Последние
новости
Бизнес

Ловушка года: долги по субсидиям РСО

Последствия могут быть печальными
8 мин
23 февраля, 2017
Анна Семёнова
Фото: Варвара Гертье

Одной из любимых тем областных властей в прошлом году было сокращение расходов регионального бюджета. Цель вполне понятна: замещение коммерческих кредитов, на обслуживание которых уходят сотни миллионов рублей, бюджетными.


Сокращали расходы за счет всего подряд, в первую очередь – за счет социальных субсидий и компенсаций, например, компенсации части родительской платы за детские сады или снижения субсидий на льготный проезд в общественном транспорте. Об этом много писали и говорили в прошлом году, так что повторяться не буду.
Но были и такие статьи расходов, на которых областные власти экономили по-тихому, без помпы и разъяснений в СМИ. По-тихому – потому что это была и не экономия вовсе, а банальное невыполнение областью своих обязательств. Например, многим предпринимателям, работающим с госзаказом, пришлось столкнуться с задержкой платежей по уже выполненным контрактам. По неофициальной информации, руководителям бюджетных учреждений были даны ценные указания не платить за коммунальные услуги до тех пор, пока не возникнет угроза отключения.
Еще одна статья, на которой правительство области лихо «сэкономило» в прошлом году, - это субсидии ресурсоснабжающим предприятиям на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения. Этот вопрос особо нигде не всплывал, однако последствия такой «экономии» могут оказаться очень и очень печальными не только для РСО, но и для жителей области. И вот почему.
Начнем с того, что межтарифная разница тоже возникла не на пустом месте: лет 15 назад тарифы на тепло, горячую и холодную воду и водоотведение устанавливала не Региональная служба по тарифам, а муниципалитеты. А поскольку главы муниципалитетов тогда были выборными, никто из них не хотел ронять себе топор на ногу и существенно повышать тарифы, благо, федеральная нормативно-правовая база в сфере тарифного регулирования тогда была несовершенной и позволяла многое. В результате в большинстве муниципалитетов Ивановской области тарифы на коммунальные услуги в течение многих лет искусственно сдерживались. Это привело, с одной стороны, к большим проблемам – вплоть до банкротств – муниципальных РСО, а с другой – к тому, что одномоментно поднять тарифы для населения до уровня экономически обоснованных стало просто невозможно. Во-первых, это вызвало бы социальный взрыв, а во-вторых, на федеральном уровне был введен так называемый «тарифный коридор»: максимальные и минимальные значения роста тарифов, выше которых устанавливать тарифы нельзя.
Однако и окончательно угробить ресурсоснабжающие предприятия тоже нельзя, а при наличии межтарифной разницы у них просто не оставалось шансов на выживание, поскольку работать бесконечно себе в убыток, продавая свою продукцию (тепло, горячую и холодную воду) ниже себестоимости, невозможно. Выход был один: компенсировать эту разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения из бюджета, параллельно постепенно повышая тарифы для населения (благо, к тому времени тарифное регулирование по всем видам коммунальных услуг перешло на уровень области).
В какой-то период объем субсидий РСО из областного бюджета действительно начал снижаться: если в 2013 году на эти цели из областного бюджета выплатили 1 млрд 013 миллионов рублей, то в 2014-м – 948,5 млн, в 2015-м – 941 млн рублей. Но тем не менее, около ежегодно выделялось.
На 2016 год объем субсидий был запланирован на уровне 926 млн рублей. Однако по факту выплачено было всего 564,8 миллионов. Вот она, экономия почти 400 миллионов рублей, которые область должна РСО, но не выплатила. Просто так, без каких-либо объяснений. А РСО, в свою очередь, тоже не заплатили – за газ, за уголь, за мазут, за электроэнергию…
В этом году с субсидиями все еще хуже: при плане в 986,5 миллионов рублей в бюджете области на эти цели предусмотрено всего 189 миллионов. Дефицит – почти 800 миллионов. Плюс те 400 миллионов, которые повисли с прошлого года. Получаем замечательный тупичок, выход из которого только один: банкротство ресурсоснабжающих предприятий в муниципалитетах (кроме областного центра, где население давно уже платит по экономически обоснованным тарифам).
