Наверх

Верховный суд: терсхема по отходам не действует с 13 сентября

Что будет дальше

13.10.2017
Анна Семенова

Ровно через месяц после принятия решения по иску прокуратуры Ивановской области апелляционной коллегией Верховного суда РФ, на сайте ВС появилось наконец само решение. Теперь можно понять, что именно (кроме отмены решения ивановского областного суда) решил ВС, и предположить, как могут дальше развиваться события в сфере обращения с отходами.

Итак, судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ определила удовлетворить апелляционное представление прокурора Ивановской области и признать с 13 сентября 2017 года территориальную схему обращения с отходами Ивановской области недействующей в части раздела 3 «Количество образующихся отходов».

Причина принятия такого решения оказалась проста: дело в том, что согласно федеральному законодательству и принятым в 2016 году на федеральном уровне нормативным актам, количество образующихся отходов определяется исходя из установленных для конкретного региона нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Эти нормативы в ивановской области утверждены департаментом энергетики и тарифов – но 20 февраля 2017 года. А терсхему департамент ЖКХ утвердил в сентябре 2016 года. Количество ТКО департамент, в отсутствие нормативов, определил расчетным методом (о чем и доложил Верховному суду), причем в терсхему были включены только отходы IVи V класса опасности. Что касается ТКО, образующихся в нежилых помещениях, то для определения их количества департамент ЖКХ использовал данные статистической отчетности, а также данные, полученные в результате анкетирования муниципальных образований региона (насколько достоверны эти данные, неизвестно, но этот вопрос еще нигде не поднимался).

Впрочем, ВС не согласился с доводами прокуратуры относительно того, какие именно отходы нужно было учитывать при определении их количества для терсхемы. Прокуратура, считая, что количество отходов в терсхеме завышено, отметила, что в схему нужно включать только отходы из раздела 7 федерального классификационного каталога отходов (ФККО) код 7 30 000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению». Однако судебная коллегия согласилась с выводами областного суда с тем, что по определению статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к ТКО относятся также отходы, поименованные в других блоках ФККО.

Кстати, к тому самому блоку ФККО, на который указывает прокуратура, относятся и «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код 7 31 300 00 00 0, правда, это уже новый классификатор, утвержденный в 2017 году). Вот интересно, как это соотносится с затянувшимися спорами относительно того, кто должен вывозить спиленные деревья и ветки из дворов? Ведь в самом 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» упоминания о подобных отходах нет, там к ТКО относят только отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Федеральное законодательство также относит к ТКО отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В жилых помещениях, очевидно, никаких веток и листьев в масштабах, требующих вывоза грузовиками, не образуется. Так что, возможно, мы еще увидим судебные разбирательства по этому поводу.

А что будет дальше? Вот комментарий заместителя председателя правительства Ивановской области Максима Громова:

«Верховный суд согласился с доводами прокуратуры по поводу того, что количество отходов должно определяться исходя из нормативов. А не расчетным способом. На момент утверждения территориальной схемы эти нормативы еще не были утверждены. На основании этого суд принял решение 3-й раздел отменить с 13 сентября. Для нас здесь есть определенная положительная сторона: мы расчет нормативов вели исходя из реальных замеров и фактического объема образования отходов. И тот норматив, который был утвержден уже в феврале 2017 года, абсолютно соответствует тому расчетному, который мы применяли изначально при составлении схемы. И, соответственно, при определении объема. То есть сегодня я уже дал распоряжение подготовить внесение изменений в 3-й раздел территориальной схемы исходя из нормативов. Объем мы посчитаем, скорее всего, тот же самый, и тариф у нас измениться не должен. Региональный оператор по ТКО на сегодняшний момент как работал, так и продолжает работать, никаких отмен и катаклизмов нет, все обязательства, которые региональный оператор на себя взял, он продолжает исполнять в полном объеме».

Когда именно будут внесены изменения, пока неизвестно. Непонятно, кстати, и то, почему эти изменения нельзя было внести в терсхему сразу после утверждения нормативов, не дожидаясь иска от прокуратуры. Или же на этапе рассмотрения этого иска в областном суде.

Напомним также, что в различных судах сейчас рассматривается еще несколько исков, связанных с новой системой обращения с отходами. В арбитражном суде рассматривается иск прокуратуры, в котором надзорный орган требует признать недействительными результаты конкурсного отбора регоператора ТКО, а в областном суде – иск областной прокуратуры с требованием признать недействительным тариф на услугу по обращению с ТКО, утвержденный департаментом энергетики и тарифов 28 июня этого года.
1000inf.ru
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей