Наверх

Кинешемка написала письмо Патриарху по поводу письма кинешемцам епископа Иосифа

08.07.2011
Святейшему Патриарху Кириллу
от Дановой Э.П.
Члена Союза Журналистов России

Ваше святейшество!
Уважаемый Патриарх Кирилл!

Обратиться к Вам напрямую меня подвигло письмо епископа Ивановского и Кинешемского Иосифа, размещенное в Интернете. Это письмо вызвало недоумение, а у многих и возмущение в Кинешме, старинном русском городе.
Суть вопроса. В 2012 году будет праздноваться 400-летие преодоления Смуты и восстановления российской государственности. Свою, отнюдь не малую лепту в это святое дело внесла и наша скромная Кинешма: в 1609 году наскоро созданное ополчение во главе с воеводой Федором Боборыкиным полностью полегло в трех битвах с польско-литовскими интервентами (отряд пана Лисовского). Об этом подробно и с достоинством написал священник Иоанн Альтовский в очерке «Кинешма в Смутное время и геройский подвиг ее 26 мая 1609 года», изданном в Кинешме к 300-летию подвига. Приведу цитату из очерка: «И вот в это время почти повсеместного малодушия и слабости, наша Кинешма, незначительная по своему государственному положению и немноголюдная по своему населению, одна из первых проявила удивительный дух мужества и твердости, показала непреклонную преданность и любовь к Родине, вере православной и геройски запечатлела это кровью доблестных граждан своих и поселян. Она не покорилась ни «Тушинскому царику», ни ляхам, ни изменникам Родины». О.Иоанн, ссылаясь на историка Карамзина, напоминает: «…великодушная смерть лучше жизни срамной». Поляки, рассвирепев от неожиданного отпора, кинулись к церкви Преображения Спасова, где «…на месте последней защиты и убежища, заперлись многие из граждан, решившихся скорее принять венец мученический, чем сдаться рассвирепевшему и беспощадному врагу». «И тое-же церковь сожгли литовские люди». В пламени погибли женщины, старики, дети, святыни, исторические документы, драгоценности… На месте трех битв в XVII веке были возведены часовни, одна из которых на месте братской могилы погибших на Торговой площади. Из века в век кинешемцы совершали молитвенное поминовение павших. День поминовения по известным причинам прервался в 20-х годах прошлого века.
В 1989 году патриотически настроенная кинешемская общественность объединилась в «Кинешемское товарищество». Первой своей задачей «Товарищество» поставило возрождение Дня поминовения. Автору этого письма, к слову сказать, беспартийной, было как раз и поручено «пробивать» этот вопрос на бюро горкома КПСС. Многочисленные усилия «Товарищества» не прошли даром: к 380-летию подвига кинешемцев, 8 июня 1989 года – первый после перерыва День поминовения. С 1990 года поминовение проходит уже с крестным ходом, панихиды проводятся не только православные, но и гражданские, с участием руководства города. Добавлю, что усилиями «Товарищества» одной из улиц города присвоено имя воеводы Боборыкина.
Готовясь к празднованию 400-летия восстановления российской государственности в 2012 году, группа кинешемцев обратилась к епископу Ивановскому и Кинешемскому Иосифу за поддержкой по приданию Кинешме статуса центра предстоящих областных торжеств. К слову скажу, никаких требований, как пишет владыка Иосиф, не выдвигалось. Фактически обратились за благословением. Одобрение инициативы кинешемцев было также получено у губернатора области М.Меня. Он поддержал и возведение памятника воеводе Боборыкину, и план торжеств.
И что же получила инициативная группа в ответ от владыки Иосифа?
1. Рассуждения о поражении кинешемцев. А ведь известно, что есть поражения, равные победе, исходя из духа их и значимости. Кинешемские три битвы были именно таковы. Владыка сетует: «…ополчение не смогло удержать натиска неприятеля», «…не подорвало окончательно его силы». Да, это так. Но вряд ли найдешь исторический пример, когда гражданское ополчение маленького городка побеждает профессиональную, опытную, вооруженную хорошо армию. Кинешемцы шли на заведомую смерть, лишь бы задержать, истощить захватчиков. И они этого добились. Разве это не победа духа?
2. Владыка в своем письме перечисляет, где еще в области сопротивлялись захватчикам. Факты эти известны. Упрекает авторов обращения к нему в том, что они считают: «ни один населенный пункт нашего края не имеет такой близкой связи с событиями Смутного времени, как Кинешма». Но, ведь, это на самом деле так! Ни в Юрьевце, ни в Дунилове, ни в Плесе, ни в других местах области не было таких трех (!) кровопролитных битв, там не сжигали заживо людей. О какой «поверхностности», о какой «исторической несправедливости» пишет владыка? В области никогда не подвергался сомнению особый вклад кинешемцев как основополагающий в отпоре польским интервентам в нашей области. Зачем сталкивать мнения, заводить свару, ссорить ивановцев, а в итоге порочить святую память подвига предков?
3. В письме владыки ставится также вопрос о возвращении православной церкви храма в честь святителя Иоанна Златоуста. Вопрос этот в принципе решен, прорабатывать надо технические стороны возврата. А, вот, что касается «очистки и обустройства Вознесенского кладбища и могил павших воинов», то это, мягко говоря, вызывает недоумение. Видел ли владыка территорию, которую предлагает возрождать? Старинное кладбище уничтожено много десятилетий назад, на этом месте стоят здания, проложены дороги. Как, каким способом, где искать могилы? Как их восстанавливать? Все сносить, все перерывать? Где место какой могилы? Какое увидел владыка со стороны сегодняшних кинешемцев «оплевывание», «лицемерие» и «кощунство», непонятно. Сегодня около храма Вознесения Господня стоит Поклонный крест. Это и память, и напоминание о покаянии нашем перед предками. Возможно установление еще мемориальной доски или еще чего-то в этом роде, но восстановление кладбища?..
И последнее. Владыка Иосиф «со всей определенностью» заявляет, что епархия примет участие в торжествах 2012 года «только в том случае, если такое кощунство будет прекращено». Он имеет в виду восстановление кладбища и немедленную передачу храма Иоанна Златоуста. Это ли не категоричность, не противопоставление епархии кинешемцам? А, ведь, в свое время они вместе с местным духовенством Троицко-Успенского собора боролись за возрождение Дня поминовения. И с 1989 года стоят рядом на поминальных службах у братской могилы. Неужели владыка хочет, чтобы мы теперь по отдельности чтили память героев-кинешемцев 1609 года? И не только их: возрождение этой святой даты превратилось в Кинешме в день памяти всех земляков, в разные годы погибших за Родину.
Уважаемый Патриарх, извините за многословие, но сложившаяся ситуация беспокоит.

Храни Вас Господь. Еще раз примите уверения в уважении и почтении.
С уважением Данова Эмма Петровна

Вернуться к списку новостей