Последние
новости
Общество

Ни отзыва депутатов, ни прямых выборов мэра

Народ отсутствует
7 мин
26 января, 2017
Анна Семенова

Тихо, мирно и спокойно прошли в Иванове 25 января публичные слушания по внесению изменений в устав областного центра. В слушаниях принимали участие 26 человек, шестеро из них были депутатами Ивановской городской думы, почти все остальные – сотрудники мэрии. Правда, через полчаса после начала слушаний в зале появился депутат Ивгордумы от КПРФ Александр Бойков, но принципиально от этого ничего не изменилось. Впрочем, похоже, это принципиальная особенность слушаний по изменениям в устав: помнится, в июне 2015 года, когда вносились принципиальные изменения, связанные с ликвидацией «двуглавой» системы власти в городе, актовый зал мэрии был полон, однако подавляющее большинство участников составляли сотрудники администрации (ну да, в рабочее время, а что в этом такого? -спрашивал тогда 1-й замглавы администрации Андрей Мельников).
Возможно, общественные активисты и политические партии просто не знали ни о слушаниях, ни об изменениях, хотя они вполне себе принципиальные.
Например, из устава исключается статья 19 – то есть аннулируется процедура отзыва депутата Ивановской городской думы. С одной стороны, вроде бы явно «антинародный» или по крайней мере антидемократический шаг: после принятия этих изменений городской думой что бы ни вытворял депутат, если он будет оставаться в ладах с Уголовным кодексом, его депутатству ничего не грозит. Может смело игнорировать чаяния народные, все равно свои пять лет он будет в думе. А с другой стороны, как пояснила председатель комитета Ивгордумы по законности Татьяна Петрова, еще в 2011 году в федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» были внесены изменения, в соответствии с которыми отзывать депутатов можно только если все депутаты муниципальной думы или совета избраны по одномандатным округам. Если же хотя бы часть депутатов избираются по партийным спискам, то эта процедура не применяется. А в областном центре с 2010 года половина депутатов избираются по партийным спискам. Почему в уставе г. Иваново последние 5 лет сохранялась эта норма, непонятно: ни прокуратура, ни юридически службы мэрии думы не обратили внимание на противоречие федеральному законодательству. Получается, что вроде бы возможность отозвать депутата у ивановцев в последние годы была, но даже если бы кто-нибудь захотел ею воспользоваться, из этого ничего бы не вышло: в процессе отзыва противоречие устава федеральному закону всплыло бы, и пришлось бы доводить дело до суда, который, разумеется, признал бы норму устава незаконной, а процедуру отзыва недействительной.
Еще из интересного: в устав областного центра предлагается внести положения, которые дают возможность не проводить публичные слушания по изменениям в устав города, если они связаны с изменением федерального или областного законодательства и в точности повторяют формулировки из федеральных или областных законов. Такие поправки будут вноситься просто на пленарном заседании Ивгордумы. В результате намного – месяца на два – сократится срок внесения этих изменений. Логика в этом есть: какой смысл обсуждать поправки с гражданами, если есть положения федерального или областного закона, которым устав по определению не может противоречить?
Решения Ивановской городской думы о включении вопросов в порядок работы заседания Ивановской городской думы, проведении поименного голосования считаются принятыми, если за них проголосовали не менее одной трети от числа присутствующих на заседании депутатов Ивановской городской думы, если иное не установлено регламентом Ивановской городской думы.
Также в устав города Иваново будут внесены изменения, касающиеся требований к кандидатам на должность главы города Иваново. Во-первых, устанавливается, что кандидатом на пост главы облцентра может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий на день проведения конкурса ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления в соответствии со ст. 4 67-ФХ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Во-вторых, предлагается внести статью, оговаривающую, что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой города Иванова отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Если же такие требования к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам кандидатов установлены законом Ивановской области, они должны учитываться обязательно. Забавно: эти поправки дают возможность «подогнать» условия конкурса под определенного кандидата или кандидатов. Скажем, установят депутаты, что глава города для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления должен обязательно в течение трех лет проработать в правительстве Ивановской области. Или иметь ученую степень – и готово: куча желающих стать главой сразу отсеивается.
Видимо, по опыту прошедших в ноябре выборов/назначения главы города, когда перед комиссией встала проблема, кого из кандидатов отсеять (напомню: заявления на участие в конкурсе подали четыре человека, причем трое были представителями «Единой России» и, отнюдь не спойлерами, а очень даже солидными игроками на политическом поле), предлагается предоставить конкурсной комиссии право представлять Ивановской городской думе для проведения конкурса не двух, а не менее двух кандидатов. И пусть уже депутаты решают, за кого голосовать.
Ну и дальше ряд поправок, скорее, технического характера.
С начала декабря до 23 января в Ивановскую городскую думу, которая была инициатором проведения публичных слушаний по изменениям в устав города, поступил ряд предложений, как от физических лиц, так и от органов власти. Эти органы (сама дума, Контрольно-счетная палата г. Иваново, управление Минюста по Ивановской области, администрация областного центра) вносили поправки, опять же, технического и уточняющего характера. А вот граждане, вернее, гражданин – председатель совета ТОС «Березниковский» Валерий Оловянников – предложил внести в устав г. Иваново революционное изменение: вернуть всеобщие прямые выборы главы города.
Вот на этом месте и подключиться бы общественным активистам, так ратовавшим за возвращение прямых выборов мэра в октябре прошлого года. Но активистов не было на публичных слушаниях, как, кстати, и самого Оловянникова. Впрочем, эта поправка все равно бы не прошла из-за юридических тонкостей. Да, 131-ФЗ предусматривает такой вариант, как прямые выборы глав муниципальных образований, но фишка в том, что такая форма выборов должна быть предусмотрена региональным законодательством. А на сегодняшний день соответствующий областной закон предусматривает только тот вариант выборов, который применялся последние годы, то есть отбор кандидатов специальной конкурсной комиссией, а затем голосование за каждую кандидатуру депутатов местной думы или совета.
Так что тем, кто все-таки хочет вернуть прямые выборы, придется сначала каким-то образом протащить изменения в областной закон, что при нынешней системе и нынешнем составе областной думы без поддержки со стороны правительства Ивановской области просто невозможно. Никаких публичных слушаний в данном случае не предусмотрено, а ИОД, как известно, просто послушно принимает то, что ей предлагает исполнительная власть.
А жаль, если честно…
1000inf.ru
26 апреля 2024
Все новости