Наверх

По приколу. Профаны вместо профи

О так называемом селфи-маршруте

20.11.2017
Николай Голубев
Фото: Варвара Гертье

Не знаю, что заставило мэра Шарыпова связаться (и связать город) с непрофессиональными людьми, с воинствующими профанами. Речь сейчас о так называемом селфи-маршруте: разукрашенных лавочках, настенных рисунках, крикливых арт-объектах. Занимаются этим некие активисты (сами они себя называют – «лидеры общественного мнения»), не имеющие ни художественного, ни архитектурного образования. Кажется, что со вкусом и чувством меры у этих «благодетелей» тоже не все в порядке. В общем, городское благоустройство доверили случайным людям.

Профаны вместо профи.jpg
Самое обидное, что в Иванове – сильная художественная школа. Есть в городе и дизайнеры, и скульпторы. Но почему-то к ним не обращаются, их не слушают. Что ж – исправим недоразумение хотя бы на страницах журнала. Мой собеседник – Владимир Демьяненко, председатель ивановского отделения Союза дизайнеров, лауреат государственной премии за памятник хоккеистам «Локомотива» в Ярославле. Спрашиваю:
- Владимир Николаевич, вы когда узнали о проекте селфи-маршрута?
- Я член художественного совета при администрации города. Проект был там представлен. Некто Александр Неупокоев принес на заседание достаточно много форэскизов, наброски в основном были надерганы из Интернета. У членов совета эти картинки вызвали недоумение своей фрагментарностью, эпатажностью, непрофессионализмом.

- Художественный совет это одобрил, раз это реализовано?
- Худсовет это не одобрил. Но наши решения носят только рекомендательный характер. Есть в администрации города некто Соколов, которого глава города уполномочил заниматься селфи-маршрутом. [Павел Соколов – начальник управления архитектуры и градостроительства]. По образованию он – теплотехник, никакого отношения к арт-объектам не имеет, не понимает в этом ничего. Но он очень ретиво принял поручение к исполнению.

- А вообще кто «толкает» весь этот проект? Это желание молодого мэра?
- Уши, видимо, растут из федерального центра. Предполагается, что в 2018 году через Иваново (из Владимира в Кострому) поедут транзитные туристы в рамках чемпионата мира по футболу. Гости, попадая в Иваново, должны сделать фотографии на фоне арт-объектов. Но после нашего селфи-маршрута, боюсь, во всем мире будут говорить, что Иваново – город непуганых идиотов, которые позволяют устанавливать у себя такие малые архитектурные формы.
Нельзя непрофессионализм выдавать за интересные решения. Общество ведь не только из тинейджеров состоит. Есть же у нас воспитанные, интеллигентные, думающие люди.

- Владимир Николаевич, так, может быть, претензию надо предъявлять этим интеллигентным людям. А они что предложили городу взамен этого селфи-маршрута?
- Союз дизайнеров предоставил в администрацию города порядка 40 проектов, и три из них были отобраны для реализации. Мы, например, предлагаем установить параметрическую скульптуру «Сердце» у загса. Она очень красиво будет смотреться ночью. В основе конструкции – неоновые нити холодного свечения. Они пересекаются, дают приятные ассоциации. Эта скульптура – современная, авторская, самодостаточная; она вписана в городской контекст.
Также мы предложили поставить вместо туфельки на Шереметевском проспекте абстрактную скульптуру из нержавеющей стали – «Биохимическая энтропия». Руководству химуниверситета эскиз понравился.

- То есть вы, как профессиональный дизайнер, лауреат госпремии, выступили с инициативой, ее одобрили, но почему-то не реализовали. Так?
- Я объясню, почему не реализовали. В администрации мне говорят: проект хороший, давайте смету. Я обратился в стороннюю организацию, которая работает с металлом, там выставили счет на 1,7 млн. рублей. В городской администрации на это отвечают – 200 тысяч максимум.

- Город можно понять. Нет у нас двух миллионов на скульптуру. Неужели Союз дизайнеров не может войти в положение и сделать интересный арт-объект за 200 тысяч.
- Мы вообще делаем свою работу бесплатно. Цену устанавливают производственники, это не наша прихоть. Конечно, можно сделать скульптуру из гипса, фанеры, хлебного мякиша. Но это несерьезно. Я думаю это очевидно: нельзя сделать хорошо и дешево.

