Последние
новости
Бизнес

«Здравствуйте, мы к вам с проверкой!»

Как себя вести?
6 мин
24 января, 2018
От такого тревожного обращения не застрахован ни один руководитель компании, в чьём офисе появляются должностные лица контрольно-надзорных органов. И хотя визит «контролёров» трудно считать обычным деловым мероприятием, руководителям предприятий стоит помнить, что условия и порядок проведения проверок четко регламентированы законодательством. Поэтому, зная свои права и соблюдая определённые правила взаимодействия с органами власти, можно пройти проверку без существенных негативных последствий.

О некоторых тонкостях поведения предпринимателей в ходе инспекционных процедур рассказывает директор правового департамента Юридического бюро «Константа» Максим Никонов.

В дверь постучали. Как себя вести?

Зачастую руководители бизнеса недооценивают риски избранной модели поведения при общении с должностными лицами проверяющих организаций – это касается таких крайностей, как полный отказ от сотрудничества или, наоборот, – максимальной открытости перед чиновниками.

Юристы не рекомендуют уходить в «глухую оборону» в надежде избежать проверки – тактика «никого нет дома», когда руководитель не получает повестки и иные уведомления, не участвует в проверочных мероприятиях, не подписывает никакие документы, не допускает в помещения компании, не только не избавит от проверок, но и усложнит их прохождение, а также может повлечь административные санкции персонально для директора. Действующее законодательство предусматривает личную ответственность руководителей компаний, препятствующих осуществлению контроля, а также уклоняющихся от проверочных мероприятий и не исполняющих в установленные сроки предписания и требования контролирующих органов. Такие нарушения могут повлечь наложение штрафа от 2 до 300 тысяч рублей или дисквалификацию руководителя на срок до трёх лет.

Права качать нельзя отстаивать

При участии руководства компании в проверочных мероприятиях более эффективному взаимодействию с должностными лицами может способствовать реализация прав, предоставленных предпринимателям действующим российским законодательством, в частности, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данном нормативном правовом акте закреплены основные права и обязанности участников проверок и гарантии их реализации. Например, в соответствии с положениями ст.ст. 21-22 указанного закона директор вправе присутствовать при проверке его предприятия, давать при этом объяснения и делать замечания, получать информацию, знакомиться с административными регламентами и результатами проверки, заявлять о несогласии, обжаловать результаты проверки в целом либо отдельные действия инспекторов. Немаловажной гарантией для бизнесмена является и возможность привлекать к участию в проверке регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Кроме того, по закону подлежащая проверке компания вправе претендовать на возмещение вреда, причинённого неправомерными действиями чиновников (в т.ч. упущенной выгоды, расходов на юристов и иную профессиональную помощь специалистов, аудиторов и др.).

Что ищет налоговый инспектор

Несколько «особняком» стоят проверки, осуществляемые налоговыми инспекциями при реализации полномочий регистрирующих органов в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В ходе контроля достоверности сведений, включаемых либо уже содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, налоговики вправе изучать документы, получать объяснения (не только лиц, указанных в ЕГРЮЛ, но и, например, сотрудников компании-арендодателя), проводить осмотр объектов недвижимости и письменно запрашивать подтверждение достоверности адреса местонахождения фирмы.

Руководителям необходимо знать, что инспекция налоговой службы в первую очередь проверит достоверность сведений о тех организациях, которые попали в зону риска в связи с обнаружением признаков так называемой «массовости». Полный перечень оснований для таких проверок содержится в приказе Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.

Какая такая «массовость»?

Сравнительно недавно в ходе очередного «закручивания гаек» в отношении бизнеса государством был пересмотрен подход к определению признаков «массовости» директора и участника коммерческой организации. Сейчас таковым считается учредитель, одновременно участвующий более чем в 10 компаниях, а директор признается «массовым», если он возглавляет более пяти юридических лиц. Так что пристальное внимание налоговых органов именно к таким коммерсантам и их компаниям теперь обеспечено и нормативно урегулировано.

При проверке реальности адреса компании налоговая инспекция может осмотреть офис организации в присутствии понятых или с применением видеосъёмки, а также «прощупать» почтовую доступность директора фирмы по «юридическому адресу» – согласно закону, связь с организацией в лице её руководителя (единоличного исполнительного органа) должна обеспечиваться именно по месту нахождения компании, указанному в публично доступном реестре юридических лиц.

По результатам проведённых проверочных мероприятий налоговый инспектор вправе внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице (в частности, о директоре, учредителе или адресе). Далее такая «метка» может стать серьезной проблемой для компании, т.к. деятельность предприятия фактически блокируется. При этом исключить запись о недостоверности из реестра довольно проблематично, поскольку эта процедура до сих пор чётко не урегулирована нормативными актами, в связи с чем решение регистрирующего органа приходится обжаловать либо в вышестоящее управление, либо в арбитражный суд.

Юристы настоятельно рекомендуют руководителям компаний не игнорировать требования должностных лиц налоговых и иных контролирующих органов о предоставлении необходимых сведений и документов, а в случае неуверенности в правильности своих действий привлечь к процессу взаимодействия с «контролёрами» юристов.

А можно поподробнее?

Чтобы обезопасить первых лиц коммерческих компаний от возможных ошибок и их неблагоприятных последствий, ГК «Константа-Холдинг» регулярно проводит бизнес-встречи с предпринимателями, делится знаниями и практическими советами, помогая руководителям минимизировать риски при ведении дел.

Очередной бизнес-завтрак с экспертами Группы компаний «Константа-Холдинг», посвящённый вопросам взаимодействия главных бухгалтеров с надзорными органами и контрагентами компании, специфике трудовых отношений главбуха, рискам субсидиарной ответственности и взысканию с него убытков, состоится 7 февраля 2018 года.

Приглашаем руководителей и главных бухгалтеров компаний на бизнес-встречу в гастробар «Гастроли» с 9.00 до 12.00. Узнать подробности и записаться на мероприятие можно по телефону 8 (4932) 57-58-85 или по электронной почте seminar@ruconst.ru.

24 апреля 2024
Все новости