Последние
новости
Политика

Про запросы и реальность

История одних нормативов
7 мин
29 мая, 2017
Анна Семенова

На прошлой неделе довелось мне стать свидетелем бурной дискуссии, в ходе которой выяснились дивные подробности взаимодействия органов власти с субъектами деятельности в одной из отраслей. Если конкретно – речь шла о том, на основе каких данных департамент энергетики и тарифов рассчитывает нормативы на ОДН. Для тех счастливцев, кто не в теме, поясню, что пресловутые нормативы на ОДН, из-за которых в январе полгорода на ушах стояло, должны быть заново установлены не позднее 1 июня. И в начале года поговаривали, что эти нормативы должны быть приближены к реальности, то есть для большинства домов заметно снизиться.

Так вот, последние 5 месяцев департамент энергетики честно пытался получить от управляющих компаний данные, чтобы рассчитать эти нормативы, приближенные к реальности. Но – увы и ах – похоже, что ничего не получится, потому что вредные управляшки в большинстве своем не почесались и не предоставили в трудолюбивый департамент эти данные. Поэтому нормативы будут очень близки к тем, что действуют сейчас. Обломитесь, граждане.

Но со стороны управляющих компаний, как оказалось, ситуация выглядит несколько по-иному: департамент прислал запрос в виде таблицы, в которой по каждому дому нужно внести данные. В таблице 120 столбцов. Сто двадцать, Карл! По каждому дому. Если у УК пять или десять домов, то за месяц, наверное, с этим справиться можно – в перерывах между основной работой. А если домов сто? Отдельного человека нанимать? А на какие деньги? Из своей прибыли ни одна нормальная УК этого делать не будет. К тому же, с точки зрения простого обывателя, очевидно, что жители платят УК не за то, чтобы ее сотрудники на запросы днями и ночами отвечали, а в первую очередь за нормальное обслуживание домов.

Ну да, говорят в департаменте, нам для нормативов на ОДН нужно всего-то десяток показателей по каждому дому. Но мы ведь еще и другие нормативы устанавливаем, так что все эти 120 пунктов нам очень нужны. А вредные УК, к тому же, дают недостоверные данные – количество жителей, например, завышают. Мы тут в МФЦ запросили эти сведения, и расхождение по некоторым УК получается на 70-100 человек по одному дому. А это приведет к тому, что нормативы станут в 2 раза выше (примечание: управляющим компаниям высокие нормативы выгодны, потому что разницу оплачивают они из своего кармана). И площади мест общего пользования, по данным УК, расходятся с данными, которые мы получили в БТИ. Недостоверненько, однако.

Угу, отвечают управляющие компании, а где мы вам возьмем достоверные данные? В МФЦ? Так один запрос в МФЦ по одной квартире стоит 30 рублей. Из денег жителей оплачивать? А с какой радости? А если техпаспорт дома старый и новую выписку не заказывали, то на какие деньги мы вам это сделаем? И, в конце концов, если вы считаете единственно правильными и достоверными данные МФЦ и БТИ, так запросите сразу сведения оттуда и не морочьте нам головы. Тем более, что для вас это бесплатно – по системе межведомственного взаимодействия. Только имейте в виду – есть разница между количеством прописанных и количеством фактически проживающих в доме. И она может быть очень существенной.

Ага! – говорят в департаменте энергетики. – Так это же вы и должны выявлять тех, кто проживает без прописки.

А зачем? – удивляются УК. – Нам это не нужно, мы выставляем счета исходя из площади квартир, нам все равно, где сколько человек живет. По требованию соседей – да, можем акт составить. А если мы начнем всех непрописанных исключительно для вас актировать, то мы только этим и будем заниматься. А жители с нами договор расторгнут. Да, и что делать, если в квартире вообще никто не прописан?

Нет, граждане, так не пойдет, говорят в департаменте. Вы тут с нами яростно судились по нормативам в последние годы, и суды говорят, что устанавливать нормативы мы можем только на основе данных управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций. Так что давайте нам данные, какие хотите, они нам нужны. Только достоверные – а то мы их не будем использовать.

Да какие достоверные данные мы вам дадим? – кипятятся УК. – Вы вон спрашиваете время работы электрооборудования, установленного в местах общего пользования. Мы вам как время работ лифтов определим? С таймером рядом постоим? В каждом доме? А вы потом скажете, что данные недостоверные и потребуете первичную документацию?

Вы как хотите, граждане управляющие компании, а данные вы нам обязаны были предоставить – и не предоставили, - подытоживают в департаменте. – Так что мы теперь с чистой совестью будем говорить, что это УК нам работать не дают и нормативы из-за них такие высокие.

***

Вот уже неделю хожу под впечатлением от общего маразма ситуации. И терзают меня смутные сомнения: похоже, эта ситуация отнюдь не из ряда вон выходящая. Это норма в общении власти и бизнеса, власти и граждан, области и муниципалитетов, особенно сельских поселений (можно вспомнить, например, данные о домах для программы капремонта, которые предоставляли муниципалитеты). Запросили то, не знаю что – получили соответствующий ответ. Может быть. А может быть, и не получили. А можно было запросить у официальных органов. А можно было половину данных и не запрашивать. А если уж пришел такой запрос, то можно в нем написать то, что в итоге повернется тебе на пользу: норматив побольше, дом тещи – похуже, чтобы побыстрее отремонтировали. Ну и так далее.

Похоже, что любая статистика строится на подобных данных, достоверность которых весьма и весьма сомнительна. Даже если речь идет о средней зарплате в регионе. Она ведь как читается? По данным налоговой? А вы уверены, что у налоговой прямо наидостовернейшие данные, если куча народа получает зарплату в конвертах, да еще и на взятки и взносы на выборы у некоторых остается (а некоторым, соответственно, достается)?

И ведь, судя по всему, обе стороны прекрасно понимают бредовость ситуации. Но стараются не выходить из образа и сохранить лицо. Ну и мы будем стараться – где магнитик поставим, где циферку в отчете поправим. И бог с ней, с реальностью.

28 марта 2024
Все новости