Последние
новости
Бизнес

Выйти красиво, пока не ушёл

Как передать бизнес по наследству
21 мин
12 мая, 2017
Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье

В нашем обществе в принципе не принято говорить о вопросах, связанных со смертью и с наследством – потому что считается, что «можно сглазить». По этой же причине очень многие предпочитают не составлять завещание. Но когда речь идёт о значительных активах, а тем более о бизнесе, подобные суеверия или же заблуждение, что и жизнь, и бизнес будут продолжаться вечно, могут доставить близким людям немало проблем.
Передача бизнеса по наследству – вопрос не очень отработанный в российских реалиях, поскольку предпринимательство как явление насчитывает в нашей стране в лучшем случае лет 30. Те, кто на излёте советской власти создавал первые кооперативы или в начале 1990-х годов «по дружбе» начинал своё дело, сегодня уже вплотную подходят к пенсионному возрасту или перешагнули эту черту. Кто-то продолжает оставаться «пламенным мотором» своей компании, идя в ногу с сегодняшним днём. А кто-то – и таких немало – задумался: не стоит ли остановиться? Но как это сделать: не просто уйти, а грамотно выйти из бизнеса, собственником которого ты был много лет?
О важных моментах, которые стоит предусмотреть заранее, рассказывает партнёр юридической фирмы «Консалт» Сергей Сорокин.

1
- Сергей Владимирович, давайте начнём не с самой мрачной темы. О том, как создать бизнес, пишут много, а вот о том, как из него выйти, – тишина. Действительно ли всё просто: надоело тебе или здоровье не позволяет – договорился с партнёрами и ушёл? Или есть какие-то нюансы?
- Конечно, всё не так уж просто. И именно сейчас наступает время, когда вопрос о выходе из бизнеса становится актуальным просто в силу того, что первое поколение предпринимателей уже достигло возраста, в котором начинаешь задумываться: а хочу ли я продолжать? У кого-то уже не хватает сил, как физических, так и эмоциональных. У кого-то произошла переоценка ценностей, и теперь он хочет больше внимания уделять себе, семье, внукам. Кто-то обнаружил, что цели, которые он когда-то перед собой ставил, уже достигнуты, и дальнейшая деятельность становится просто неинтересной. Кто-то заработал столько, сколько хотел, и больше не хочет рисковать (ведь бизнес – это всё-таки всегда риск). Есть ещё такие варианты, как расхождение с партнёрами во взглядах на продолжение бизнеса или просто невозможность работать в той отрасли, в которой ты начинал, – меняются ситуация и рынок.

- Но когда создаётся бизнес, вряд ли кто-то задумывается над вопросом, как он будет из него выходить. При таком отношении, наверное, никакой старт-ап не получится…
- Действительно, об этом почти никто раньше не думал. Многим кажется, что это навсегда, особенно если дела идут успешно. Но давайте смотреть правде в глаза: вопрос о том, в какой момент и как выйти из бизнеса, не менее важен, чем вопрос о том, как и в какой сфере его начать. Есть и более неприятный вопрос: а что будет, если ты не успеешь выйти из этого бизнеса?

- В этот же ряд, наверное, нужно добавить вопрос: можно ли так подстраховаться, чтобы выйти получилось в любой момент, безболезненно или с минимальными потерями…
- Согласен. Но давайте разбирать эти неудобные вопросы по порядку.
Думать о том, каким образом можно выйти из бизнеса, лучше ещё при его создании. Это, кстати, облегчит жизнь не только вам или вашим партнёрам, но и вашим наследникам и наследникам ваших партнёров. Сегодня, когда к нам приходят люди с целью создать новую компанию, если они не родственники, я задаю им вопрос: а кто из вас будет нашим клиентом, когда вы будете расходиться? Под кого из вас мы сегодня должны создавать общество? Чьи интересы учитывать как приоритетные? Ведь у вас могут быть абсолютно разные долгосрочные цели. Многие только после этого начинают задумываться. И первое, что надо чётко понимать в данном случае, – ради чего создаётся бизнес. Если цели понятны и по достижении этих целей стороны продают бизнес либо закрывают его – это нормально.
Второе – это определение ситуаций, при которых каждый из партнеров вправе поставить вопрос о продаже бизнеса или о выкупе одним партнером у другого доли. Например, недостижение консенсуса по ключевым вопросам, либо смерть или невозможность участия одного из партнеров в управлении, ну или просто нежелание участвовать в дальнейшем ведении совместного бизнеса.
Один из вариантов, который может быть обговорён ещё на старте, – это выкуп доли партнера, когда один из партнёров предлагает: либо ты у меня выкупи мою долю, либо я у тебя выкуплю. Или так называемый вариант аукциона: я тебе предлагаю сумму, если ты предложишь больше, покупай ты у меня. Это вполне нормальный, разумный вариант, и у нас есть примеры, когда мы такие соглашения между партнёрами заключали и реализовывали.

- То есть все эти моменты можно предусмотреть на стадии создания компании?
- Да. Сейчас и закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», и закон «Об акционерных обществах» предусматривают заключение корпоративного соглашения между акционерами или участниками общества. Причём сторонами такого соглашения не обязательно должны быть все участники общества.
Корпоративное соглашение может предусматривать условия, при которых участник обязан продать свою долю или выкупить долю другого участника, а также порядок реализации этой сделки. Это очень действенный вариант. Раньше такие соглашения заключались только по иностранному праву, сегодня такая возможность есть и в российском законодательстве.

- А в Иванове были случаи проведения таких аукционов? Или это пока только теория?
- Конечно, уже наработана определённая практика. Есть примеры не только продажи бизнеса или выхода партнёров. Был очень интересный пример передачи бизнеса управленческой команде, которая в течение нескольких лет полностью выкупила у собственника все права на бизнес.
Проводили мы и аукционы. Хочу также отметить, что аукцион позволяет выявить реальные интересы сторон, ценность бизнеса для каждой стороны – ведь мы все даём разные оценки похожим вещам.
Думать о том, каким образом можно выйти из бизнеса, лучше ещё при его создании. Это, кстати, облегчит жизнь не только вам или вашим партнёрам, но и вашим наследникам и наследникам ваших партнёров
- Кстати, о цене. Если нет соглашения, как определить стоимость доли в компании? Ведь мнения по этому поводу могут быть очень разными…
- Да, это один из вопросов, который вызывает наибольшее число споров. Как адекватно оценить долю в бизнесе? Бизнес может быть дорогим предметом продажи, особенно если он генерирует постоянные денежные потоки. Бывает бизнес, который построен на личных связях учредителей или управленцев, на личной работе, на личных навыках, в конце концов. Так что его оценка – вопрос очень тонкий и нередко спорный. Думаю, что это тема для отдельного разговора.

- Хорошо, тогда давайте поговорим о том, о чём говорить обычно не принято. Что происходит, когда один из соучредителей умирает? Есть ли какие-то особенности в наследовании бизнеса?
- Да, о таких вопросах у нас стараются даже не думать, не то что говорить. И совершенно напрасно, потому что любой человек смертен, и самое плохое, как говорил классик, – человек внезапно смертен. На мой взгляд, любой владелец каких-либо существенных активов должен понимать, насколько важно подготовить наследников к принятию наследства в любой момент.
Многих ставит в тупик вопрос: что будет с твоим бизнесом, если ты завтра умрёшь? Но ведь если такое, не дай бог, случится, то пройдёт несколько дней, и наследники начнут думать о последствиях произошедшего. Первое, с чем мы сталкиваемся в таких ситуациях: наследники не могут получить полную информацию. К сожалению, зачастую у нас бизнес построен так, что многое держится в голове, на личных связях, на обещаниях. Даже заёмные отношения не всегда оформляются документами, не говоря уже о том, что у наследников нет полного понимания, что кому принадлежит и, самое главное, какие есть долги. А это может привести к серьёзным осложнениям. Наследники сталкиваются не просто с долгами, а с кредиторами, иногда со сложными для общения людьми.
Поэтому, наверное, здесь можно дать такой совет: владелец или совладелец активов должен регулярно обобщать информацию, иметь цифровые копии документов, баланс своих активов и обязательств, который должен постоянно обновляться. Наследники, в том числе дети или те, кто может стать их опекунами, должны знать, где хранится эта информация – в сейфе, в банковской ячейке и т.д. Есть и другие мелкие моменты – например, передача доступа к своей электронной почте, поскольку с ней могут быть связаны банковские счета, возможности восстановления паролей, доступа к ним, там могут храниться документы. Такая информация должна передаваться, и другие люди должны знать, как они получат этот доступ.
Второе: учредительные документы должны предусматривать тот вариант для наследников, который удобен. Например, обязанность для общества принять наследников в состав участников общества со всеми правами. Если наследники не могут стать участниками общества и получают вместо доли участия в бизнесе стоимость этой доли, можно прописать в корпоративном договоре, как будет определяться эта стоимость. Ведь возможно, что партнёры по бизнесу постараются использовать ситуацию с максимальной выгодой для себя. Такие случаи всем нам известны.
Классический пример, когда бизнес не имеет больших активов, но генерирует хорошую прибыль. Доля будет оцениваться исходя из стоимости этих небольших активов без учёта того, что бизнес даёт постоянную высокую прибыль. В этом случае наследники, конечно, получат меньше, чем если бы они стали участниками общества и продолжали бы бизнес или продавали бы свою долю сами.
В корпоративном договоре можно закрепить обязанности партнёров по отношению к наследникам одного из участников. Например, прописать выкупную стоимость доли, условия расхождения, если окажется, что дальнейшее совместное ведение бизнеса невозможно. При этом надо просчитывать подобную ситуацию не только применительно к себе, но и в отношении своих партнёров. Ведь если, например, у вашего партнёра есть малолетние дети, то в случае его смерти вести бизнес или решать вопрос о его разделе придётся с участием органов опеки, а это дополнительные проблемы.

- То есть, если погибают родители, один из которых был совладельцем бизнеса, и опекунами, допустим, становятся ближайшие родственники, к ним переходит право управления долями детей, которые те унаследовали? Или здесь вмешиваются государственные органы? Какие права у них? Ведь вмешательство государства может создать определённые риски для партнёров.
- Собственность унаследуют, конечно, в том числе дети. Но до их совершеннолетия этой собственностью в их интересах распоряжаться будут опекуны или попечители. Кроме того, все действия с собственностью несовершеннолетних производятся только с согласия органов опеки, которые следят за тем, чтобы решения принимались в интересах ребенка. И мы нередко сталкиваемся с тем, что очень непросто обосновать то или иное решение. Приведу пример: несовершеннолетний ребёнок унаследовал долю в бизнесе. Мама решила продать эту долю в интересах ребёнка. Но никто долю не покупал. Было решено выйти из этого общества и получить стоимость долей. Сумма, которая получалась по расчётам, мать устраивала, но пришлось проделать довольно большую работу, чтобы доказать органам опеки обоснованность и законность такого решения: почему это в интересах ребенка, куда и на что пойдут деньги и будут ли они получены вообще.
Ещё один момент, который может усложнить ситуацию: доля наследников при отсутствии завещания определяется по закону. Если этот вариант вас не устраивает, обязательно нужно составить завещание, в котором нужно определить круг наследников, возможно, кого-то исключив или кого-то добавив.
При этом нужно продумать вариант смерти не одного члена семьи, а одновременно двух или более. В этом случае порядок наследования будет меняться. И наследство может достаться не самым близким родственникам.
Корпоративное соглашение может предусматривать условия, при которых участник обязан продать свою долю или выкупить долю другого участника, а также порядок реализации этой сделки. Это очень действенный вариант. Раньше такие соглашения заключались только по иностранному праву, сегодня такая возможность есть и в российском законодательстве
- А доли для всех наследников одной очереди будут равные?
- Не всегда. Например, если оставлено завещание, в котором указаны наследниками двое детей и не указан третий ребёнок, и этот ребёнок несовершеннолетний, то он имеет право на обязательную долю – не менее 50% того, что он унаследовал бы по закону. То есть если, например, всего четыре наследника по закону – супруг и трое детей, то несовершеннолетний ребенок должен получить не менее 50% от четверти, то есть одну восьмую. А семь восьмых – двое детей, которые указаны в завещании.

