Наверх

Господин Рокотов

На выставке в залах ИОХМ

14.06.2019

Рокотов Ф.С. 1732,1735/1736 - 1808
Портрет неизвестной в белом платье
с розовым бантом. 1776 (?)
Холст, масло

Федор Степанович Рокотов по яркой индивидуальности дарования не похож ни на одного из своих современников. С его именем связано появление эмоционального портрета и понятия «авторская манера». Создавая портретные изображения, художник сосредотачивал внимание на лицах; изображал фигуры на фоне, который их обволакивал, впитывал. За использование этой техники Федора Рокотова стали называть русским Леонардо. Но произошло это уже в начале XX века, когда рокотовские портреты словно воскресли из усадебной тишины и забвения (заслуга Сергея Дягилева).

В его творчестве преобладали женские образы, своеобразный рокотовский тип: разлет дугообразных бровей, затуманенные глаза с опущенными краями верхних век; губы, приоткрытые в улыбке. Черты красавиц реальны и возвышенны. Их портретные характеристики многомерны, определяющую роль в трактовке играет чувство. Человеком чувства был, скорее всего, и сам художник. На обороте одного из женских портретов (Наталии Нестеровой, родственницы Спиридовых, урожденной Бутурлиной), находящегося в собрании ГТГ, сохранилась сентиментальная надпись на французском: «Работа господина Рокотова, всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания».

Кем же он был, «господин Рокотов, всегда преданный и всегда несчастный»? Художник был знаменит: изображал членов императорской семьи, Екатерина приказала повторять свои портреты с лицом с картины Рокотова, «переписал» всю Москву. Однако о нем самом известны лишь крохи; имя почти не фигурирует в мемуарах, нет точной даты рождения, подписи на картинах единичны, не существует реального автопортрета.

Федор Степанович Рокотов был вольнорожденным в семье крепостных в подмосковном имении князя П.И. Репнина. С юных лет пользовался покровительством президента Академии художеств И.И. Шувалова. По его устному распоряжению выпускник Сухопутного Шляхетского корпуса Ф. Рокотов был зачислен в Академию. Учеба у художников-иностранцев была успешной. В 1765-м был удостоен звания академика портретной живописи, а с 1766 года перебрался в Москву - на «вольные хлеба». Спустя короткое время художник стал знаменит у москвичей. Брал за исполненный заказ не менее 100 рублей: «Рокотов… за славою стал спесив и важен» (из письма московского чиновника новому президенту Академии художеств И.И. Бецкому). Заказчики считали, что работал не быстро - не меньше месяца. Однако в мастерской находилось одновременно около 40-50 картин, которые Рокотов завершал при помощи учеников: «…он ... был столь искусен и знаменит, что … не мог справиться со всеми заказанными ему работами» (Я. Штелин). Современная экспертиза показала: востребованный художник мог прописать только лицо, пройтись «завершающей» кистью по всей работе или... поручить письмо ученикам, разработав композицию (поколенный портрет Екатерины II, ГТГ).

Во владении господина Рокотова находились не только собственные ученики-крепостные, он смог приобрести небольшое именьице, освободить из крепостной зависимости родных - брата и племянников, дать последним военное образование. «Джентльмен» Рокотов стал одним из основателей Английского клуба – своего рода дворянского общественно-политического центра, который славился обедами и карточной игрой. Правда, в самом конце 1790-х, после разгрома императрицей московских масонов, заказчиков у художника поубавилось, а манера изменилась, став менее «туманной». Умер господин Рокотов холостым и бездетным, завещав свое имущество племянникам. А его портретное искусство на целый век ушло в небытие...

Произведения Рокотова, его современников - Антропова, Левицкого, Боровиковского, Щукина, других прославленных живописцев можно увидеть в течении всего лета на выставке «Чувство и разум. Русский портрет XVIII-XIX веков» в залах Ивановского художественного музея.

Елена Белянина
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей