Последние
новости
Интервью

Дмитрий Гуськов: «Нелегальные мигранты не хотят легализоваться»

Интервью с зампредом Ивоблсуда
13 мин
12 декабря, 2016
Одна из наиболее острых проблем, связанных с миграцией в Ивановской области – выдворение нелегальных мигрантов. О том, какие сложности возникают при реализации этой процедуры в регионе, рассказал заместитель председателя Ивановского областного суда, председатель судебной коллегии по административным делам Дмитрий Гуськов.


Фото: Варвара Гертье

- Дмитрий Владимирович, сколько за последний отчетный период времени из Ивановской области было выдворено нелегальных мигрантов?
- Давайте сначала определимся, о ком идет речь. У нас три категории, которых мы, скажем так, препровождаем за пределы Российской Федерации. Первая – это лица, которые совершили административное правонарушение, и которых мы выдворяем. Это либо иностранные граждане, либо лица без гражданства.
За шесть месяцев текущего года у нас было подвергнуто выдворению за пределы РФ 128 лиц. Из них 31 лицо было подвергнуто наказанию в форме контролируемого самостоятельного выезда. Остальные были помещены в спецучреждение (специальное учреждение, в котором содержатся лица, подлежащие выдворению за пределы РФ, находится в Фурманове. Сейчас там содержатся 25 человек – 1000inf.ru). Две другие категории – это лица, к которым применяется депортация и реадмиссия. Депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания в РФ. В отличие от депортации, административного выдворения, реадмиссия может осуществляться в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно прибыли в Российскую Федерацию. То есть депортация осуществляется только в то государство, гражданином которого является выдворяемый мигрант, а реадмиссия – в том числе и в государство, откуда он прибыл. Но только при наличии договора между этими государствами.

- Сколько исков, связанных с депортацией и реадмиссией, рассмотрено в регионе?
- Решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, о депортации и реадмиссии принимают органы миграционного контроля. Суды рассматривают административные дела о помещении иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии в спецучреждение и продления срока содержания в спецучреждении.
За первое полугодие 2016 года Фурмановский районный суд рассмотрел 29 исков. 20 административных исков о помещении лиц в спецучреждение, подлежащих реадмиссии и депортации, и 9 – о продлении срока пребывания в спецучреждении. Первоначально мигрант помещается в спецучреждение, как правило, на два месяца, и если за этот период не удается его препроводить за границу, то компетентные органы миграционной службы выходят уже с административным исковым заявлением о продлении срока содержания таких лиц. Но, по практике, больше четырех месяцев у нас такие лица не содержатся.

- Все ли люди, подлежащие депортации, должны быть помещены в спецприемник?
- Не все. Граждане республики Беларусь, например, не помещаются, поскольку у нас границы, как таковой, не имеется между государствами, и принудительное исполнение в этом случае неосуществимо. Даже в случае применения признания нежелательности нахождения в стране они самостоятельно должны пересечь границу.

- Какие тенденции отслеживаются в статистике судебных решений о выдворении?
- За период с 2013 по первое полугодие 2016-го года у нас в областном суде было принято 922 решения об административном выдворении иностранных граждан. Наблюдается тенденция к снижению их количества: в 2013 году – 319 лиц, в 2014 году – 242 лица, в 2015 году – 234 лица, первое полугодие 2016 года – 128 лиц подвергнуто такому виду наказания.

- Граждане каких стран находятся на территории России нелегально и подвергаются выдворению?
- Из года в год у нас, конечно, в лидерах граждане Узбекистана. В 2013 году их было 164 человека (или 51%), в 2014 году – 49% или 119 граждан, в 2015 году – 46%. Практически каждый второй из выдворяемых является гражданином Узбекистана. На втором месте у нас граждане Таджикистана, на третьем граждане Киргизии. И так, в принципе, из года в год.

- А самостоятельный выезд из страны ко многим применяется?
- В первом полугодии 2016 года из 128 лиц к 31 иностранному гражданину было применено наказание в форме самостоятельного контролируемого выезда. В течение пяти дней после принятия судебного решения граждане должны самостоятельно, за свой счет покинуть территорию нашего государства. При назначении такого рода наказания, конечно же, во всех случаях изучается финансовая возможность выдворяемых. И такой вид наказания назначается только в том случае, если лица, которые нарушили миграционное законодательство, убедят суд, что действительно обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы самостоятельно уехать.
Но данный вид наказания, как показало наше обобщение и показывает судебная практика исполнения судебных решений, приобрел крайне уязвимую форму. Потому что граждане, к которым такой вид наказания применяется, уклоняются от его исполнения. С 2013 по первое полугодие 2016-го 229 человек, к которым такая лояльная форма наказания была применена, не покинули территорию РФ. Поэтому у УФМС нет других рычагов, кроме как ежедневный, ежечасный, еженедельный контроль электронной системы.

- И где же не покинувшие Россию нелегалы?
Получается, что местонахождение их на сегодняшний день неизвестно, они мер и попыток легализовать свое нахождение не предприняли и не могут предпринять. Почему? Потому что они наказаны, и они в течение пяти лет не могут даже заехать на территорию Российской Федерации, но для того чтобы въехать, надо сначала покинуть территорию. И получается, что они словно между небом и землей.

- Почему самостоятельный выезд не контролируется должным образом?
- Самостоятельный выезд контролируется только при пересечении границы. И тогда в базу данных сразу вносятся сведения, что гражданин пересек границу и покинул страну. Вот и весь контроль. Существует, конечно, административная ответственность таких лиц по статье 20.25 КоАП РФ, часть 3, которой предусмотрено стопроцентное принудительное выдворение, если такие граждане будут повторно задержаны в России. Но таких дел крайне мало, потому что такие граждане умеют скрываться, от встречи с правоохранительными органами они уклоняются.
Есть здесь еще одна проблема, которая для многих явилась неожиданной. С 2013 года ужесточилось административное законодательство за нарушения режима пребывания: была в безальтернативном порядке введена ответственность мигранта в виде выдворения. Но ведь существуют международные нормы, которые мы обязаны соблюдать, и с учетом международного законодательства, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при наличии социальных связей у иностранных граждан мы не применяли дополнительное наказание. Данные судебные решения позволяли не разрывать состоявшиеся социальные связи, не разделять семьи по принципу близкого родства, давали шанс этим лицам легализоваться. Только за период 2015 года и первого полугодия 2016 года в отношении 157 иностранных граждан и лиц без гражданства такой вид наказания, как административное выдворение, не был назначен.

- И они легализуются?
- В основном, они пассивны. По данным Управления миграции УМВД из 157 этих граждан 80 лиц находятся в пределах Российской Федерации и по вопросам легализации своего положения вообще не обращались. При наличии шанса. Их не выдворили, оставили здесь и признали, что при наличии социальных связей они могут легализоваться. Но нет. 80 человек вообще никуда не идут, 28 лиц выехали за пределы Российской Федерации, не захотев легализовать свое положение. 13 лиц оформили разрешение на временное проживание, 12 покинули регион, и у наших правоохранителей сведений по этому вопросу не имеется. 6 человек за этот период времени попали в места лишения свободы, четверо оформили визу, трое – свидетельство о предоставлении временного убежища. Еще трое стали на миграционный учет, 3 лица оформили патент. 1 гражданин находится в пределах Российской Федерации, работает по трудовому договору, и только один оформил российское гражданство.

- Почему им не помогают, например, руководители диаспор, которые у нас в регионе представлены?
- Они присутствовали на заседании Экспертного совета при уполномоченном по правам человека, где я в сентябре этого года выступал с докладом по данной тематике. Определенные претензии к работе миграционной службы, судов с их стороны были высказаны. Но вместе с тем, после того, как я затронул этот вопрос в своем докладе, они по нему даже не высказались. И эта проблема продолжает существовать.

- По словам омбудсмена Натальи Ковалевой, нелегальных мигрантов дольше положенного содержат в спецприемнике, потому что у управления федеральной службы судебных приставов закончились деньги на их выдворение. В начале года на это было выделено 500 тысяч рублей, и в июле 2016 деньги закончились. Вы можете прокомментировать данный факт?
- Да, исполнением судебных решений о выдворении занимаются действительно судебные приставы. И в летний период, действительно, проблемы с финансированием были. Но к концу лета дополнительное финансирование состоялось, и проблем с исполнением никаких не было. А что касается контролируемого выезда, то согласно норм КоАП РФ контроль за исполнением выполняет миграционная служба. Вот и получается, что эти виды наказаний контролируют две разные службы. И если координированной работы не происходит, то возникают проблемы с исполнением судебных решений.

- А где содержатся дети мигрантов, которые находятся в спецприемнике?
- Что касается детей, это, конечно, очень сложный вопрос. Уполномоченный по правам человека в Ивановской области Наталья Ковалева по нашей инициативе обратилась сейчас с законодательным предложением, поскольку по этому вопросу действительно существует пробел в законодательстве. Если оба родителя, или один родитель, с которым проживают дети, подлежит выдворению, в некоторых регионах они могут дать свое письменное согласие на содержание детей вместе с ними, может быть это временный выход. Поскольку разделение детей с родителями, по-моему, жестокая мера. Здесь они получат питание, необходимую медицинскую помощь, но это все по желанию родителей. У нас в Ивановской области таких случаев не было. Но законодательно это никоим образом вообще не урегулировано. Мы обсуждали, что делать на этой стадии. Логично было бы подключать органы социальной защиты населения, органы опеки, но, поскольку законодательно на них эта обязанность ни на кого не возложена, очень трудно здесь заставить их что-либо делать. И поэтому Наталья Львовна вышла с инициативой на федеральный уровень.

- Правда ли, что мигранты, которых слишком долго содержали в спецприемнике и не выдворяли на родину, устраивали голодовки? Об этом также рассказывала омбудсмен.
- У меня данных о том, что кто-то объявлял голодовку, нет. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, у нас срок исполнения судебного решения по административным правонарушениям два года, и фактически лица по решению суда могут до двух лет содержаться в спецприемнике. Но в целях осуществления контроля за исполнением судебных решений и с целью соблюдения гарантированных прав граждан, пускай даже иностранных, все суды области, применяя данный вид наказания и помещая людей в спецучреждения, ограничивают срок содержания двумя месяцами содержания.

- Этого срока достаточно для выдворения?
- Двух месяцев, как показала практика, очень часто недостаточно. У меня есть данные судебных приставов области, согласно которым большую часть судебных решений они исполняют в течение трех месяцев. Но бывают исключительные случаи, когда и шести месяцев недостаточно. Суды, каждый раз продлевая срок содержания в спецучреждении, проверяют действия, совершаемые судебными приставами: своевременно ли направлены запросы, объем этих запросов, периодичность напоминаний в соответствующие компетентные органы по поводу ответов на эти запросы. И если действительно судебный пристав исполняет судебное решение качественно и без каких-либо задержек и промедлений, это только на совести тех государств, которые не хотят вовремя отвечать. В единичных случаях мы продляем срок содержания до 7 – 8 месяцев. В частности, у нас до года содержались граждане Китая. Китай так и не признал их гражданскую принадлежность. И их выпустили из приемника, они так и остались на территории РФ.

- То есть иногда содержание нелегалов затягивается и по вине судебных приставов?
- Не скрою, конечно, были случаи выявления фактов откровенной волокиты, но они единичны. Подобные вещи без внимания не остаются, суды реагируют на них путем вынесения представлений, частных определений, частных постановлений в адрес руководства данных органов, в которых указывают на недостатки и требуют надлежащего выполнения уполномоченными сотрудниками своих должностных обязанностей.

- Какие меры в Ивановском областном суде предпринимаются, чтобы повлиять на решение проблем с выдворением лиц, нарушивших миграционное законодательство?
- Данный вопрос находится на жестком контроле в настоящее время. Накопился достаточно объемный материал, мы обобщили судебную практику. Поскольку эти вопросы касаются, помимо судебной системы, еще двух служб – судебных приставов и миграционной службы, то мы в декабре этого года организуем заседание круглого стола, собрав всех участников процесса на базе областного суда. Ведь основной вопрос, который нас на сегодняшний день волнует – это исполнение судебных решений.

Елена Шакуто
27 апреля 2024
Все новости