Наверх

Администрация Иванова ответила на вопросы редакции по поводу сдачи в аренду ОАО «Водоканал»

28.07.2011
По поводу грядущей сдачи в аренду ОАО «Водоканал» мы задали несколько вопросов администрации г. Иванова. Ответы публикуем ниже.

Администрация города рассмотрела Ваш запрос относительно передачи в аренду имущества предприятия ОАО «Водоканал» и сообщает следующее.
1. В середине 2010 года Администрацией города Иванова был поднят вопрос о дальнейшем развитии систем тепло-, водоснабжения, водоотведения города Иванова, находящихся в ведении муниципальных предприятий «Ивгортеплоэнерго», «Ивановская городская теплосбытовая компания», а также ОАО «Водоканал». Общий анализ деятельности муниципальных предприятий «Ивгортеплоэнерго», «Ивановская городская теплосбытовая компания» за предшествующие периоды свидетельствовал о росте их кредиторской и дебиторской задолженностей, привлечении ими все большего объема заемных средств и, как следствие, увеличении объемов муниципального имущества, необходимого для обеспечения заемных обязательств, увеличении финансовых вливаний из бюджета города при слабых финансовых результатах собственной хозяйственной деятельности предприятий. При анализе деятельности ОАО «Водоканал» за 2010 году, выявлено увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, а также привлечение заемных средств на реализацию инвестиционной программы. Рост дебиторской задолженности ОАО «Водоканл» в 2010 году составил 12,5% при росте тарифа в 2010 году в среднем на 17%. Заемные средства в размере 26,7 млн. руб. привлекались на реализацию инвестиционной программы.
В 2010 году выполнение мероприятий инвестиционной программы выполнено не в полном объеме вследствие недостаточности собственных средств предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат предприятия формируется только благодаря получению дополнительных нерегулируемых доходов (штрафы от превышения установленных лимитов водопотребления, водоотведения, превышения ПДК вредных веществ и пр.), а также доходов в виде платы за технологическое присоединение.
Начиная с 2010 года осуществляется привлечение кредитных средств для решения вопросов реконструкции стратегически важных для города систем водоподготовки, канализационных очистных сооружений.
ОАО «Водоканал» располагает проектом - «Реконструкция системы водоподготовки на ОНВС-1 в м. Авдотино». Сметная стоимость строительства составляет 1029,89 млн.руб. (в ценах 3 квартала 2007 года). На 4-й квартал 2012 года ориентировочная стоимость составит 1 645,82369 млн. руб. Срок строительства 38 месяцев. Проект прошел вневедомственную экспертизу: положительное заключение ОГУ «Ивгосэксперзиза» от 12.05.2009 № 37-1-5-0084-09.
Ведётся проектирование объекта «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Иваново». Ориентировочная стоимость строительства первого этапа (строительство узла метантенков и газогенерации) составляет ориентировочно 620-650 млн. рублей. Стоимость реализации всей реконструкции ОСК м. Богданиха проектными организациями оценивается в сумму более 6 000 млн. рублей.
На заседании межведомственной рабочей группы по развитию инструментов государственно-частного партнёрства как механизма финансирования программ социально-экономического развития Ивановской области был рассмотрен вопрос об участии объекта ОАО «Водоканал» - «Реконструкция системы водоподготовки на ОНВС-1 м. Авдотино» в процедуре предлагаемой ВЭБ-ом для финансирования по схеме ГЧП. В переговорах проведенных с работниками банка было достигнуто понимание о применении в отношении проектов, предложенных для реализации на территории Ивановской области, процентной ставки по кредиту в размере ставки рефинансирования плюс 3 процента, а срок реализации был предложен 10 лет.
Также ОАО «Водоканал» прорабатывало вопрос привлечения денежных средств на реализацию инвестиционных проектов из Европейского банка реконструкции и развития. Результатом переговоров явилось предложение ЕБРР о возможности участия в проекте модернизации сооружений ОАО «Водоканал» г. Иваново в виде кредита в размере
400-500 миллионов рублей сроком на 10 лет, включая льготный период 3 года.
Однако необходимым обеспечением кредита должна являться муниципальная гарантия г. Иваново и поддержка проекта со стороны Ивановской области, прежде всего в части тарифного регулирования. Данный вопрос рассматривался в Правительстве Ивановской области, в результате чего дано поручение проработать вопрос о предоставлении муниципальных гарантий. При существующем муниципальном долге и прогнозе бюджета города Иванова на 3 года предоставление муниципальной гарантии невозможно.
Варианты привлечения полного объема средств на реконструкцию ОСК м. Богданиха предприятием не прорабатывались. С участием Администрации г. Иванова рассматривается возможность участия в проекте Международного Банка Реконструкции и Развития с целью предоставления городу безвозвратных средств МБРР на реализацию первого этапа (строительство узла метантенков и газогенерации) стоимостью ориентировочно 620-650 млн.руб.
Невозможность предприятий самостоятельно обеспечить привлечение значительных кредитных средств для инвестиций в изношенный и требующий реконструкции, стратегически важный для жизнеобеспечения города Иванова, жилищно-коммунальный комплекс, ставит перед Администрацией города Иванова задачу поиска вариантов эффективного использования муниципального имущества, его текущего обслуживания и реконструкции.
В качестве одного из вариантов выхода из кризисной ситуации было предложено привлечение в указанную сферу частных инвестиций посредством передачи в аренду имущества коммунальных предприятий.
2. Полученные в качестве арендной платы средства планируется направлять на ремонт, модернизацию оборудования, выполнения инвестиционных проектов.
Одной из основных целей заключения договора аренды имущества ОАО «Водоканал» является привлечение инвестиционных средств с последующим направлением на реализацию проектов, указанных выше.
3. Разработанным проектом договора аренды предусмотрены формы контроля за использованием арендуемого имущества, исполнением условий договоров аренды, в том числе путем:
- проведения проверок;
- предоставления арендаторами отчетности;
- согласования ОАО «Водоканал» инвестиционных программ арендаторов, планов-графиков ремонта имущества, проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, контроль за выполнением арендатором условий договора будет осуществлять непосредственно ОАО «Водоканал» и Администрация города Иваново.
4. Деятельность по водоснабжению и водоотведению относится к категории регулируемой, следовательно, тарифы устанавливаются уполномоченным органом – Региональной службой по тарифам (далее – РСТ).
При установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса РСТ учитывает предельный допустимый максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

