Фото: Владимир Кораблев
Возле железнодорожного вокзала, со стороны перрона растут несколько высоченных голубых елей. Раньше их было больше – 18 штук – в пятидесятые деревья сажала мама нашего сегодняшнего героя – подполковника в отставке Александра Александровича Сергеева. Вся его жизнь, как и жизнь этих деревьев, связана с железной дорогой.
После разведки – транспортная милиция
В 1954 году, когда родился Саша, мама работала на вокзале в оранжерее. Отец, крепкий мужик с Вологодчины, трудился здесь же. Отцу и его бригаде дали задание – затащить по лесам на крышу вокзала тяжеленный металлический бак. Деревянные леса треснули под его тяжестью и рухнули. Отец погиб. Саше было две недели, его брату – год с небольшим. Семья осталась на плечах матери, которая больше замуж не выходила.
Саша окончил 43-ю школу, железнодорожное училище, а в 1972 году ушел в армию. Служил в Венгрии в разведке. После демобилизации к таким отношение особое – много знают. По сути, дорога была одна – связать жизнь с силовыми структурами. Или продолжать служить в армии. Александр выбрал транспортную милицию, где в итоге проработал 31 год.
Граната в такси
В 1981 году в Ярославле вышла книга «В зоне повышенной опасности». О работе сотрудников транспортной полиции. Александру Сергееву в ней посвящена целая глава – «В погоне за Лешим». Рассказ о том, как Сергеев с коллегами нашли и задержали серийного вора по прозвищу Леший. Впрочем, сам Сергеев работу свою не героизирует, рассказывает о ней как о рутине. Хотя были жуткие случаи.
В конце восьмидесятых (многие помнят этот громкий случай) подвыпивший пограничник бросил в салон такси гранату за то, что водитель отказал в поездке. Таксисту повредило ногу. А пограничника, у которого с собой была еще одна граната, задерживал Сергеев с коллегой, старшим сержантом Алахвердиевым. Задержали по приметам на привокзальной площади.
Александр Сергеев успел поработать во время Олимпийских игр 1980 года и во время Игр доброй воли 1994 года
На правой руке у Сергеева шрам от ножа. Он получил его, еще будучи сержантом. Истошный женский крик «Убивают!» разорвал тишину перрона. Дрались за составами. Габаритный коллега Сергеева старший сержант Владимир Ларин бросился оббегать вагоны, а Сергеев прошмыгнул под составом. Дрались двое мужчин. Позже выяснилось, что это братья, один из которых застукал жену с родственником. Сергеев попытался разнять ссору, но один из мужчин бросился на него с ножом. В это время на помощь подоспел Ларин и помог справиться с ревнивцем. И только после того, как обоих мужчин доставили в дежурную часть, Сергеев заметил кровь на руке. – А какие времена – 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е – были самыми сложными?
– По кражам – девяностые. А по общественному порядку – конец семидесятых. В это время, в дни, когда играл «Текстильщик», у нас болели руки, ноги и голова. Победа, поражение – без разницы, толпа шла отмечать сюда, в рестораны «Север» и «Гудок». Драки, ссоры, хулиганство – работы было много.
Пуля в плече
В 1995 году Александр Александрович оказался в Чечне, в разгар первой кампании. Отряд Сергеева стоял на станции Червленной, охранял ввод и вывод техники, отправку раненых. «Что тогда поразило больше всего – мародерство. Тащили все», – вспоминает Сергеев.
Он был в Чечне трижды. Видел и дворец Дудаева, и его же знаменитый самолет. В третью командировку полицейского ранили в плечо. Пуля вышла под лопаткой. «После этого я снова хотел поехать в командировку, но генерал сказал: «Ты стреляный воробей, с тебя хватит», – вспоминает Александр Александрович.
Александр Сергеев – основатель династии транспортных полицейских. Его сын Кирилл работает начальником линейного пункта полиции в Ивановском аэропорту, а дочь Юлия в отделении по делам несовершеннолетних старшим инспектором. Оба дослужились до майоров, имеют награды
Наш герой дослужился до подполковника, а после увольнения из транспортной полиции работал начальником охраны поочередно в «Кенгуру», «Ашане», «Метро», но в итоге снова вернулся на вокзал. Работает стрелком (охранником) в стрелковой команде на станции «Иваново». Выше я сказал, что о работе Александр Сергеев рассказывает как о рутине, но это не совсем так. «У меня все есть: дети, внуки, машина, квартира, дача, но я все равно вернулся на железную дорогу, потому что без нее скучно, меня сюда тянет», – говорит Александр Сергеев.
Напечатано в газете «Рабочий край» №6 (26986) 15.02.2019 г.