Последние
новости
Общество

Михаил Тимофеев: А девушки потом

Ещё раз о бренде Иванова
7 мин
03 февраля, 2017
«А что, отец, – спросил молодой человек, затянувшись, – невесты у вас в городе есть?»


Предложение прокомментировать для одной из ивановских телекомпаний идею развития в Иванове свадебного туризма под брендом «города невест» я воспринял как рутинное – идея, что и говорить, не свежа. Но подробности оказались интригующими. Оказывается, новому руководителю города был предоставлен едва ли не брендбук, расписывающий пошагово все прелести целевого позиционирования города. Все детали мне не известны, но и оказавшиеся в поле моего внимания равнодушными не оставляют, ибо предлагается чуть ли не поменять герб города, заменив трудолюбивую девушку домануфактурного периода ивановской истории на пару невест-близняшек.
За герб, правда, беспокоиться не следует, ибо геральдические правила целиком и полностью на стороне архаичной труженицы с прялкой. Больше меня насторожило желание установить в городе ещё три памятника. Нет, я не против памятников. А раз город невест (обращаю внимание на множественное число), то и городских скульптур, их изображающих, должно по идее быть много. Но замысел и облик бронзовых или мраморных невест требует обсуждения. В своих необязательных заметках хочу сказать, что жили в нашем городе знаменитые невесты – чего стоит одна Аполлинария Суслова – спутница Фёдора Достоевского, так и не ставшая его женой, и жена философа Василия Розанова, изрядно испортившая ему жизнь. Образ девчонок, стоящих с платочками в сторонке, мог бы стать иллюстрацией ко времени, предшествовавшему появлению песни, прославившей Иваново как город невест.


Идеи есть, и их много.
Не обладая полной информацией, я могу использовать этот информповод лишь для обозначения проблемы. А проблема заключается в том, что город Иваново, приближающийся к 150-летию своего городского существования, так и не обрёл своё неоспоримое место среди всех прочих городов, как соседних областных центров, так и внутри области. Ответственные за символическую политику люди в городе и области постоянно стесняются ивановской истории, ивановских достижений, порой стыдливо их замалчивая, ориентируясь на политическую конъюнктуру, и не всегда оперативно реагируя на её изменение. Собственно, именно это обстоятельство и даёт возможность продвигать различные идеи для создания имиджа, приносящего славу городу и деньги городскому бюджету.
Город готовится в этом году отметить 50-летие туристского маршрута «Золотое кольцо». О чужеродности Иванова среди древнерусских соседей я писал много, надеюсь, что и без моей помощи это достаточно очевидно. Мы должны идти иным путём, но путь на подрыв мирового свадебного рынка из-за мощного притока брачующихся в город невест не кажется мне перспективным. Увы, но кроме легкомысленного образа, транслирующегося в разных вариациях, для реализации этой в целом неплохой цели у города практически ничего нет.
Беда Иванова, если это можно считать бедой, в том, что он не совсем уж захолустный городок, который лихорадочно ищет повод для славы. За не очень длинную историю город испытал и взлёты и падения. И мне приходится в очередной раз повторить многократно сказанное. А именно, что необходимо согласиться с мнением экспертов: главное при выборе бренда города или региона ― это акцентирование уникальности. Сейчас имя города Иваново может вызывать достаточно много ассоциаций. В триаду основополагающих входят и невесты, но я не стал бы их ставить на первое место. Итак:
1) текстиль (русский и красный Манчестер, ситцы, агитационный текстиль, столица текстильного края и т.д.);
2) революционная и советская история (родина Нечаева и первого Совета, третья пролетарская столица, первая в СССР фабрика-кухня, конструктивизм и т.п.);
3) город невест (незамужние ткачихи составляют большинство, рай Донжуанов и проч.).


Все перечисленные экономические и символические ресурсы инерционно существуют в массовом сознании. Степень их актуализации в информационных практиках существенно изменилась в течение последних двух десятилетий. Во-первых, кризис в текстильной промышленности привёл к тому, что значительная часть ивановских фабрик закрыта и перепрофилирована. Однако город по-прежнему является крупным центром торговли текстильной продукцией, производимой, как в регионе, так и за его пределами, а некоторые фабрики так и не обрели новую жизнь и ждут своей ревитализации. Во-вторых, десоветизация городского пространства (изменение топонимии, закрытие Музея первого Совета) не способствуют эффективной эксплуатации этой значимой части ивановского наследия. В-третьих, репрезентация города через женские образы негативно воспринимается как мужчинами, так и женщинами. Особенно такого рода геттоизация города проявилась в изображении женских нравов в юмористической телепередаче «Наша Раша» на канале СТС и в ажиотажном интересе СМИ к «Свете из Иваново». Навязываемая извне негативная идентичность характерна не только для Иванова. Достаточно вспомнить образ «настоящих челябинских мужиков» из той же передачи. Определённая часть горожан весьма скептически относится к названным символическим маркерам, и это не в последнюю очередь касается слоганов «Иваново – родина первого Совета» и «Иваново — город невест», а значит, что специалистам по продвижению бренда следует использовать их гибко и креативно. Что-то из уникальности Иванова в прошлом, что-то миф, но ведь и в Рим туристы приезжают не для того, чтобы посмотреть на гладиаторские бои, а для того, чтобы увидеть руины Колизея.


Итак, новое руководство городом за сто или большее количество дней должно выбрать некую стратегию, в том числе и в символической политике, т.е. в позиционировании города не столько для горожан, сколько для окружающего мира: будь то ближнего – в виде соседей по тому же «Золотому кольцу» или дальнего – путём создания информповодов для создания условий притока инвестиций или же, как задумано в ставшем поводом для данной заметки проекте, - для многократного увеличения трафика туристов.
Преимущество Иванова в том, что в нём соединены компоненты единого бренда, обращённые к разным целевым аудиториям: это потенциальный индустриальный туризм и индустриальные фестивали искусств; это советский текстильный и архитектурный авангард, и в целом образ «самого советского города», имеющие большой потенциал. Нахождение на «Золотом кольце» позволит обратить на себя внимание без сверхусилий.
Надо признать, что прежние ивановские руководители так и не озаботились приближением 100-летия установления в стране власти, название которой всё меньше ассоциируется с Ивановом. Я помню, как из проектов путеводителей просто вычёркивалась строчка «Иваново – родина первого Совета». А в Ульяновске в это время запускали российско-китайский туристический «Красный маршрут», куда мы не попали. Осмысление события, круто изменившего ход ХХ века, будет происходить в течение этого года во многих городах и странах. Успеть бы Иванову заскочить пусть и не в первый вагон этого локомотива истории. А невесты подождут, приданого для них пока нет…
1000inf.ru
24 апреля 2024
Все новости