Последние
новости
Общество

Анна Семенова: 8 миллионов на ветер

Обломайтесь, граждане
8 мин
28 апреля, 2017

Фото: Варвара Гертье (архив)

Как бы ивановская мэрия ни старалась делать хорошую мину при плохой игре, похоже, 8 миллионов рублей из бюджета города, которые пошли на обследование пассажиропотоков, все-таки выброшены на ветер. И не потому что НИИАТ плохо выполнил свою работу – нет, серьезных претензий к москвичам нет, а допиливать новую схему маршрутов они будут, похоже, ближайшие три года. Дело в том, что никаких изменений в ситуации с общественным транспортом в Иванове, скорее всего, в обозримом будущем не будет.

На эти мысли наводят отдельные реплики и проговорки чиновников, которые звучат на многочисленных совещаниях и заседаниях по поводу общественного транспорта, а эти совещания проходят в последние три недели регулярно. Судя по тому, о чем говорили 27 апреля на заседании комиссии по дорожному хозяйству и транспорту Общественной палаты Ивановской области, все, кто имеет отношение к сфере общественного транспорта, уже всё знают. И просто пока дают любопытствующим гражданам поиграться и потешить себя несбыточными надеждами.

Таки же вот, граждане дорогие, вы помните, зачем вообще проводилось обследование? Чтобы получить конкретные рекомендации от авторитетных специалистов: как сделать, чтобы в Иванове отовсюду можно было бы уехать и приехать хотя бы с 6 до 23 часов без часовых ожиданий на морозе. Чтобы маршрутки превратились в комфортабельные автобусы. Чтобы троллейбусы перестали жрать бюджетные деньги по 250 миллионов в год – в общем, чтобы настало всеобщее транспортное счастье.

Заплатили восемь бюджетных миллионов. Получили рекомендации. А теперь в ходе обсуждений выясняется, что, во-первых, при проведении обследования подрядчики не учитывали межмуниципальный транспорт, снующий по улицам областного центра. Ну, им просто так была поставлена задача – не учитывать. Потому что межмуниципальные маршруты – это епархия области, а точнее – департамента дорожного хозяйства и транспорта. А этих самых межмуниципальных маршруток в Иванове бегает больше 200 штук (больше трети от всего общественного транспорта в областном центре). Ну и плюс нелегалы – точнее, бездоговорные перевозчики.

Специалисты НИИАТ свои расчеты проводили исходя из идеальной ситуации: когда межмуниципальный транспорт высаживает пассажиров на пересадочных пунктах, а по городу граждане передвигаются уже на городском транспорте. И никаких маршрутов типа Кохма – Беляницы нет в природе. И тогда у нас и городские перевозчики будут жить нормально, и МУП «ИПТ» постепенно выйдет из предбанкротного состояния, и городской бюджет не будет тратить кучу денег на поддержание штанов троллейбусам. Вопрос только в том, как убрать межмуниципальные маршруты с городских улиц.

И с этим вопросом городские власти, естественно, пошли в областной департамент. А там, судя по всему, жестко настроены на сохранение статус кво. Потому что лезть в этот гадюшник себе дороже: по некоторым маршрутам, например, по 150-му, старый договор закончился еще в 2016 году, конкурс уже проведен, договор на 5 лет заключен. А 220-ФЗ, говорят в департаменте дорожного хозяйства и транспорта, запрещает менять схему маршрута после заключения договора. И вообще, если схема маршрута меняется, перевозчиков об этом надо уведомлять за 180 дней, то есть за полгода. А тут по 131-му маршруту в августе конкурс намечается, а потом и по многим другим. Так что нет у вас методов против Кости Сапрыкина… тьфу, нет законных оснований для изменения межмуниципальных маршрутов.

Если следовать этой логике, то и городские маршруты тоже фиг изменишь: основная масса договоров с городскими перевозчиками заканчивается в июне этого года, никаких 180 дней для уведомления нет. И никакой возможности изменить городские маршруты, чтобы снизить степень дублирования маршрутов троллейбусов (чтобы снизить убыточность МУП «ИПТ», чтобы снизить дотации из бюджета города, в доме который построил Джек) тоже нет. Приплыли. Рекомендации можно положить в стол и забыть про них.