- А супруга?
- Если она не находится на иждивении, то её можно лишить наследства, не указав в завещании.

- Понятно.
- При получении долей в активах часто возникает риск того, что наследники поругаются – кто что должен получить, как поделить активы, как оценить их правильно. Возможно, кому-то хочется получить акции и управлять бизнесом, а кому-то хочется иметь конкретный объект недвижимости, дом или квартиру. К сожалению, если умерший не изъявил свою волю, кто что должен унаследовать, он тем самым потенциально создал такую ситуацию.

- Давайте отвлечёмся от долей. Что делать, если родственники ещё не вступили в право наследства, а бизнес или актив требует внимания или финансовых средств? Кто должен взять на себя управление такими активами, чтобы потом ни у кого не возникало претензий?
- Да, это очень важный аспект, вокруг которого нередко возникают конфликты. Есть активы, которые требуют постоянного внимания и управления. Процесс принятия наследства, как известно, не быстрый, только в исключительных случаях нотариус может выдать свидетельство о праве на наследство до истечения шестимесячного срока, а по умолчанию это всегда полгода. Этот срок даётся, чтобы выявить всех наследников, собрать информацию обо всех видах активов, чтобы все кредиторы могли заявить свои требования. Но, как правило, активами в эти полгода тоже нужно управлять. Особенно сложны ситуации, когда умирает предприниматель: у него есть работники, которым надо платить зарплату, есть незаконченные сделки, есть производственные процессы, которые нельзя останавливать. Другой пример – когда умирает владелец контрольного пакета голосов в обществе и до завершения шестимесячного срока возникает необходимость принять какие-то корпоративные решения или сменить директора.
В этом случае наследники вправе обратиться к нотариусу, чтобы тот в качестве учредителя доверительного управления заключил договор доверительного управления таким имуществом. Нотариусы этот момент не очень любят, потому что им приходится брать на себя определённый риск: кого назначить и какие потом могут быть последствия, если этот человек примет неверные решения. Но есть другой вариант – если умерший в завещании указал исполнителя завещания (душеприказчика). Тогда ситуация упрощается, потому что лицо, естественно, дало согласие, обладает необходимыми навыками и понимает, что и как делать. Это может быть кто-то из членов семьи, это может быть персональный консультант, друг семьи или партнёр. Фактически он получает на шесть месяцев, до момента вступления наследников в наследство, право на управление активом.

- Получается, что многое зависит не только от корпоративного договора, но и от завещания?
- Безусловно. Многие боятся об этом думать, хотя мне кажется, что наличие завещания скорее показатель правильного, зрелого поведения и заботы о своей семье, о близких людях. Конечно, есть вопрос конфиденциальности, но здесь есть разные варианты решения – от составления завещания у нотариуса из другого региона до так называемого закрытого завещания.
Как я уже говорил, в завещании нужно определить круг наследников, причём применительно к разным ситуациям. Кроме того, желательно указать, кто из наследников какие активы наследует, кто принимает участие в управлении активами, кто будет исполнителем.

- Иногда в среде бизнесменов обсуждается вопрос, насколько этично завещать несовершеннолетним или не достигшим, скажем, 25-летнего возраста детям крупные суммы или активы.
- Это неоднозначный вопрос. В 18 и даже в 20 лет далеко не все молодые люди готовы принимать ответственные решения.
Самое главное – деньги часто становятся демотивирующим фактором для учёбы, получения навыков работы и становления в обществе. Поэтому можно предусмотреть условия, когда за счёт наследства наследники получают образование, медицинское обслуживание, нормальные условия проживания, но основной актив становится доступным только по достижении определённого возраста. Есть примеры, когда создаются фонды, целью которых является оплата тех или иных расходов на детей. Фонды можно создавать и при жизни родителя. Здесь важно определить цели фонда и, естественно, выбрать людей, которые будут управлять активами, принимать решения, а также тех, кто будет контролировать управляющих. Это достаточно зрелый подход. Некоторые учреждают трасты для этого. Но такие шаги, безусловно, возможны только при наличии достаточно серьёзного состояния.
Можно предусмотреть условия, когда за счёт наследства наследники получают образование, медицинское обслуживание, нормальные условия проживания, но основной актив становится доступным только по достижении определённого возраста
- А есть ли какие-то нюансы с наследованием бизнеса ИП?
- Мы знаем, что предпринимательство – это всего лишь факт регистрации права вести предпринимательскую деятельность. Но при этом предпринимательскую деятельность ведёт не отдельный субъект, а гражданин. У гражданина есть имущество, которое ему принадлежит и которое в случае его смерти переходит по наследству. У предпринимателя есть круг обязательств – перед кредиторами, банком, сотрудниками, поставщиками, покупателями… По закону все кредиторы могут подать заявление нотариусу, который ведёт наследственное дело, чтобы их требования были учтены. Наследники, которые принимают наследство, принимают на себя и обязательства перед этими кредиторами. И может возникнуть неприятная ситуация, когда этих обязательств окажется слишком много.
Здесь надо помнить, что сегодня закон о банкротстве предусматривает банкротство умершего гражданина. То есть если, например, сумма обязательств такого умершего превышает стоимость его активов, его можно объявить банкротом. Это нужно для того, чтобы активы распределялись в соответствии с очерёдностью, установленной законом о банкротстве. Такую процедуру проводит финансовый управляющий.

