спроса?
- Конечно, нужен спрос. К сожалению, он недостаточный. Производители сокращают объемы производства, уходят в экспорт, потому что внутренний рынок не может потребить всё, что они производят.

- Фермерское производство на самом деле стало развиваться после санкций, или это миф?
- Я знаю о строительстве новых масштабных хозяйств. В ближайшее время запустится на 1 200 голов комплекс в Гав-Посаде, такой же в Пучеже, есть и иные проекты. Но это не фермеры, это начали развиваться крупные хозяйства.

- Многие производители пищёвки говорят, что произвести товар не трудно, трудно продать. Вы вошли во все сети, представленные в Ивановской области?
- Мы вошли во все торговые сети в области. Но не так важно войти в сеть, важно продаваться там – иметь долю полки. Здесь не только у нас, а у всех ивановцев пробел – мы свои доли, к сожалению, уступили производителям из других регионов. Нужно ставить высокие требования и к сети, и к себе – и выдерживать их. Нам всем нужно вернуть доверие потребителей, чтобы нам поверили. Мы должны дать покупателю востребованный продукт. А потребитель меняется, он стал другим – аккуратным и рациональным.
Сегодня идут изменения и в каналах продаж. В ритейле формат гипермаркета чувствует себя хуже всех: «Ашан» в этом году планирует закрыть 30 гипермаркетов в России, сеть X5 Retail Group отказалась от формата гипермаркетов «Карусель» и открывает на их месте гастромаркеты, «Лента» теряет трафик и объем продаж в сопоставимых магазинах (без учета новых открытий), у «О’Кей» растут магазины формата «у дома». Растёт сегмент жестких дискаунтеров. Причина одна: гипермаркет предполагает большую тележку, а у покупателя нет денег.
Сильно увеличилась доля продаж по промо-акциям, а это очень плохой знак – бренды теряют силу. Рекордные цифры продаж сегодня – именно через промо-акции, и сети зашли в некий тупик: покупатель, приученный к акциям, перестаёт покупать на регулярных продажах.

- Сейчас модно говорить об экономике эмоций и впечатлений, говорят, что скоро умрут магазины и торговля уйдёт в интернет. В таком традиционном продукте как молоко, возможны подобные инновации?
- Не думаю, что магазины умрут.

- Как любой производитель вы участвуете в конкурсах и тендерах. Бюджетные учреждения Ивановской области – сады, школы – поддерживают вас, закупая продукцию?
- Это отдельная больная тема – к сожалению, из-за ценового демпинга мы не выиграли ни один аукцион в Иваново и Ивановской области. И это при колоссальной и постоянной работе над издержками и отсутствии у нас посреднического звена. Аукцион – это самая демократичная форма торгов, но он эффективен при обязательном контроле качества поставляемой продукции. Однако судя по ряду публикаций (в том числе и на вашем ресурсе), информации контролирующих органов – есть сомнения в обеспечении надлежащего контроля качества поставляемой продукции! Поставщик выигрывает ценой, но тот ли продукт он поставляет, который заявил?

Вернуться к списку новостей