Наверх

Ивановцев ждут бои за парковки

Повод для драки от ивановской мэрии

16.08.2019
Анна Семенова

У дорогих ивановцев уже этой осенью появится отличный повод для скандалов, а то и для масштабного мордобоя. И все это – благодаря ивановской мэрии, которая действует, натурально, по Черномырдину: хотели как лучше, а получается как всегда. Речь, собственно, о правилах получения земельных участков под парковки, в том числе – во дворах.

После того как с 1 января вступили силу изменения в закон об административных нарушениях и появилась возможность штрафовать за парковку машины на озелененной территории (к которой приравнивается любая территория, не покрытая асфальтом, даже если никакой зелени в помине нет), автовладельцы начали задавать резонный вопрос: где ставить машину-то? До кого-то в мэрии, видимо, доперло, что надо что-то делать, иначе сами чиновники имеют все шансы попасть под штрафы, поскольку далеко не все из них живут в коттеджах и большинство ставят машины во дворах.

Итогом долгих размышлений (ага, раньше нельзя было почесаться) стали изменения в правила благоустройства. Теперь в Иванове в числе элементов благоустройства появятся «парковки, не являющиеся составной частью автомобильной дороги». Это хорошо, поскольку дает возможность обращаться в мэрию за разрешением организовать такую парковку. Но дальше начинается интересное.

Появляется новый пункт, который гласит: «Для организации парковок на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, до начала работ по её организации заинтересованным лицам необходимо получить разрешение на использование земель или земельных участков, расположенных на территории города Иваново, и оформить ордер на производство земляных работ в соответствии с установленным порядком».

И маленький, но принципиальный нюанс еще в одно статье: «… при организации мест для временного и постоянного хранения автомобилей в качестве покрытия … допускается использование исключительно твердых (капитальных) монолитных покрытий».

В мэрии считают, что этого вполне достаточно и больше ничего регулировать не надо. Если почитать разъяснения чиновников, начиная от главы города Владимира Шарыпова и заканчивая начальником управления архитектуры и градостроительства Юлии Косоруковой, теперь гражданам, желающим на законных основаниях оставлять машину возле своего дома, надо действовать так: подать в мэрию заявление о получении в пользование муниципальной земли (или земли, право собственности на которую не разграничено) под организацию парковки для своей машины. Чиновники проверят, нет ли под конкретным участком, указанным гражданином, коммуникаций, не мешает ли парковочное место проходу или проезду, не нарушены ли санитарные нормы. Если нет – ему выдают разрешение. Гражданин должен за свой счет сделать «твердое покрытие» на парковочном месте и затем содержать его. Ну и ставить машину. Ура.

Таким же образом могут действовать и застройщики, которые на маленьком участке хотят построить высотный дом, а земли для организации требуемых нормативами парковочных мест у него не хватает. Нашел свободное место на муниципальной (или неразграниченной) земле, получил разрешение – и делай парковку. Фактически – халявный участок за муниципальный счет: ни тебе аукционов, ни арендной платы. Красота.

Обращу внимание, что речь идет только о земле, которая не относится к общему имуществу дома: на придомовой территории по-прежнему организовывать парковки можно только по решению общего собрания. То есть по факту – никак.

Однако даже человек, далекий от «парковочных» проблем, может увидеть тут кучу дыр, которые имеют ярко выраженный коррупционный оттенок. Например, приходит гражданин и говорит: хочу участок здесь. А днем раньше на этот участок подал заявку его сосед. В мэрии говорят: в порядке живой очереди, кто успел, тот и получил. А если заявку подаст инвалид или член семьи инвалида? Или многодетная семья? Никаких льгот ни для каких категорий граждан не предусмотрено. Хотя даже на уровне бытовой логики они должны быть.

Нет никаких нормативов, определяющих размер парковочного места. Сажем, прихожу я в мэрию и говорю: а дайте мне кусок земли сотки в три, вон у вас тут есть свободная. Если коммуникаций там нет, мне не могут отказать. Ну и спрашивать, на кой фиг мне столько, тоже оснований пока не видно. А я спокойно и неофициально потом начинаю собирать деньги с желающих поставить там машину. Понятно, что длиться это счастье будет до тех пор, пока кто-нибудь не настучит в полицию о незаконном предпринимательстве, но все же…

Или, скажем, в частном секторе можно будет спокойно организовать парковку для большегрузных автомобилей – никаких препятствий, кроме жителей некоторых ТОСов, пытающихся уже сейчас достучаться до властей и предотвратить этот бардак, нет.