- А в этом случае учитывается личное имущество гражданина – квартира, машина, ювелирные изделия и т.д.?
- Да. При банкротстве, в том числе умершего, учитывается всё имущество, которое человеку принадлежит.

- То есть получается, что умерший предприниматель, на котором «висит» слишком много обязательств, может ещё и оставить свою семью без жилья?
- К сожалению, люди часто забывают, что имущество, приобретённое в период брака, – это совместная собственность супругов. Если у одного из супругов есть долги, то кредиторы могут обратить взыскание на долю этого супруга в общем имуществе. Поэтому, когда люди принимают на себя предпринимательские риски, берут кредит, они должны структурировать свою собственность так, чтобы уменьшить негативные последствия для себя, наследников и всей семьи. Сегодня мы видим на практике разные решения – от формальных разводов и брачных договоров, до, скажем так, фиктивных банкротств. Все принимают разные решения, исходя из сложившейся ситуации.

- В ряде стран существует налог на наследство. Приходилось ли ивановским наследникам сталкиваться с чем-то подобным?
- Да, и в нашей стране есть определённые налоговые последствия, которые возникают в результате смерти гражданина. Но это скорее законодательные коллизии, которые могут оставить немало неприятных сюрпризов. К сожалению, наши законодатели ко многим вопросам подходят формально. У нас пока только обсуждается налогообложение семьи в целом. Хотя, на мой взгляд, раз имущество становится общим, то и налоговые обязательства тоже должны считаться в целом на семью, это было бы правильно. Приведу пример. Супруг приобрёл долю в уставном капитале, позже её унаследовала супруга, продала, и, естественно, встал вопрос о налогообложении этого дохода. С одной стороны, по закону передача имущества по наследству у нас не облагается налогами, но при продаже доли в уставном капитале возник доход, который можно уменьшить только на сумму документально подтвержденных расходов получателя дохода. А документов о расходах у наследницы нет. В результате она вынуждена платить налог с полученного дохода в полном объёме. Получается несколько парадоксальная ситуация: по наследству имущество получили без налога, но при продаже платим налог с дохода в виде стоимости всего имущества.

- Если случилось так, что бизнесмен умер, не оставив завещания, то что можно посоветовать наследникам?
- Самое главное – принимать взвешенные решения. Хотя это довольно сложно, поскольку сама ситуация, связанная со смертью близкого человека – это момент большого эмоционального напряжения. Иногда именно эмоции мешают принять решение. Например, бывает, что наследники изо всех сил борются за какой-то актив только потому, что они к нему привыкли, привязались эмоционально. Жили в этом доме, использовали эту машину, для них это память. Хотя экономически для них это не самое выгодное решение, и борьба за актив отнимает время и силы, они продолжают настаивать на своём решении. Это их выбор, нельзя за них принимать решение, но надо дать им возможность увидеть другую сторону вопроса. Память можно хранить по-разному. В конце концов, наверное, все мы хотим тратить силы и время не на борьбу, а на реальную яркую жизнь.
26 апреля 2024
Все новости