5. В соответствии с условиями проекта договора аренды арендатор обязан обеспечить надлежащее предоставление абонентам (потребителям) услуг по водоснабжению и водоотведению. С учетом изложенного в случае возникновения проблем с водоснабжением горожане смогут обращаться непосредственно к арендатору. Кроме того, Администрация города Иваново, в пределах своей компетенции рассматривает все поступающие обращения граждан и организует принятие мер по устранению имеющихся замечаний, нарушений.
6. Сегодня на предприятии работает порядка 750 человек, сокращения численности сотрудников не произойдет, так как одним из условий проекта договора аренды является принятие мер к трудоустройству высвобождаемых работников ОАО «Водоканал», все социальные гарантии также будут сохранены.
7. Условиями договора аренды предусмотрены как штрафные санкции, так и условие расторжения договора в одностороннем порядке, при невыполнении мероприятий инвестпрограммы в установленные сроки.
8. На условиях разработанных договоров, предприятия и муниципальное образование город Иваново, получат возможность:
- привлечь инвестиционные средства в модернизацию технологического оборудования;
- вывести из залогового обременения муниципальное имущество;
- провести финансовое «оздоровление» коммунальной инфраструктуры города;
- обеспечат сохранность собственности города и контроль за состоянием, переданного в аренду имущества.
Возможность обременения арендатора социальными и прочими программами не предусмотрена действующим законодательством, однако, Администрация города Иваново, после определения на конкурсной основе арендатора, предложит ему участие в различных социально и общественно значимых программах города.
Более подробно с условиями договора аренды можно ознакомиться непосредственно на сайте ОАО «Водоканал» - www.ivanovovodokanal.ru .

Заместитель главы
Администрации города Иванова М.Е.Громов

Вернуться к списку новостей