- У Неупокоева получается уложиться в заданный бюджет. Потому город к нему и обращается.
- А что у него получается? Давайте проанализируем. Во-первых, никто не отменял авторское право. И воровать – априори не хорошо.

- Это вы про «руку мертвеца» у Дома-корабля?
- Да. Своровали идею у голландского скульптора. Когда на это указали чиновнику городской администрации – он сказал: «Ничего страшного». Но Гражданский кодекс никто не отменял, там есть глава «Авторское право». Во-вторых, какой критерий отбора для этого селфи-маршрута? Критерий – своеобразный: прикольно – не прикольно. Я по своей натуре человек спокойный, но тут я вспылил, когда это услышал. Эпатаж для подростков в 15 лет – это нормально, они хотят доказать что-то взрослым. Они делают какую-то пакость – и говорят, что это прикольно. Но этот критерий не применим для городской среды. При выборе малых архитектурных форм должен проводиться конкурс. А здесь все на безальтернативной основе.
Потом, какое отношение все эти объекты имеют к Иванову: к нашей истории, культурной специфике? Что это за слово «Love» в сквере у цирка? Почему нельзя написать по-русски, и зачем вообще это писать там?
Или посмотрите на граффити, которые рисуют в рамках этого проекта. Что они изображают на стенах наших домов с согласия администрации? Симпсонов! Увеличенный в десятки раз кусочек сыра. Какие-то выпученные глаза. Я спрашиваю: что это такое, какое отношение это имеет к Иванову? Они отвечают: это прикол. Зачем этот детский эпатаж, эти глупости?!

- Чиновники вам скажут: людям нравится. Вот кто-то фотографируется рядом с этими арт-объектами. Что вы на это ответите?
- Не всегда надо доверять массовому вкусу. Когда мы делали скульптуру для Ярославля, нам родители погибших хоккеистов предлагали: «Давайте на эту птицу из клюшек поместим фигуру хоккеиста». Им казалось, что так будет лучше. Мы отстояли свой вариант, и получилась скульптура мирового уровня.
…Творческий потенциал у нас есть, мы доказали это. На международном конкурсе мы и скульптора Ковальчука обошли, и Салавата Щербакова (который поставил князя Владимира у стен Кремля). А в Иванове необразованных активистов пока победить не можем...

Лучше ничего, чем так  

Позволю несколько абзацев и от себя. Я не случайно вынес в подзаголовок публикации слово «профан». У него есть два значения. Первое – «человек, несведущий в какой-либо области». Второе – еще более подходящее к нашему разговору – «тот, кто своим невежеством, оскорбительным отношением, обращением может опошлить что-либо».

Мне кажется, что многочисленные арт-объекты, сделанные непрофессионалами, опошляют наш город, делают его несуразным. Рука из-под земли на фоне шедевра конструктивизма – это пошлость. Так же как и ширинка на земле, или пластиковое сердце в сквере, или жестяная девушка, вырезанная из нашего герба. Все это вполне допустимо в спальном районе, в парке, но никак не в центре города.

Местные чиновники говорят, что на арт-объекты не выделялись бюджетные деньги – все за счет благотворителей. Но дело ведь не в деньгах – а во внешнем облике города. Выбирая место жительства, человек думает не только о материальном. Важно то, как дышится в городе (и в прямом, и в переносном смысле), как ощущаешь себя в этом пространстве.

Кстати, 200 тысяч за сомнительный арт-объект – тоже не маленькая сумма. И вполне можно было вместо десяти несуразных лавочек – поставить одну красивую скульптуру. Профессиональную, авторскую, на века. Но, видимо, важно количество, а не качество.

По правде говоря, современное искусство вполне может обходиться и минимальными финансовыми средствами… Главное – идея. Например, в Перми, на набережной Камы, резными буквами высится надпись – «Счастье не за горами». И столько это дает смыслов, столько ассоциаций. Арт-объект полюбили не только пермяки – его знают по всей стране (и статья в Википедии есть). А какая концепция у ивановских арт-объектов? У слова «Love» в сквере мастеров? Это рассчитано исключительно на прикол, на дешевый мимолетный эффект.

