Наверх

Палехская роспись как 1/16 «единого визуального Образа XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года»

26.04.2011
Оргкомитет «Сочи 2014» представил концепцию единого визуального Образа XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года. Концепция Образа Игр стала логичным продолжением философии бренда sochi.ru и предложила новое прочтение общности различных культур, традиций и национальностей, вместе составляющих единое целое.
В основу дизайнерского решения лег принцип «лоскутного одеяла» (пэчворк) – сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России, от гжели до хохломы. Образ стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России и познакомить гостей со всего мира с традиционным русским гостеприимством.

ОРНАМЕНТЫ
Кубанские узоры. Традиции южнорусской культуры нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме, поскольку большинство мужчин носили военную форму казаков. Рукава, ворот, манжеты и нижнюю часть подола традиционно вышивали мережками, крестом и гладью. Вышитые узоры – цветы, животные – не только украшали одежду, но и служили оберегами от злых сил.
Кубачинские узоры. Художественной обработкой металла на Кавказе начали заниматься еще в глубокой древности. Кубачинцы изготовляли не только холодное оружие, но и серебряную посуду и украшения. «Не старайся подделать, старайся выдумать», - говорили мастера. Такое отношение к ремеслу привело к зарождению знаменитых кубачинских узоров. Их основа – стилизованные растительные мотивы.
Гжель. В 60-ти километрах от Москвы раскинулся так называемый «Гжельский куст» - 27 деревень, где с середины 17 века добывают глину для фаянса и фарфора. Гжельскую посуду расписывают вручную оксидом кобальта, который после обжига в печи приобретает насыщенный синий цвет.
Хохлома. Старинный народный промысел, появившийся в 17 веке в Нижегородской губернии. На лоскутном олимпийском одеяле будет легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. В конце 19 века декоративную роспись по золотистому фону узнали и оценили в Европе. Удивительно, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды.
Жостовская роспись. Жостовская фабрика стала известна на весь мир благодаря расписным подносам. Почти два века мастера в деревне Жостово в Подмосковье вручную выводят яркими красками на черном фоне крупные цветы. На жостовских подносах используется интересный оптический эффект – по краям рисуют мелкие цветы, которые словно сливаются с темным фоном. Поэтому кажется, что основной узор словно выступает из глубины.
Палехская миниатюра. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Мастера в поселке Палех Ивановской области расписывают шкатулки, ларцы, брошки, панно, заколки для галстука, игольницы. Родоначальниками палехского стиля считаются художники Голиков и Глазунов. Палех всегда славился своими иконописцами. Когда мастера познакомились с папье-маше, традиционная для иконы технология темперной живописи и условная стилистика изображения были перенесены с дерева на папье-маше.
Павлопосадские платки. В небольшом подмосковном городе Павловский Посад еще в 18 веке местные мастерицы делали платки с орнаментом из золотой нити. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Сейчас, конечно, используют специальные шаблоны, что существенно упрощает процесс изготовления. В узоре преобладают пышные цветы и гирлянды.
Вологодское кружево. Белоснежные кружевные узоры стали популярны в Европе еще в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных Вологодскими кружевами. При производстве ткани, например, используются всего две нити, при вязании – одна, а при плетении кружев их количество может достигать 60-ти и даже больше. В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира.
Якутские узоры. В старину в Якутии по одежде и украшениям женщины можно было довольно точно узнать ее возраст, положение и даже количество детей, а также коров, лошадей и оленей. Самый популярный мотив в якутском орнаменте – лира. Это стилизованная конская морда. Очень важное значение имеют сочетания цветов. Черно-белый узор символизирует жизнь – смена дня и ночи, радости и горя. Зеленый – цвет роста, природы. Синий – цвет снега и воздуха.
Северодвинская живопись. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки распространили там искусство переписи книг, которые оформлялись с помощью различных декоративных приемов. Со временем мастера-переписчики перенесли эти приемы в повседневную жизнь, начали украшать бытовые предметы из дерева, придавая праздничность суровому северному быту. Северодвинская живопись отличается преобладанием красного цвета и сложными флористическими узорами, включая изображение сказочных птиц и животных.
Мезенская роспись. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, протекающими на границе тайги и тундры. Характерной особенностью мезенской росписи является отсутствие характерной для Руси многоцветности. Стилизация рисунка сближает мезенскую роспись с древними наскальными рисунками русского Севера.
Ракульская роспись. Центр народной росписи на реке Ракулке (приток Северной Двины) открыла экспедиция Загорского музея-заповедника в середине прошлого века. Ракульская роспись имеет определенную живописно-графическую стилистику. Рисунок на лицевой стороне прялки имел, как правило, трехъярусную композицию: пышная извивающаяся ветвь наверху, изображение птицы в середине и цветок тюльпана на ножке.
Уфтюжская роспись. Район Верхней Уфтюги (приток Северной Двины) является настоящим музеем народного искусства. Здесь мастерили небольшие берестяные короба с крышкой. Для уфтюжской живописи характерно то, что большая часть поверхности остается непокрытой орнаментом. Композиция всегда одна и та же: гибкая веточка, несущая легкий цветок, раскинувшиеся «ресничками» листья, ягоды, птицы.
Трехгранновыемчатая резьба. Это национальный вид искусства у многих народов России. Этим способом широко пользовались при изготовлении прялок (самые известные – тарногские прялки, район Тарнога, Вологодская область). Главным узором был резной геометрический орнамент: розетки означают символ солнца, а теснящиеся пересеченные квадраты – образ возделанной земли.
Русский ситец. Славянские племена с X века занимались разведением льна, ткачеством холстов и полотен. Темой узора для будущей ткани часто становились окружающие предметы: «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «клетка». Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок и наличников.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей