Последние
новости
Общество

Николай Голубев: Для кого?

«Зеркало» не для зрителя
6 мин
09 августа, 2017
Единственное, за что могу похвалить организаторов очередного международного кинофестиваля «Зеркало», – это малоизвестная фотография Андрея Тарковского, которую в этот раз растиражировали на программках и афишах кинофестиваля. Я сначала подумал, что это снимок из архива, который Ивановская область получила несколько лет назад за баснословные деньги после лондонского аукциона. Но нет, от той покупки толку для нас пока немного. Эта фотография сделана шведским журналистом в 1985 году на съёмках «Жертвоприношения» (организаторы фестиваля имя автора, увы, не указали).


Фото: Lothwall Lars-Olof/Государственный центральный музей кино

Тарковский стоит на лужайке, смотрит в небо и щурится от солнца. Острый подбородок, причёска ёжиком, треугольники локтей. Отличный портрет: режиссёр, видимо, таким и был – угольчатым, колючим, заострённым. На снимке киноклассик одет в комбинезон-милитари, на ногах – голубые кроссовки. Совершенно западный стильный образ.

Под этой «голливудской» фотографией на афишах «Зеркала» были написаны четыре русских названия: Иваново, Плёс, Кинешма, Юрьевец. Вероятно, в этих городах должны были проходить фестивальные мероприятия. С Плёсом и Ивановом всё понятно. В Юрьевец киношная братия традиционно сплавляется на теплоходе к мемориальному музею. А как задействован четвёртый город?

Цитирую интернет-сайт «Кинешемец»: «Несмотря на то что в программе, опубликованной на официальном сайте «Зеркала», Кинешма по традиции не представлена вообще <...>, фестиваль всё-таки заглянет во второй по величине город Ивановской области. По информации Кинешемец.RU, в один из дней фестиваля в киноцентре «Пассаж» в малом зале по специальным пригласительным билетам покажут фильм Андрея Кончаловского «Рай» <...> На этом, собственно, присутствие «Зеркала» для Кинешмы и закончится. Тем не менее растём! Напомним, что до этого история участия Кинешмы в «Зеркале» была ещё смешнее, когда фильмы Тарковского «крутили» для кинешемцев в «Пассаже» на ноутбуке».

О зрителях областного центра организаторы кинофестиваля позаботились немногим больше. В этом году – минимум рекламы и информации. Ивановцы в большинстве своем попросту не заметили «Зеркало-2017». При этом, напомню, мероприятие финансируется за счёт налогоплательщиков: 10 миллионов дает Министерство культуры, столько же – областной бюджет. Эффективно ли расходуются эти деньги, если учесть, что на некоторых кинопоказах сидели по пять человек? Создаётся впечатление, что работой со зрителем на «Зеркале» просто никто не занимается. Этот фестиваль – не для зрителей. Тогда для кого?

Когда МКФ им. Тарковского только появился, это был отличный пиар для Ивановской области и её губернатора. О киносмотре писали и говорили федеральные СМИ. В последние годы количество публикаций стремительно снижается. Показательно, что уходят и многие спонсоры.

Выходит, что единственные выгодополучатели сегодня – московское продюсерское агентство, которое вместе с правительством области значится организатором фестиваля, а также президент «Зеркала» Павел Лунгин, зарабатывающий на этом 2,5 миллиона рублей.
Мероприятие финансируется за счёт налогоплательщиков: 10 миллионов дает Министерство культуры, столько же – областной бюджет. Эффективно ли расходуются эти деньги, если учесть, что на некоторых кинопоказах сидели по пять человек? Создаётся впечатление, что работой со зрителем на «Зеркале» просто никто не занимается. Этот фестиваль – не для зрителей. Тогда для кого?
Может ли область устраивать фестиваль без дорогостоящих посредников? Вероятно, может. Но для этого необходима, что называется, политическая воля и толковые местные специалисты в сфере культуры. Судя по всему, они в дефиците или их попросту нет.

...В этом году показы впервые проходили в развлекательном центре на территории ТРЦ «Серебряный город». Залы там вполне удобные, но атмосфера – совсем не подходящая для памяти Тарковского (кстати, впервые на фестиваль не приехала сестра режиссёра). Этого, конечно, можно и не замечать, но закусочные и игровые автоматы на подходах к «интеллектуальному кино» – моветон. Всё-таки хочется, чтобы форма соответствовала содержанию.

И ещё – о церемонии закрытия. Я сидел подальше, на балконе, и разговорился со случайной соседкой – пожилой интеллигентной ивановкой. Узнав, что я журналист, она попросила опубликовать её впечатления. Женщина негодовала по поводу того, что финальное мероприятие «Зеркала» началось с часовым опозданием, и никто перед публикой не извинился (в прошлом году – было то же самое). Да и организация вечера не выдерживала критики.

Любопытны решения жюри. Сразу в нескольких номинациях выбрали по два победителя. Та же история – и с Гран-при. Это уж совсем выглядит провинциально: на серьёзных фестивалях при отсутствии явного лидера главный приз обычно не дают никому.

Всё ли так плохо и беспросветно? Увы, «Зеркало» с каждым годом деградирует. Единственное, что обнадеживает, – на фестивале ещё остаётся интересное кино. И здесь многие отмечают заслуги программного директора Андрея Плахова (вот кто, по-моему, действительно пашет).

Обо всех конкурсных фильмах этого года я писал в обзорах на сайте 1000inf.ru – предлагаю сверить вкусы. Кстати, одного из победителей – китайскую ленту «Я не мадам Бовари» – можно найти в Интернете с русскими субтитрами. (Второй триумфатор «Зеркала» – российская «Теснота» – пока не выложен.)

Позволю себе одну рекомендацию. В рамках «Зеркала» прошла ретроспектива Юлия Файта, сокурсника Андрея Тарковского. В том числе показали его двадцатиминутный фильм «Трамвай в другие города» (1962 год, по сценарию Геннадия Шпаликова). Посмотрите в Сети – надеюсь, получите удовольствие.


Фото: Владимир Смирнов
29 марта 2024
Все новости