Наверх

Ситцевый вау-эффект

Как ивановские ситцы пойдут по рукам

27.05.2019
Интересная штука получается: мы, ивановцы, уверены, что у нас ничего интересного нет – ни нефти, ни газа, ни приличных предприятий, и что своровать или отжать нечего. Но стоит появиться, скажем так, заезжим товарищам, как выясняется, что отжимать очень даже есть чего. С появлением в регионе и команды Михаила Меня мы узнали, что земля может быть очень даже вкусным активом. Особенно в областном центре или по берегам Волги. Да и предприятия в сфере ЖКХ тоже могут очень даже прилично генерить денежный поток. А уж про общественный транспорт и говорить нечего.

Но вот пришла следующая волна москвичей – Станислав Воскресенский и те, кого он привел за собой. Казалось бы, в Ивановской области больше ничего неподеленного «вкусного» не осталось. Ан нет. Ну, про бюджетные денежные потоки, идущие на здравоохранение, говорить не будем. Поговорим о прекрасном и нематериальном – о культуре. В конце концов, нельзя же все время о пошлых деньгах.

С культурным наследием у нас вроде тоже жидко: из уникальных памятников архитектуры – шуйская колокольня да конструктивизм. В музеях все плюс-минут стандартно – самое интересное из бурылинской коллекции еще в советские времена в Эрмитаж забрали. Но специалистов не проведешь – есть, есть в Иванове наследие, на котором можно заработать. И это наследие, как ни парадоксально это звучит для местных жителей, – ивановские ситцы.

Мало кто заметил, но в ивановский Музей ситца в последние месяцы зачастили иногородние гости. Говорят, что открыть музей для них требуют даже в выходной день, и показывают – по требованию с самого «верха» – не только экспозицию, но и коллекции в запасниках. Направляет этих гостей в музей советник губернатора Вероника Богатырева – та самая, которая так энергично пиарит реализацию студенческих почеркушек от КБ «Стрелка» в нашем регионе.

Госпожа Богатырева – дама образованная, культурная и высокодуховная. Она быстро просекла, что образцы тканей и кроки, а особенно авторские права на них – штука интересная. По слухам, гости, которых привозит Богатырева, с коллекциями музея ситца не только знакомятся, но и фотографируют образцы. А на робкие попытки сотрудников музея сказать, что вообще-то это собственность музея и при использовании изображений это надо указывать, гости отмахиваются, а начальство из департамента культуры устраивает скандалы и грозит увольнениями.

Да бог бы с этими гостями – может, хоть пропиарят музей. Но ходят слухи, что Вероника Богатырева решила не мелочиться, и фактически лишить Музей ситца прав на коллекцию, вернее, на использование изображений.

По слухам, руководству краеведческого музея (структурным подразделением которого является Музей ситца) из департамента культуры прилетело ценное указание: срочно заказать у питерского культурно-просветительского проекта «Арзамас» (arzamas.academy) разработку сайта, где размещались бы образцы рисунков ивановских тканей – и дореволюционных времен, и советского периода, в том числе агиттекстиль. При этом изображения должны быть в высоком разрешении, скачиваемые и никакого копирайта на них ставить нельзя. И использовать впоследствии в интересах музея эти образцы и описания тоже нельзя. То есть музей теряет авторские права на собственные коллекции.

Описания к образцам должны сделать сами музейщики (без дополнительной оплаты, разумеется), все срочно, и эти ценные указания идут от Богатыревой (читай – губернатора). А «Арзамасу» за сайт, на который просто зальют материалы ивановских музейщиков, надо быстро заплатить 1,5 млн рублей. В результате непременно должен быть достигнут «вау-эффект» – любимое выражение и обязательное требование Богатыревой.

