Последние
новости
Бизнес

Перевозчики не хотят обсуждать безнал

«Давайте пока не будем»
6 мин
28 апреля, 2017
Анна Семенова

Когда в начале апреля специалисты НИИАТ презентовали результаты своего обследования пассажиропотоков в Иванове и предложения по оптимизации маршрутной сети, основное внимание оказалось прикованным именно к изменениям маршрутов. Однако прозвучали там и другие предложения, к которым, судя по всему, надо отнестись повнимательнее. Например, к предложению по введению безналичного расчета в ивановском общественном транспорте.

Тема ведения безналичных расчетов сначала возникла на заседании комитета Ивгордумы по транспорту 13 апреля. Депутаты попытались вытрясти из руководителя проекта Сергея Мокроусова хоть какие-то подробности: как это можно реализовать в Иванове. Общение получилось занимательным.

В частности, Мокроусов сообщил, что именно город будет получать от пассажиров деньги за проезд (приобретение карточек), и уже потом именно город будет распределять эти деньги между перевозчиками. «У города, соответственно, появятся финансовые средства и возможность влиять на перевозчиков уже не только возможностью расторгнуть контракт, что очень тяжело, но и непосредственно деньгами», - пояснил Мокроусов.

На вопрос депутата Сергея Баранова, значит ли это, что теперь доходы перевозчиков будут привязаны к маршрутам, а не к количеству перевезенных пассажиров, московский специалист ответил: «В идеале да. В идеале город должен платить за транспортную работу. Таким образом и нелегальные перевозчики, которые ездят без договоров с администрацией, сами уйдут с маршрутов». Депутаты продолжили идею: при переходе на такую схему расчетов перевозчики будут бороться не за пассажира, а за соблюдение графиков (несоблюдение фиксируется через единую диспетчерскую службу, за него штрафуют). А значит, закончатся «гонки» на маршрутах.

Сергей Мокроусов уточнил, что есть несколько систем безнальной оплаты проезда в общественном транспорте. Один вариант – когда оплата перевозчику идет исходя из пассажиропотока: сколько перевез, столько ему и компенсируют. Второй – когда город платит исключительно за транспортную работу, фактически арендует маршрутные средства, которые ходят по маршрутам по определенному расписанию. Какой вариант выберет Иваново – решать явно не заезжим специалистам, но, по мнению Мокроусова, это зависит от большого количества факторов.

А на заседании комиссии Общественной палаты 27 апреля выяснилось, что на самом деле тема безнального расчета активно обсуждается внутри мэрии: там проходят различные совещания, в том числе, с участием перевозчиков и представителей компаний сферы IT. Однако, судя по всему, главными противниками внедрения безнальной оплаты в общественном транспорте в Иванове являются легальные перевозчики. По крайней мере, директор ООО «Ивгортранс», член ОП Юлия Галстян настойчиво предлагала участникам заседания не обсуждать эту тему, назвав ее «абсолютно нерешенным вопросом» и заявив, что тема спорная и мнений по этому поводу очень много. Тем не менее, к этому вопросу участники обсуждения регулярно возвращались, поскольку именно единый безналичный проездной билет мог бы решить для пассажиров проблему пересадок с межмуниципальных маршрутов на городские (а эта проблема и возмущение со стороны граждан неизбежно возникнет, если власти решатся на то, чтобы убрать из города межмуниципальные маршруты, что необходимо для оптимизации маршрутной сети и для выживания ивановского троллейбуса. Впрочем, это отдельная тема).

Сергей Мокроусов отметил, что безнальная система платы, когда единый проездной пассажиры покупают у муниципалитета, а тот уже сам рассчитывается с перевозчиками, действует уже не только в Европе, но и в 5-6 городах России.

Член ОП Анатолий Бакин отметил, что безналичная система оплаты – идея хорошая и позволит убрать коррупционную составляющую (эта реплика вызвала ропот у перевозчиков), поскольку уберет из этой сферы наличные деньги. И здесь мы выруливаем на очень интересную тему – тему кэша.

Дело в том, что – и это очевидно даже неспециалисту – в сфере пассажирских перевозок вращается огромный объем кэша, то есть наличных денег. Пару лет назад в неофициальных разговорах участники этого рынка говорили, что в целом по области оборот наличных в сфере пассажирских перевозок составляет порядка 2 млрд рублей (с учетом межмуниципальных и междугородних перевозок). В областном центре, по некоторым данным, сегодня он составляет около 1 млрд рублей. Наличных и плохо поддающихся точном учету. Введение безналичного расчета, особенно если оплата будет идти не за перевезенных пассажиров, а за факт работы на маршруте, прикроет эту лавочку.

Казалось бы, такая система действительно будет выгодна в первую очередь легальным (то есть имеющим договоры с мэрией) перевозчикам – нелегалы просто не получат ни копейки от пассажиров и будут вынуждены уйти с рынка, так что даже УГАДН не потребуется. Да, здесь масса организационных сложностей, потребуется определенный переходный период, но в целом перевозчики должны аплодировать стоя.

Но при этом надо учитывать, что, во-первых, исчезнет тот самый кэш, а во-вторых, с маршрутов уйдут так называемые «лишние» машины. Есть такая прекрасная схема: по договору у перевозчика на рентабельном маршруте должно работать, скажем, 10 автобусов. А он выставляет не 10, а 15 или 20 – все равно никто не сможет это проконтролировать, а для УГАДН и ГИБДД все документы у водителя будут в порядке, перевозчик-то заключил договор с администрацией. Понятно, что никто и никогда не признается в подобном мухлеже, но дополнительный доход он приносит. А значит, те, кто его применяют, будут до конца сопротивляться введению безналичного расчета. И в-третьих, нормально организовать процесс безналичной оплаты в маршрутках (транспортных средствах категории М2 – «Газели», «Форды» и прочие) невозможно – надо покупать автобусы бОльшей вместимости, чтобы пассажирам было удобно.

Интересна позиция ивановской мэрии по этому вопросу. Замглавы областного центра Владимир Карпов заявил по поводу безнала следующее: «У нас сейчас есть предложение пяти операторов, и мы сейчас выбираем самое оптимальное из них. Если мы найдем и поймем, что это рационально для нашего города, для наших жителей, тогда мы это выберем и будем обсуждать. А сейчас обсуждать нечего, там очень много вопросов».
1000inf.ru
18 апреля 2024
Все новости