Наверх

В Конституционном суде оспорен принцип, по которому сформированы органы местного самоуправления в Татарстане, Ивановской и Ленинградской областях

08.04.2011
Вчера Конституционный суд (КС) рассмотрел жалобу на ряд положений закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Автор обращения в КС полагает, что существующая предусмотренная законом возможность формировать районные муниципалитеты без проведения выборов нарушает принцип народовластия, утвержденный Конституцией и Европейской хартией местного самоуправления.
Предметом рассмотрения судей КС стали п. 1 ч. 4 и ч. 5 ст. 35 закона о местном самоуправлении (МСУ). Закон предусматривает два варианта формирования органов МСУ. Если в поселениях и городских округах (первая и третья муниципальные ступени) представительный орган формируется только по результатам выборов, то в муниципальных районах (вторая ступень) совет может либо избираться, либо состоять из представителей поселений. Решение об отмене выборов в райсовет принимается при согласии 2/3 поселений, входящих в район. Такая история произошла в 2009 году с советом депутатов Наро-Фоминского муниципального района (Московская область), который объявил о прекращении своих полномочий и не назначил следующие выборы: против этого выступил совет депутатов сельского поселения Веселевское, и предложение было поддержано другими поселянами.
Автор обращения — житель Наро-Фоминска, помощник муниципального депутата Николай Савостьянов собирался баллотироваться в райсовет в 2012 году, но в связи с тем, что его планы были нарушены, он посчитал, что нарушены и его конституционные права. Проиграв в судах общей юрисдикции, он пошел с жалобой в КС, требуя признать указанные нормы закона не соответствующими 11 статьям Конституции, где говорится о народовластии, а также Европейской хартии местного самоуправления, согласно которой муниципалитеты формируются из членов, "избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования".
Вчера господин Савостьянов пояснил, что его и еще 145 тыс. жителей Наро-Фоминского района "лишили права выбора на веки вечные, так как процедура обратного перехода к выборам районного совета от делегирования в законодательстве не прописана". Господин Савостьянов также считает, что при делегировании поселковых депутатов в районные советы теряется возможность контроля за властью и нарушается принцип разделения властей, так как поселковые муниципалы одновременно являются и главами местных администраций. Николай Савостьянов заявил, что за два года существования нового порядка формирования райсоветов "жить не стало лучше": "У нас в районе за два года зарплаты учителей уменьшились на 30%. Единственное, что позитивно сократилось,— это количество выявленных коррупционных случаев, так как они сами себя обсуждают и контролируют".
Представитель Совета федерации в КС Алексей Александров, в свою очередь, отметил, что сам факт обсуждения этого вопроса — "благая весть": "То, что мы обсуждаем тут вопрос избираемости власти, уже может вызвать положительную оценку". По его словам, в мировой практике есть несколько способов появления органов власти. Эту мысль развил представитель президента в КС Михаил Кротов. Он сообщил, что избирательные права заявителя не нарушены, так как ему "никто не мешает избираться в поселковый совет Наро-Фоминска". По словам господина Кротова, ст. 35 закона не противоречит ст. 130 Конституции. "МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления",— процитировал он текст ст. 130, сделав акцент на слове "другие". Представитель президента заверил, что принцип делегирования депутатов не грешит против европейской и мировой практики и система, подобная российской, есть в Албании, Андорре, Панаме и Эквадоре. А так как районные депутаты избираются на поселковом уровне, "ущемления принципа народовластия нет", считает Михаил Кротов, к тому же принцип делегирования позволяет экономить средства на проведении выборов. Он напомнил, что по такому принципу полностью сформированы муниципалитеты, например, Татарии, Ивановской области и Ленобласти. Вместе с тем представитель президента согласился, что в законе действительно не прописан процесс "обратного перехода"от делегирования к выборам, и предположил, что он "осуществляется аналогично".
Хотя судьи еще не вынесли решения, господин Савостьянов уже готовит параллельную жалобу в Европейский суд по правам человека.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • <Без имени> 09.04.2011 10:09
    Албания, Андорра, Панама, Эквадор, Россия - это звучит ГОРДО! Даешь демократию по эквадорски)))

Вернуться к списку новостей