Если исходить буквально из тех поправок, которые есть на сегодняшний день, то выясняется, что получив место под парковку и заасфальтировав его, я не имею права его каким-либо образом огораживать. То есть мой сосед спокойно может поставить свою машину на его место. И фиг я его сгоню. А потом еще должна буду почистить это место от снега, чтобы на него опять встал кто-нибудь посторонний. Ну и нафига тогда, товарищи, корячиться?

Чиновники возражают: если разрешить огораживать, то город заполонят все эти уродливые цепочки и столбики. Но пардоньте, вы же в этих же изменениях в правила благоустройства вводите требования к строительным ограждениям: профлист, только темно-зеленого цвета, определенной высоты. Почему нельзя сразу прописать и требования к ограждениям парковочных мест?

С застройщиками и их типа парковками на муниципальной земле еще интереснее. Ок, они землю на халяву получили, в асфальт закатали, сдали дом в эксплуатацию, продали квартиры и все, их больше ничего не интересует. А вот что делать жителям такого дома? Ограждения поставить, чтобы не пускать на парковку посторонних, нельзя. Заставить управляющую компанию содержать эту парковку, тоже не получится – не входит в общее имущество дома. Да и каким образом вообще оформить документы на то, что это законная парковка такого-то дома? Юлия Косорукова на собрании участников публичных слушаний по изменениям правил благоустройство что-то очень неубедительно говорила про то, что жители должны выбрать ответственное лицо (никому они ничего не должны, на минуточку) или застройщик должен передать площадку управляющей компании (ага, юридических оснований никаких). То есть по большому счету, это просто лазейка для застройщиков, которые таким образом нехило сэкономят.

Эту песню про старушку можно долго продолжать. Например, у меня есть разрешение на парковочное место, но я решила продать квартиру. Я могу как-то передать право на свое парковочное место покупателю? Если да, то это сразу повысит стоимость квартиры. А если нет – что дальше будет с этим местом? На аукцион выставят или следующему в очереди из моего дома выдадут? Бред какой-то: раньше люди годами стояли в очереди на жилье, теперь будем плодить очереди на парковочные места. Так что ли?

А ведь есть еще и юридические лица – всякие магазины в жилых домах, которые тоже не прочь будут оттяпать себе кусок ничейной земли «под благоустройство» и явно опередят в этом всегда долго раскачивающихся «физиков».

На все вопросы, которые неоднократно задавались и руководству управления архитектуры, и руководству управления благоустройства, ответ один: всё будет решаться в индивидуальном порядке. Но, граждане дорогие, мы это уже проходили, и практика показала, что «индивидуальный порядок» - очень коррупциогенный фактор. Понятно, что мэрия хочет найти решение очень болезненного вопроса с размещением личного транспорта ивановцев. И это хорошо. Но, может, не стоило так торопиться? Ведь с момента объявления публичных слушаний по изменениям правил благоустройства прошло меньше месяца, и эти изменения, в отличие от изменений в генплан, мэрия не пиарила по всем фронтам. Можно было посмотреть, как эти вопросы решаются в других городах, разработать какие-то внятные правила и нормативы – но все это сделано не было, чиновники сами в этом признаются.

Остается только посмотреть, как на эти изменения среагирует прокуратура – в конце концов, принимать изменения будет городская дума, а в ее заседаниях принимают участие представители надзорного органа. Ну и ждать: или того, что здравый смысл все-таки возобладает, или смертоубийства во дворах.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Алексей Першин 16.08.2019 10:19
    Странные изменения в правила благоустройства, скорее даже страшные!..
    И лечат только отдельные симптомы, а не болезнь!
    В защиту нынешней мэрии, можно сказать, что она пытается решить проблемы, созданные прошлыми администрациями. Главная проблема конечно была создана специально с целью допустить точечную застройку - это активная агитация в своё время за межевание придомовой территории с минимальным отступом от стен домов.
    В ряде других городов подобных проблем нет в таком объёме - там гораздо меньше неразмежёванной земли (границы ЗУ одного дома соприкасаются с границами других домов). Владимир и др. города Владимирской области можно привести в качестве примера (см. ПКК5).
    Не уверен, что с минимальными затратами денег и времени получится увеличить размеры земельных участков под домами, но только в этом я вижу выход из ситуации. Наверное, только через просвещение, через ТОСы, ТСЖ и управляшки можно склонить жителей к мнению, что процесс увеличения ЗУ под их домами нужен прежде всего им, чтобы не возникали под их окнами новые административные здания, чтобы можно было организовать парковки, детские площадки и т. п.

Вернуться к списку новостей