Еще фонд «Родной город» выделил в этом году полмиллиона рублей на закупку краски для граффити. Благодаря уличным художникам в Иванове появились несколько удачных настенных панно. Мне нравится, например, авиационная композиция на стене военного завода на Лежневской. Выразительным и к месту оказался профиль поэта Пушкина на трансформаторной будке у Медакадемии (по ул. Пушкина).

Но зачем надо было уродовать разноцветными красками старинное краснокирпичное здание на Типографской (там находится образовательный центр «Новация») – его теперь не отмыть. Зачем на белом, недавно оштукатуренном заборе семинарии (ул. Марии Рябининой), надо было рисовать дельфинов?

В последние месяцы в городе появилось много непродуманного, невыверенного. А главное – плохо исполненного. Уверен, если бы инициаторы селфи-объектов обратились к профессиональным художникам, – получилось бы интереснее, красивее, не дороже. Почему не обратились? Почему городская администрация плюнула на решения и рекомендации своего же художественного совета? И до каких пор будет продолжаться этот малоархитектурный моветон? – пока конца ему не видно.

Что обнадеживает? Ивановские селфи-объекты установлены не капитально. Даст Бог – за зиму они проржавеют, весной их уберут.

Здесь, кстати, интересно порассуждать о природе селфи-движения. Откуда это стремление постоянно себя фотографировать? Видимо, это тенденция времени – казаться, а не быть. К слову, модельеры жалуются, что в современной моде больше стали использоваться дешевые, низкокачественные ткани. Для покупателя теперь не так важны ощущения от одежды, главное – как она выглядит на фотографии в Инстаграмме.

Ученые подводят и более глубокую философскую базу – мы живем в условиях «Image oriented civilization». Картинка вытесняет текст. Казалось бы, ну и что: так проще, так удобнее?

Но когда человек начал читать – у него изменилось мышление. Он научился строить причинно-следственные связи, искать подтексты. В конце концов, книга дисциплинировала – чтобы прочитать ее требовалась усидчивость. Картинки же возвращают нас в допечатную, в догутенберговскую эпоху – в 15 век. Хорошо это, или плохо? В любом случае – что-то меняется.

…И еще несколько слов о капитальном благоустройстве города – о тех объектах, с которыми ивановцам жить не один год. На набережной зачем-то заасфальтировали велосипедную дорожку. При том, что здесь уже были два тротуара, и один из них вполне можно было отдать спортсменам.

Значительно изменит облик центра строящееся колесо обозрения. Место ли ему на набережной? Боюсь, что Михаил Фрунзе, зажатый между цирком и аттракционом, теперь будет выглядеть как клоун. Зато по приколу?

Видимо, мэр областного центра гордится своими преобразованиями. Нового губернатора он первым делом отвел в сквер у цирка – чтобы рассказать о развернувшемся благоустройстве. Старые липовые аллеи действительно теперь напичканы «малыми архитектурными формами». Но не лучше ли было сначала восстановить опоры на Театральном мосту (по которому шли чиновники) – чугунные перила там исчезли после ремонта 2010 года. А еще стоило бы во время высокопоставленной экскурсии посмотреть, например, налево – на руины БИМа. Вот там благоустройство действительно нужно. А сквер у цирка и без того был хорошим. Был.
Источник: «1000 экз.» №134
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Илья Пигалкин 20.11.2017 10:25
    кг/ам ..
    потому что
    1) худсовет идет лесом потому что памятник Аркаше Северному, испорченная площадь 40-летия Победы и тут подсказывают утюг на Пушкина
    2) мраморные капитальные строения Бурылину и Горелину - никому не интересны кроме выгодопреобретателей.
    3) вспомним Тейково - надписи и камни.. Имхо старперы завсегда против. Просто потому что они старперы и носятся со своим старперским  мировозрением и точкой зрения как с писаной торбой. Безрезультатно кстати

Вернуться к списку новостей