По неофициальной информации, руководителям бюджетных учреждений были даны ценные указания не платить за коммунальные услуги до тех пор, пока не возникнет угроза отключения
Надо добавить, что эти самые РСО, получающие субсидии, тоже далеко не белые и пушистые: в прошлые годы неоднократно возникал вопрос, куда, собственно, они девают деньги, полученные в виде субсидий. По крайней мере, до поставщиков первичных ресурсов они регулярно не доходили, причем делалось это нередко с попустительства местных властей. Ну да, коммунальные услуги – это вечный бизнес и золотое дно, мало кто из глав может устоять перед таким искушением. Поэтому и получается, что стоит только покопаться в истории банкротства какой-нибудь РСОшки, как сразу же вылезают ушки местных чиновников или их родственников.
Самыми крайними в этой истории с субсидиями остаются поставщики ресурсоснабжающих организаций и тот же бюджет, перед которым РСО наращивают задолженность по налогам и платежам во внебюджетные фонды. Уже в прошлом году поставщики угля и мазута заявили, что в долг больше не дадут ничего: достаточно и того, что им должны еще за поставки отопительного сезона 2015-2016 годов. Поэтому в Юрьевце и некоторых других муниципалитетах этой зимой регулярно возникали ситуации, когда запасов топлива в котельных оставалось буквально на несколько дней. Понятно, что официальные комментарии на эту тему звучали примерно так: у нас все в порядке, это злобные враги распускают слухи. По счастью, пока удавалось решать проблемы в ручном режиме, кинув упрямому поставщику кусочек денег. Но системно этим вопросом никто не занимается: денег нет, заткнули возникшую дыру, не заморозили населенный пункт – и ладно.
Правда, кроме поставщиков угля и мазута, есть еще и поставщик природного газа – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново». Эту контору, как известно, не пошлешь далеко, с ней надо полюбовно договариваться. Тем более, что областное правительство много чего хочет от ее головной организации, начиная от продолжения программы газификации и заканчивая строительством ледового дворца. Задолженность за природный газ в регионе растет завидными темпами, а терпение у газовиков, похоже, подходит к концу: только в конце декабря 2016 – начале января 2017 года они подали в арбитражный суд заявления о банкротстве четырех ресурсоснабжающих предприятий, включая шуйский МУП объединенных котельных и тепловых сетей и МУП «Приволжское ТЭП». Если вспомнить историю банкротства совхоза «Тепличный», который, кстати, тоже выполнял функции РСО, то можно с уверенностью прогнозировать, что газовики пойдут до победного конца, то есть либо получат свои деньги по-хорошему и отзовут иск о банкротстве, либо доведут процедуру банкротства до логического завершения. С учетом того, что денег на субсидии РСО в 017 году в бюджете заложено еще меньше, и далеко не факт, что по итогам исполнения бюджета области за 1-2-й квартал расходы на эти цели соблаговолят увеличить, стоит ожидать, что в 2017 году количество исков о банкротстве РСО в регионе вырастет в разы. Кроме того, изменения в федеральной нормативно-правовой базе теперь позволяют газовикам ограничивать поставки газа РСО и во время отопительного сезона, чем они уже собираются воспользоваться. А это означает похолодание в квартирах жителей, отсутствие горячей воды летом и как следствие – социальное недовольство.
В общем, этими играми с деньгами, предусмотренными на субсидии РСО, правительство области само себя загнало в нехитрую ловушку, когда практически любой ход приводит к ухудшению ситуации. Конечно, для того чтобы резко увеличить тарифы для населения, что помогло бы заметно снизить объем субсидий, на сегодняшний день просто нет формальных полномочий, поскольку предельный рост совокупной платы за коммунальные услуги для региона устанавливается на федеральном уровне. Но ведь остается возможность превышать этот предельный рост, пусть и всего на 2,2% - а этой возможностью практически ни один муниципалитет в этом году не воспользовался. Такое впечатление, что люди, принимающие решения, просто решили ничего не решать: сели ровно и ждут, когда проблема рассосется сама собой.
А она, к сожалению, не рассосется. Такие вот дела…
26 апреля 2024
Все новости