Последние
новости
Общество

Юбилейная выставка не по теме

О чем пишет «РК»
5 мин
12 января, 2019
Николай Голубев
Фото: пресс-служба правительства Ивановской области

В прошлом номере «РК» я сетовал, что юбилей губернии прошел незаметно. И вот на последней неделе 2018 года областной историко-краеведческий музей открыл выставку, посвященную столетию Иваново-Вознесенской губернии. Экспонаты представили девять музеев – и уже это интересно.

RDV_3054.JPG
Конечно, предполагалось, что на областную выставку привезут лучшее. Так, в палехской витрине я ожидал увидеть работы классиков лаковой миниатюры. Но, увы, не представлены ни Голиков, ни Зиновьев (хотя, уверен, их произведения есть в собрании того же бурылинского музея). Еще более скудно презентуется холуйское искусство – показано пять работ трех художников. Подозреваю, что районным музеям, которые везли предметы из своих коллекций, просто не обозначили задачи.

Вообще, концепцию выставки понять не просто. Возникает даже подозрение, что ее нет. Хоть экспозиция посвящена столетию красной губернии, о советской истории не сказано ни слова. А главной промышленности области (которая определяет всю местную специфику) отведен один скромный стенд с обрезами тканей.

Экспозиция разбита на несколько блоков: средневековая история, волжский торговый путь, роль ивановского края в освободительном движении Минина и Пожарского, памятники архитектуры, известные деятели культуры, науки и церкви, связанные с областью. К каждому разделу сделана большая иллюстрированная карта (она прикреплена к стене). И получается, что основа выставки – не музейные предметы, а полиграфическая развеска сомнительного качества и содержания.

Вот, например, карта, на которой обозначены самые интересные памятники архитектуры губернии. Большая часть стены отдана зданиям областного центра. Но подборка удивляет: Щудровская палатка, дом Дюрингера, несколько особняков фабрикантов, рядовой магазин братьев Куражовых (магазин «Книги» в начале пр. Ленина), два конструктивистских дома. Почему-то фабричная архитектура не представлена вообще (а именно она формировала лицо города). Странно, что для карты взяты фотографии разных исторических периодов, в разной стилистике. Получилось пестро, но малосодержательно.

RDV_3270.JPG
Биографии в географии

Перейдем к следующему стенду, где к карте «привязаны» имена выдающихся деятелей культуры. Здесь нашлось место даже художникам Репину и Саврасову. Жаль, что никакой информации об их связях с Ивановской областью в рамках экспозиции не приводится. В Интернете мне тоже ничего не удалось узнать об этом.

На карте упомянуты инженер-самоучка из Кинешмы А.И. Бюксенмейстер (первым в России наладил серийный выпуск ламп накаливания) и забытый композитор А.В. Станчинский, родившийся в Оболсунове. Но при этом другие, более известные выходцы из Ивановского края на музейную карту не попали. Братья Веснины, прославившие Юрьевец, почему-то «прикреплены» к Савину. Хорошо, что хоть Андрей Тарковский оказался на берегу Волги (он, кстати, единственный из родившихся после 1917 года попал на карту).

Приятно, что в экспозиции нашлось место русскому экономисту Николаю Кондратьеву, знаменитому уроженцу Вичугского района. Но странно, что не упоминается на выставке его одноклассник – Питирим Сорокин, которому было суждено стать «отцом американской социологии».

Вызывает вопросы и карта, посвященная святым ивановской земли. Одни новомученики (погибшие в советское время) на ней фигурируют, о других забыли. И, конечно, совсем ненаучно, что музей показывает только тех религиозных деятелей, которых признает РПЦ. Ведь долгое время ивановский край был преимущественно старообрядческим. Мельников-Печерский писал свой роман о скитах, расположенных в лесах современного Заволжского района. И уж совсем странно не вспомнить протопопа Аввакума, который служил в Юрьевецкой церкви. Во всей экспозиции представлено только два старообрядческих предмета.

Вопросы вызывают и другие стенды. От областного краеведческого музея ожидаешь другого уровня научной работы. И уж точно не хочется ощущать в учреждении культуры политической и религиозной ангажированности.

RDV_2981.JPG
Верстовые столбы

При входе в музейный зал указано, что дизайн экспозиции подготовлен питерским бюро «Арттера», художник выставки – Вячеслав Куспак. Удивительно, но всезнающему Интернету имя художника неизвестно. Я бы не стал этим интересоваться, если бы не странное оформление выставки. По залу расставлено несколько полосатых верстовых столбов с указателями на разные стороны. В небольшом музейном пространстве эта навигация выглядит избыточно. Над волжской витриной на равных соседствует оригинальная графика кинешемского художника Чернова-Плесского (1910-е годы) и пейзажи-стилизации М. Агеева (вторая половина ХХ века). Добавлю, что в зале установлены интерактивная витрина и проектор (обещана медиаинсталляция «Ивановский текстиль»), но во время моего посещения они не работали.

Одним словом, юбилейная выставка оказалась такой же, как и весь юбилейный год: смазанной и очень скромной. Предположу, что при визите стоит заказать экскурсию. Но в новогодние праздники, когда я пришел в музей, такой возможности не было.

Выставка работает на третьем этаже музея Бурылина (ул. Батурина, 6/40). Выходной день – понедельник. Цена билета – 120 рублей.

Напечатано в газете «Рабочий край» №1 (26 981) 11.01.2019 г.
27 апреля 2024
Все новости