Наверх

Георгий Шалашов: «Нам клиентов хватит»

Интервью с «молодым» ресторатором

29.10.2019
Алексей Машкевич
Фото: социальные сети


Старшее поколение знает издателя Георгия Шалашова – его глянцевый журнал VIP Квартал во времена губернаторства Михаила Меня был путеводителем по гламурному Иванову. Но медийка загнулась, и Георгий нашёл новую нишу – пивные рестораны. Ирландский Dublin pub на пике, запускается бельгийский проект. Я решил узнать у бывшего конкурента, каково это - не сдаться и кардинально поменять вид деятельности.

- После закрытия издательских проектов ты пробовал себя в разных сферах, но в итоге открыл пивной ресторан. Почему?
- Я понимал, что бумажный бизнес заканчивается и думал, чем заняться, три года – называю это трансцендентальным кризисом (смеётся) с глубоким осмыслением себя. У меня был период, когда в 2014-15 году я прозимовал на Самуи в Таиланде и приглядывался, чтобы там остаться – те активы, которые у меня тут были, если их продать, позволяли начать там маленький бизнес. Я нашёл землю под застройку и хотел построить пять бунгало: одно своё, четыре сдавать – хоть тем же ивановским. Там многие так живут. Шёл 2014 год, я собирался весной вернуться, продать все активы в недвижимости, остатки бизнеса, всё конвертировать в доллары и потихоньку валить – мне хватило бы. Но тут случился Майдан, девальвация, активы рублёвые мало того, что подешевели в два раза – вытащить деньги сразу стало невозможно. И мой проект «пенсия» накрылся медным тазиком – у меня теперь к Майдану свои счёты (грустно смеётся). Остался в растерянности, и было два года полной засады, когда я вообще не понимал, что и как. С медиабизнесом-то всё понятно…

- Медиа остались, бизнес ушёл?
- Совершенно верно, особенно на уровне региона – все рекламодатели ушли даже не к москвичам, а к глобалам, и это нормально.

- И всё-таки, как пришла идея пивного ресторана?
- Я 25 лет прожил в издательском бизнесе, я не стартапер, не могу запускать бизнесы серийно – беру что-то и долго и нудно полирую, кайфую, получаю удовольствие. Мне нужна была идея, которую интернет убьет в последнюю очередь.

- И у тебя встал выбор между ритуальными услугами, едой и… Чем ещё – укладкой дорог?
- Про дороги я даже не думал, поэтому – общепит. И это не еда, я по-другому рассматриваю – это атмосфера. Мы торгуем не едой и не пивом, а даём людям европейские место, ценности и качество. Кто это ценит, тот идёт сюда, и видит здесь таких же – люди идут на людей с такими же ценностями. Это, наверное, самое главное.

- Опыт издания VIP Квартала помог при создании места, рассчитанного на премиальную аудиторию?
- Когда я открывался, пригласил москвичей-консалтеров, и они подсказали, что в столице есть ниша между премиалкой с тяжёлым люксом и фастфудом – классические пабы, серединка.

- Это то, что в Иванове верхний премиум?
- Да. Но формат более демократичный, и мы тут открылись прямо так – в серединке – и поняли, что в Иванове это вообще не идёт. Мы же сделали европейскую рассадку, жёсткие кресла… Потом полгода я не мог сфокусироваться на своей целевой аудитории: или двадцать пять плюс, или тридцать пять плюс. Отсюда и проблемы по меню были – мы искали, понимая, что двадцатилетние едят одно, тридцатилетние другое, а сорокалетние, если скажешь «бургер», вообще пошлют тебя на хер. Но потом я понял: нужно лепить под себя. То, что нравится в Москве мне и друзьям, понравится моим гостям здесь. И когда я перестал пытаться понравиться всем и начал слушать внутренние ощущения, всё пошло. И тут как раз приходим к VIP Кварталу и кругу друзей и знакомых, который там наработался. В Иванове есть несколько поколений тусовщиков. Старшим, которые перевалили за 55, общественные пространства уже не интересны, они сидят в своих коттеджах, в розах, в парниках или уехали за границу. Но тусовка в городе не пропала – всё есть, просто приходит новое поколение. Мы сейчас работаем на 25+, но ядро аудитории – 35 лет.

- Люди приходят поесть или ищут развлечений и вечеринок, как во времена Михаила Меня?
- Всё сразу, ведь ивановцы не избалованы хорошим: в городе есть где поесть, появляются интересные проекты, но выбор небольшой – два-три ресторана, куда идём, когда хотим праздника. По-прежнему хочется вкусно поесть и выпить, и европейское пиво и вискари – вообще новый тренд. Три года назад никто не думал, что в Иванове будут брать кружку пива за 300 рублей, а мы сейчас заводим более дорогую Бельгию – это от 400 рублей за кружку – и есть спрос, потому что это качество. Бельгийское пиво считается лучшим в Европе, страна зажата между винной Францией и пивной Германией, и там самое извращённое пиво – часто не поймёшь, пиво это или вино.