На самом деле, информацию про уже заключенные договоры начальник управления организации перевозок и транспортного обслуживания ДДХиТ Иван Звигунов озвучил как бы между делом. Основной аргумент против ликвидации межмуниципального транспорта с улиц областного центра звучал так: граждане привыкли ездить из Кохмы в Пустошь-Бор без пересадок и дополнительных затрат, не надо нервировать граждан, а то они возмущаться будут. Почему-то интересы жителей областного центра (в части расходования 250 миллионов из бюджета города, которые можно было бы использовать на ремонт дорог, благоустройство, школы, детские сады и т.д.) областными чиновниками в расчет не принимаются. Интересы ивановских водителей тоже – минус 220 маршруток с городских дорог явно скажется на безопасности дорожного движения. Ну привыкли люди – что же, теперь ради наведения порядка напрягать их?

Есть смутные ощущения, что на самом деле тут играют роль интересы не столько жителей пригородов областного центра, сколько интересы тех, кто контролирует межмуниципальные маршруты. По слухам, это люди, очень близкие к криминалу, а с ними, как известно, лучше не связываться: лом в крыше машины Александра Лодышкина в его бытность начальником ДДХиТ, избиения перевозчиков, сожженные машины – все это в памяти народной. И даже убийство видного предпринимателя-транспортника Евгения Холоши вряд ли принципиально изменило ситуацию.

Кто-то может сказать: так что же городские власти так лоханулись, не могли, что ли, совместно с областью заказать обследование, чтобы и межмуниципальные маршруты тоже учитывались? По слухам, они пытались это сделать: говорят, что в прошлом году, когда обследование еще только затевалось, чиновники из мэрии пошли в ДДХиТ и предложили поучаствовать в этом мероприятии. Но начальник департамента Андрей Шушкин заявил, что у области на всякую ерунду денег нет, да и ситуация их устраивает. А вы в городе сами там разбирайтесь, как хотите. Ну, посланцы из города утерлись и заказали обследование сами. А тратить городские деньги на обследование областных маршрутов Бюджетный кодекс не велит.

В итоге мы имеем три варианта дальнейшего развития событий. Первый: городские власти идут на принцип и все-таки начинают ломать сложившуюся систему: волевым решением вводят единый проездной, изменяют автобусные и троллейбусные маршруты в соответствии с рекомендациями НИИАТ, прописывают в договорах с перевозчиками требования по замене подвижного состава на автобусы средней и большой вместимости. Но очевидно, что при сохранении межмуниципальных маршрутов, проходящих по улицам города, все эти усилия ни к чему не приведут, и в конце концов, все вернется на круги своя. Восемь миллионов уходят псу под хвост.

Второй вариант: все остается как есть. Перевозчики работают как сейчас, после 8 часов вечера с окраин в город уехать невозможно, троллейбусы продолжают возить воздух, маршрутчики продолжают устраивать гонки по улицам. Через пару лет, а то и раньше, МУП «ИПТ» благополучно банкротится, в городе остаются только автобусы малой вместимости, власть, как и теперь, абсолютно не контролирует деятельность перевозчиков, даже в части соблюдения условий договоров (да-да, так оно и есть на самом деле, почитайте договоры на оказание услуг по перевозкам. Это очень смешные документы). Это, похоже, самый вероятный вариант развития событий.

И вариант третий: кто-то (угадайте, кто?) принимает волевое решение полностью изменить систему пассажирских перевозок в Ивановской области в целом. А далее – по рекомендациям НИИАТ: создание пересадочных пунктов, межмуниципальные маршруты – только между муниципалитетами, безналичный расчет, жесткий контроль за деятельностью перевозчиков, низкопольные большие автобусы… Сказка, а не жизнь! Вот только она, похоже, останется сказкой, потому что для воплощения всего этого в жизнь нужна политическая воля. А ее-то у нас очень не хватает.
1000inf.ru
26 апреля 2024
Все новости