Последние
новости
Бизнес

Что будет с МУП САЖХ?

И с несанкционированными свалками
6 мин
13 февраля, 2017
Анна Семенова

Тема новой системы сбора и утилизации бытовых отходов, которую на прошлой неделе озвучили региональные власти, вызвала большой интерес и массу вопросов. Это неудивительно, поскольку изменения будут серьезными и коснутся всех – и физических лиц, и юридических лиц, и органы власти. Приводим некоторые подробности того, что озвучили руководитель комплекса развития инфраструктуры Максим Громов, начальник департамента ЖКХ Ирина Костромская, замначальника департамента энергетики и тарифов Надежда Гущина и заместитель генерального директора ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО в Ивановской области» (ранее – ООО «Чистое поле – Центр») Денис Немцев.
Один из ключевых моментов новой системы обращения с твердыми коммунальным отходами (ТКО) – это территориальная схема обращения с этими самыми отходами, на которой обозначены источники образования ТКО и примерные объемы, пути вывоза отходов, складирования и утилизации, то есть на терсхеме обозначены и мусоросортировочные точки, и полигоны для захоронения ТКО.
Однако в регионе есть огромное количество так называемых несанкционированных свалок, в том числе на территории областного центра. Сейчас их ликвидация – забота муниципалитетов, и в Иванове ежегодно на это тратятся миллионы рублей (однако свалок при этом меньше не становится). По новым «правилам игры» ликвидация стихийных свалок и несанкционированных навалов мусора станет проблемой регионального оператора. Но, как всегда, дьявол кроется в мелочах.
Как пояснила Ирина Костромская, схема обращения с отходами не предусматривает обязанности регионального оператора ликвидировать и санировать свалки, которые образовались в результате предыдущей жизнедеятельности области. Поэтому себестоимость переработки этих объектов не входит в тариф. То есть если «левая» свалка возникла до того, как регоператор начал свою деятельность, он не обязан ее ликвидировать – эта обязанность по-прежнему лежит на муниципалитете.
Здесь возникает вопрос, а каким образом определяется срок «до»: то ли до момента заключения соглашения между правительством области и региональным оператором (то есть с середины января 2017 года), то ли с момента начала его полномасштабной деятельности и сбора денег со всех хозяйствующих субъектов и населения (то есть с 1 июля 2017 года)? Но на этом моменте чиновники предпочли не останавливаться. Скорее всего, несанкционированные свалки регоператор начнет разгребать за свой счет только с 1 июля, поскольку пока он не получает никаких денег за сою деятельность, тариф, в который будет включаться ликвидация стихийных свалок, еще не установлен, а значит, оснований требовать от регоператора убирать навалы мусора пока нет.
Однако и у муниципалитетов (да и у региона) на ликвидацию уже созданных стихийных свалок денег негусто. По словам Ирины Костромской, областной департамент ЖКХ сейчас разрабатывает региональную программу, которая направлена на решение этой проблемы, где предусмотрено финансироание и от региона, и от Федерации. Пока чиновники составляют реестр стихийных свалок в регионе, чтобы оценить масштаб бедствия и объем денег, который потребуется на ликвидацию этих свалок. «Сейчас ни один регион решить эту проблему за свой счет не сможет, потому что это достаточно объемный по трудозатратам и по финансовым вливаниям вопрос», - добавила Ирина Костромская.
Уверенность в том, что деньги от Федерации придут, у чиновников есть: по словам Максима Громова, область так спешила с проведением конкурса на определение регионального оператора, чтобы, в том числе, попасть в число претендентов на получение федерального финансирования. Оказывается, тем, кто первыми внедрит новую систему обращения с ТБО, на федеральном уровне были обещаны некие финансовые бонусы. В частности, на это будут направлены средства от экологического и утилизационного сбора. Напомним, что Ивановская область вошла в число трех первых регионов, которые готовы внедрить новую систему обращения с ТКО уже с 1 июля 2017 года.
Интересна роль, которая в этой самой новой системе отводится компаниям, ранее занимавшимся сбором, вывозом и утилизацией ТБО. Как известно, статус регионального оператора получила компания «Чистое поле» (в Ивановской области действуют несколько ООО, в названии которых есть это словосочетание, все они являются аффилированными и принадлежат одним и тем же собственникам). А что будет с остальными, в том числе, ивановским МУП САЖХ?
По словам Максима Громова, вариантов тут немного. С точки зрения организации работы по сбору, вывозу и утилизации ТКО, новая система выглядит так: региональный оператор, в соответствии с законодательством, собственными силами может осуществлять сбор и вывоз не более 50% объема ТБО, образующихся на территории региона. Остальное он должен отдать подрядным организациям, которые отбираются на конкурсной основе.
Условия конкурса и порядок его проведения устанавливает правительство области (еще не разработаны). По словам чиновников, объем, который регоператор будет готов отдать сторонним организациям, будет разбит на несколько лотов по территориям. И организации, которые сейчас занимаются вывозом мусора, могут принимать участие в этом конкурсе, если посчитают, что условия и тарифы, предложенные регоператором, им интересны. В противном случае им, судя по всему, придется вообще уходить с рынка, поскольку заниматься «мусорной самодеятельностью» федеральное законодательство теперь запрещает. Ирина Костромская выразила уверенность в том, что региональный оператор не будет никого выдавливать с рынка вывоза мусора. «Своими силами региональный оператор не сможет закрыть все объемы, - заявила она. - В его интересах сейчас договориться с другими организациями на нормальных условиях, которые будут выгодны всем сторонам. Регоператор несет ответственность за весь оборот на всей территории Ивановской области. И ему ради своих каких-то амбиций или сиюминутной выгоды сорвать исполнение своего контракта тоже неинтересно».
Что касается перспектив МУП САЖХ, то их Максим Громов прокомментировал так: «Здесь итоговое решение принимать городу, нынешнему руководству областного центра. Но насколько функционал сбора и вывоза мусора сохранится на этом предприятии, зависит от позиции города. Я прекрасно понимаю, что данное предприятие городу необходимо, но оно приносит убытки. И город вынужден в определенной степени финансировать его. Заключение договора, допустим, с региональным оператором на оказание услуг может быть одним из вариантов решения».
1000inf.ru
28 апреля 2024
Все новости