с воскресенским.jpg
- То, что к тебе иногда заходит губернатор Воскресенский, поднимает трафик или наоборот?
(Георгий немного напрягся)
- Очень помогает. Может, это не совсем политкорректно говорить, но Россия страна азиатская, и если царь здесь, значит место проверено, тут безопасно. Станислав Сергеевич к нам просто заходит, но об этом никто не знает – не кричать же мне об этом?

- Зачем тебе кричать? Ты скромненько фото в инстаграмм выложил…
- Это другая история. Одно дело, когда он просто приходит посидеть и поесть, а другое – разрешил сделать фото и выложить в соцсеть. Был совет по малому бизнесу, губернатор ко всем подходил и спрашивал: «Чем могу помочь?» Когда меня спросил, я ответил: «Мне только селфи с вами нужно, больше ничего». Окей, говорит. Недели через три пришёл, и сделали – обещал же. После этой фотографии у нас трафик в течение двух месяцев вырос на 15%.

- Лет 10 - 15 назад основными завсегдатаями таких мест были областные чиновники – только не отговаривайся, что не сканируешь зал, ты же их всех знаешь. Сейчас больше или меньше?
- Мы анализировали: не так всё плохо и у ивановских коммерсантов. Чиновники у нас тоже бывают – не скажу, что часто. Но у них же бывают официальные приёмы, когда приезжает кто-то, и у нас для этого есть закрытый малый зал, где можно провести невидные мероприятия. И силовики приходят. У нас такая психология просто – прибедняться. А если посмотреть зарплаты федеральных служащих – там всё хорошо, почему они не могут себе позволить в ресторан сходить?

- Про бизнес. Идея ресторана была твоя, инвестора или третий вариант?
- Инвестора здесь нет, вложил личные средства плюс заёмные. У меня много друзей в общепите, с которыми мы общаемся лет по двадцать, и я вижу идущие там процессы. Недавно нашёл интервью в газете «Небо», которую Саша Малинин когда-то давно выпускал – когда и мы ещё газеты выпускали. Меня там спросили, что бы я хотел ещё попробовать, и я ответил – общепит. Мечта была о чём-то вроде CaffeShop Семёна Кулдышева – хорошая кофейня для хороших людей, для творческой интеллигенции. Я с этой идеей лет десять ходил. Потом был бум кофеен, выстрелил правильно сделанный Coffeebean. Но я, видимо, очень долгий – тренд прошёл. И тут один товарищ сказал, что тренд - это пивной ресторан. Хотя какой тренд – чешские и немецкие точки в Москве открывались двадцать лет назад. Может, сейчас в моде всё, что касается Англии, да и Бельгия открылась – это и далеко, и подороже, дотуда не сразу дошли, а потребителю хочется экзотики.

- Ты думаешь открывать бельгийский ресторан. Проект Dublin pub уже окупился?
- Конечно, нет.

- А финплан исполняется?
- Да, мы идём с опережением. Тут секретов-то нет, я уже озвучивал: проект при запуске стоил пятнадцать миллионов. И все полтора года, что работаем, я реинвестирую и докручиваю: модернизирую кухню, увеличивая пропускную способность, а там каждый аппарат под миллион. Отбив проекта рассчитан на четыре года – идём в графике, чуть-чуть опережаем.

- Бельгийский проект тоже на свои, или нашлись желающие вложиться?
- Я двадцать пять лет не работал с инвесторами: в 1995 году был опыт работы с компаньонами, проработали год, разосрались, и я себе поклялся, что больше никогда и ни при каких условиях. А потом, с ресторанами другая история: если уверен в проекте, очень важен человеческий фактор, и нафига инвестор, если можешь взять кредит в банке? Хотя на Dublin pub, под стартап, никакой банк не дал, даже с учётом того, что у меня есть недвижимость для обеспечения. Мне банкир Александр Юрьевич Кецба сказал: ни один банк денег не даст, ищи энтузиастов, которые в тебя поверят. И я нашёл частных инвесторов, хотя потом и банк чуть-чуть давал. Сейчас почти со всеми расплатились, остался маленький хвостик.

- Инвесторы довольны?
- Мы исполнили все обязательства. Были до этого друзьями двадцать лет, и остались ими. Они и в следующем проекте готовы участвовать. Но сейчас доступны более дешёвые банковские деньги, поэтому нет смысла опять идти к частникам. Хотя там что удобно: быстро, всё на честном купеческом слове, без бумажек. Самое большое, что я за жизнь заработал – честное имя, а бумажки что?

- Твои основные конкуренты, команда «Огонька», готовят открытие восточного ресторана в помещении бывшей «Экстры». Ты готовишь открытие бельгийского проекта, рассчитанного на более толстый кошелёк. Вам хватит платёжеспособных клиентов?
- Думаю, нам с ними хватит.  

  
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей