Анна Семенова
Тема общественного транспорта в мая и начале июня как-то подувяла, хотя никаких изменений в этой сфере не произошло. И не произойдет: те, кто надеялся на быстрые перемены в связи с 220-ФЗ или волшебным обследованием пассажиропотоков за 8 млн рублей, могут распрощаться с радужными надеждами. Быстрых перемен не будет. Ждать придется лет пять. Конкурсов на маршруты в связи с истечением сроков договоров у перевозчиков тоже не будет.
Впрочем, что я тут пересказываю своими словами? Вот вам информация из первых рук, от председателя комитета по транспорту и связи администрации г. Иваново Сергея Максимова. Ну а свои измышления я добавлю чуть ниже.
- В начале июня у большинства перевозчиков, обслуживающих городские маршруты в Иванове, заканчиваются договоры. Что будет дальше? Обещанные конкурсы?
- Нет. В рамках действующих договоров перевозчики, которые работали на маршрутах, имеют право продолжить работу. Договоры пролонгируются на тех же условиях еще на 5 лет.
Конкурсы будут проводиться в том случае, если в Иванове будут организовываться новые маршруты.
- Получается, что раньше мэрия практически не контролировала ситуацию с транспортом в областном центре, и дальше сохраняется то же положение, несмотря ни на какие 220-ФЗ и обследования пассажиропотоков?
- Не соглашусь, что мы не контролируем ситуацию. Хотя, конечно, основная масса контрольных функций и право накладывать штрафы передана УГАДН.
- Но ведь легальные перевозчики, имеющие договоры с мэрией, систематически нарушают условия договоров: не соблюдают графики, выпускают на маршруты транспортные средства, не прописанные в договорах, и т.д. Комитет по транспорту может за такие нарушения расторгнуть договор с перевозчиком, но «может» не значит «обязан» или «однозначно расторгнет». Так что последние 5 лет нарушения не прекращаются, и никто за это не был наказан, ни одного договора по подобным основаниям не было расторгнуто. Именно это я имею в виду, говоря об отсутствии контроля.
- Администрация города Иваново в рамках действующего законодательства, определила, что транспорт у нас работает на сегодняшний момент без революционных ситуаций.
- То есть мы сохраняем status quo? И перемен в ближайшее время не ожидается?
- Да. Поэтому работа транспорта должна быть с соблюдением графиков, расписаний, количества подвижного состава и качества подвижного состава. Глава города встречался с консультативным советом при комитете по транспорту не один раз в этом году, и будем продолжать эти встречи.
- Получается, что обследование ушло в никуда?
- Нет. У нас есть определенные наработки по изменениям маршрутов. С учетом рекомендаций НИИАТ. Например, мы изучаем вопрос об изменении схемы маршрутов 45 и 46, чтобы направить их по ул. Громобоя, ул. Икрянистовой-Наговицыной, Рабфаковской. Об этом, в частности, просили жители города. Сейчас мы изучаем дорожную инфраструктуру на возможном новом маршруте, наличие возможности организации остановочных пунктов. Будет согласование с железнодорожниками по переездам, они в принципе не против.
Есть идеи насчет организации маршрута, который свяжет ул. Минскую и Московский микрорайон. Конечно, многое, в том числе срок открытия маршрута, зависит от готовности дорожной инфраструктуры. Например, один остановочный павильон с заездным карманом стоит 700 тысяч рублей.
- Но это точечные изменения. То есть те проблемы, о которых много говорилось – и дублирование с межмуниципальными маршрутами, и дублирование городских маршрутов, - не решаются.
- Да, они сохраняются. Но в правительстве Ивановской области уже дали поручение департаменту дорожного хозяйства и транспорта рассмотреть возможность решения проблемы дублирования пригородными маршрутами маршрутов общественного транспорта в областном центре.
- Такие поручения могут выполняться годами…
- Там уже есть определенные конкретные предложения. Например, перевести участки маршрутов. Проходящие по территории областного центра, в режим «экспресс», чтобы пригородный транспорт останавливался не на каждой остановке. Для нас это будет определенным благом.
- Хорошо. Тогда поставлю вопрос ребром: когда у нас закончится бардак в общественном транспорте? Когда у нас будут удобные маршруты и можно будет добраться из одной части города в другую? Когда будут соблюдаться графики движения? Когда вместо ржавых «Газелей» будут хотя бы ПАЗики, если именно они заявлены в договоре?
- НИИАТ нам указал, что главная проблема для граждан – несоблюдение графиков. Мне бы хотелось сначала выйти на соблюдение графиков действующим маршрутам. А потом уже все прочие мероприятия.
Все равно, в основном, транспортная потребность города удовлетворяется. Конечно, для нас важен переход на транспортные средства большей вместимости при соблюдении графиков и при снижении дублирования маршрутов. Но основная проблема в дублировании – межмуниципальные маршруты. А как я сейчас отвечу за департамент дорожного хозяйства? Мне бы самому хотелось полного понимания. Например, нам предложили создать три перехватывающих пересадочных пункта для пассажиров из пригорода. Но мы прекрасно понимаем, что жителю, чтобы перевести на такой вид обслуживания, мы должны что-то предложить – скажем, безналичную оплату проезда, например, по километражу. Как это будет реализовываться? Сейчас никто не может однозначно утверждать.
Не надо ожидать, что все рекомендации будут реализованы в течение полугода. Еще раз скажу: никаких революций в системе общественного транспорта в Иванове не будет – эту задачу перед нами поставил глава города. Рекомендации, которые были даны по итогам обследования, будут реализовываться. Но не наскоком, а поэтапно, в течение, думаю, пяти лет.
- И все-таки вопрос о контроле за соблюдением перевозчиками условий договора. Есть ли какие-то механизмы, или комитет по транспорту будет, как и раньше, разводить руками и кивать на УГАДН и прочие контролирующие органы?
- Мы неоднократно говорили о том, что нам сейчас не хватает полномочий, чтобы как-то воздействовать и на нелегалов, и на тех, кто нарушает договоры. Эти полномочия есть у федеральных структур, но у них не хватает людей, чтобы осуществлять контрольные функции. Мы сейчас собираемся выйти с предложением к Ивановской городской думе обратиться с законодательной инициативой в областную думу, чтобы наделить нас определенными полномочиями.
P.S.: Ну и еще совсем немного букв от себя. Не будет революции, не будет быстрых изменений, не будет перевозчиков, наказанных за не те транспортные средства и несоблюдение графиков. По крайней мере, в ближайшей перспективе не будет. И договоры не будут расторгать даже с теми, кто поставит на маршрут не «договорные» 10 машин, а все 30 (с них же можно денег больше получить – наличие подобной практики, кстати, в комитете по транспорту не отрицают).
Казалось бы, тогда зачем все это? Все эти 8 миллионов из городского бюджета плюс еще два на предыдущее обследование, канувшее в лету окончательно? Нет, конечно, хочется верить, что на сей раз рекомендации будут учтены и применены на практике. Ну да, ну да, ведь реформы всегда предпочтительнее революции.
Однако судя по тому виртуозному финту с договорами (ну люди же работают, пусть и с нарушениями, но возят вас, безлошадных, вот пусть и дальше возят, еще пять лет, без всяких конкурсов), который провернула ивановская мэрия, конкуренции на рынке пассажирских перевозок у нас как не было, так и не будет. Как там говорил американский президент про одного латиноамериканского диктатора? Он сукин сын, но он наш сукин сын? Ну вот и здесь что-то похожее. Какие автобусы большой вместимости, какие графики? Тут ведь интересы бизнеса, а бизнес, как говорит наш Президент, кошмарить нельзя. И наплевать, что бизнес социально значимый, что крайними оказываются граждане. Оставим все как есть – пока, будем потихоньку изменять маршруты. А там, глядишь, и история с обследованием забудется, и никто не потребует менять критерии конкурсов, по которым действующим перевозчикам даются такие преференции, что они могут вообще ничего не менять, и так выиграют. В общем, не нужны нам революции – пусть все будет как было. И так будет.
Общество
На транспортном фронте – без перемен
Облом, граждане