Откуда у небогатого музея такие деньги? Это отдельная тема. Ну, взялись откуда-то, может, какой-нибудь добрый спонсор помог. А может, и нет никаких 1,5 миллионов, это все ложь и клевета, и добрый «Арзамас» для Ивановской области всё делает бесплатно. Когда в прошлом году на «Арзамасе» появлялись публикации об Ивановской области, то любое предположение, что на это было потрачены бюджетные средства, доводило госпожу Богатыреву до истерики (возможно, следы этих истерик ещё сохранились в соцсетях). Но почему-то в Музее ситца страшным шепотом рассказывают, что директор музейного объединения имени Бурылина Сергей Конорев теперь не знает, что делать. Не заплатить нельзя – уволят в лучшем случае. Причем, по слухам, вместе с ним уволят и госпожу Трофимову, начальника департамента культуры (впрочем, это сомнительно, поскольку Трофимова – выкормыш гнезда непотопляемой Ольги Хасбулатовой и в аппаратных интригах поднаторела). И заплатить нельзя, потому что никакого договора с «Арзамасом» нет, подписывать его питерская сторона не торопится, да и платить надо хитро – не более 300 тысяч за раз, чтобы конкурсов не проводить. Иначе в музей придут люди в погонах, и всё для руководства музея может закончиться очень печально.

Изначально презентация нового сайта, с которого любой желающий может стырить нематериальное наследие нескольких поколений ивановских художников по тканям, была назначена на 15 мая. Но сделать качественное фото и описание 600 образцов за месяц невозможно. Да и музейщики не особо стремятся. Руководство – потому что не хочет сесть, рядовые сотрудники – потому что понимают, что это воровство интеллектуальной собственности.

В чем здесь интерес госпожи Богатыревой? Ну, во-первых, самопиар перед московской и питерской публикой. Во-вторых, проект «Арзамас», вроде бы, вполне приличный проект, в нем участвуют ученые с мировым именем, и сложно подозревать всех, кто его делает в стремлении лишить мало кому известную Ивановскую область последних крох культурного достояния. А вот предположить, что кто-то из сотрудников этого проекта близко знаком с Богатыревой, и они, таким образом, осваивают средства – вполне можно.

А музей ситца при этом, к сожалению, теряет многое. На авторских правах, при должной организации, можно делать пусть небольшую, но денежку. Оцифровывание коллекций – это мировой тренд, многие музеи мира выкладывают в сеть свои шедевры, но попробуйте без соответствующего разрешения использовать их, особенно в коммерческих целях. А то, что коллекции музея ситца вполне можно использовать именно в коммерческих целях, отлично доказывает одна из публикаций того же «Арзамаса» - посмотрите ее здесь.

Хорошо, если все вышенаписанное окажется лишь слухами, сплетнями и гнусными инсинуациями, но в это вариант верится с трудом. Хотя бы потому, что сотрудники музея ситца отказываются публично говорить на тему нового сайта и сотрудничества с «Арзамасом», объясняя это страхом потерять рабочее место. А на условиях анонимности говорят, что да, музейщиков нагибают, и именно по инициативе Богатыревой. Если бы история была выдумкой, чего бы им бояться?

Впрочем, директор историко-краеведческого музея им. Бурылина Сергей Конорев утверждает, что всё не так уж страшно. Да, сайт разрабатывают, да, это делает «Арзамас», нет, стоит он не 1,5 млн, а платят исполнителю работ по частям, за каждый этап работ (это, кстати, подтверждает информацию о том, что никакие конкурсы на создание сайта не проводились. Стоимость работ до 300 000 рублей – можешь заключать договор с кем хочешь, 44-ФЗ это предусматривает. – Прим. ред.). Нет, авторские права музея сохранятся, на сайте будут выложены только превьюшки в низком разрешении. В музее ситца все счастливы, что могут поделиться с миром тем достоянием, которое находится в их коллекциях. Ну а почему музейщики страшным шепотом рассказывают в городе всякие ужасы про Трофимову и Богатыреву – бог их знает, к каждому в голову не залезешь.

Дай бог, конечно, чтобы это было именно так, и чтобы по завершении этой истории Сергей Владимирович не лишился своей должности за «вау-эффект».

Анна Семенова

Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей