Последние
новости
Общество

Николай Голубев: Деформация доминанты

Хочется верить в хорошее
10 мин
22 ноября, 2016
О закрытии театрального комплекса главная чиновница от культуры сообщала чуть ли не с улыбкой на лице (посмотрите записи теленовостей) – будто бы ничего и не случилось. На самом деле повод для беспокойства – существенный: ивановцы рискуют остаться без Дворца искусств на долгие годы.

Примечательно, что о необходимости переезда сами театры, которые квартируют на площади Пушкина, узнали только во второй половине августа. В то время как раз заканчивались летние отпуска, артисты приступили к репетициям новых постановок. В итоге сейчас драматический театр играет спектакли на сцене филармонии, музыкальный – в кохомском ДК, кукольный – в химуниверситете. Поначалу чиновники говорили, что продержаться надо всего два месяца – до ноября. Сейчас срок отодвинулся в лучшем случае до конца года. При этом департамент культуры, судя по всему, многое недоговаривает. О том, что театральный комплекс надо закрывать, чиновники знали ещё весной. Примечательно, что уже заказана проектно-сметная документация на противоаварийные и консервационные работы в музыкальном театре. А консервация обычно не предполагает эксплуатации.
Но обо всём по порядку. Правда, при отсутствии внятной официальной информации хронологию событий приходится восстанавливать по обрывочным документам и комментариям.
С 2008 года в театральном комплексе ведётся постоянный геодезический мониторинг – установлено более 100 датчиков. В общем-то, и без них было известно, что здание не стоит на месте. Работники сцены это хорошо видели по штанкетным и софитным подъёмам, которые постоянно отклонялись. Снаружи дома театров, по фасаду, ползёт трещина, стирая свежесть недавней штукатурки. Здесь не надо быть специалистом, чтобы заметить.
У чиновников и культурных функционеров в разговорах исподволь проскальзывает мысль, что хороший артист может сыграть одинаково хорошо на любой площадке. Над подобными суждениями даже иронизировать не хочется. Но очевидно, что, если проблема с театрами затянется, артисты начнут уезжать в другие труппы. А те, кто останется, вряд ли сможет и захочет держать высоко творческую планку, находясь в статусе «беженца»
Здание «переминалось» то в одну, то в другую сторону – к этому в театрах привыкли, особого страха никто не испытывал. Результаты геодезического мониторинга указывали, что деформации несущих конструкций происходят в пределах допустимых значений. Так было до этой весны. В последнем же отчёте геодезистов (ООО «НПП «Эон») указано, что «неравномерность осадочных процессов к марту 2016 года увеличилась по отношению к предыдущим циклам, деформации превышают предельное нормативное значение. Прогнозируется дальнейшее развитие деформаций». Особо обращалось внимание на «деформации диска покрытия зрительного зала музыкального театра – прогибы стальных стропильных ферм и связей по ним». В заключении технического отчёта жирным шрифтом выделено, что дальнейшая эксплуатация театрального комплекса может угрожать жизни и здоровью людей; чтобы исключить риски – необходимо комплексное инженерно-техническое обследование: бурить скважины, брать пробы грунта, раскапывать шурфы и проч., и проч.
Отчёт был передан в департамент культуры в конце апреля. После этого спектакли шли ещё два месяца – до конца сезона, на сцене музыкального театра гастролировали заезжие артисты (тот же Киркоров со своими многотонными декорациями); при полном зале закрывался кинофестиваль «Зеркало». Театральным коллективам о возможном закрытии Дворца искусств никто ничего не говорил.
Чиновников, конечно, понять можно. На обследование театра требовалось несколько миллионов, эти траты в бюджете не предполагались – и потому не было никакой уверенности, что удастся найти деньги в середине года. Говорят, решение о выделении средств принимал губернатор. Случилось это, видимо, только в августе – тогда и было заявлено о закрытии театра для публики.
К слову, ограничения пока не коснулись сотрудников дворца и артистов: они продолжают репетировать на привычных площадках. Единственное – пришлось перевести на сокращённый режим работы целый штат уборщиц и гардеробщиц (их и без того незавидные зарплаты сократились до мизера).
Удивляет, что, выдержав паузу в несколько месяцев, департамент культуры толком не озаботился проблемой «переселения» театров. Например, изначально предполагалось, что музыкальные спектакли будут идти в филармонии – но там, оказывается, нельзя толком использовать оркестровую яму, надо что-то доделывать, ремонтировать. В итоге – музыкальный театр оказался на сцене кохомского дома культуры. Много ли зрителей поедет в другой город?
Вероятно, и филармония не в восторге, что должна делить свою сцену сразу с двумя театрами – у всех же свой план: и по спектаклям, и по билетам, и по «коммерческим услугам».
Департамент культуры, судя по всему, многое недоговаривает. О том, что театральный комплекс надо закрывать, чиновники знали ещё весной. Примечательно, что уже заказана проектно-сметная документация на противоаварийные и консервационные работы в музыкальном театре. А консервация обычно не предполагает эксплуатации
У чиновников и культурных функционеров в разговорах исподволь проскальзывает мысль, что хороший артист может сыграть одинаково хорошо на любой площадке. Над подобными суждениями даже иронизировать не хочется. Но очевидно, что, если проблема с театрами затянется, артисты начнут уезжать в другие труппы. А те, кто останется, вряд ли сможет и захочет держать высоко творческую планку, находясь в статусе «беженца». 
Теперь о причинах предаварийного состояния Дворца искусств. Что с ним случилось? Всё-таки зданию не 100 лет. И не так давно, в 1987 году, закончился основательный капитальный ремонт. О сложном грунте, на котором стоит театр, о подземных водах и прочих гео- и гидрофизических сложностях писали не раз. Но всё это, худо ли бедно, учитывалось проектировщиками и архитекторами.
Проблемы обострились недавно, когда территория вокруг дворца искусств начала застраиваться. И здесь вопросы к тем, кто давал разрешения. На Крутицкой была заложена многоэтажка (правда, дальше свай дело пока не пошло), на проспекте Ленина – в низине у театра – поставили огромный «культурно-досуговый центр» (который стоит под зеленым колпаком и никак не откроется).
Правда, строительные работы поблизости с театром в последний год, когда усилились деформации, не велись. И здесь на память приходит прошлогоднее благоустройство Кокуя. Ручей в 1934 году спрятали под землю именно в связи со строительством дворца. О состоянии подземных коммуникаций прошлым летом проговорился мэр Алексей Хохлов: «Коллектор представляет собой кирпичную сводчатую трубу диаметром 2,5 метра. Понятно, что за 80 лет он не улучшился, часть свода местами обрушилась» (цитата по «Ivanovonews»). При этом о ремонте вопрос сегодня даже не ставится. В прошлом году городские власти просто разбили над коллектором газон – чтобы снизить внешнюю нагрузку. Удалось ли?
Контракт на комплексное инструментальное обследование Дворца искусств был заключен 17 октября. Срок выполнения – восемь месяцев (изначально планировали растянуть работы на год). В течение первых 60 дней станет ясно, насколько театр безопасен для зрителей. Если всё будет благополучно – спектакли вернутся на свои сцены. Если нет – страшно подумать. Особенно обидно, что в последние годы театральный комплекс постоянно ремонтировался: преобразились зрительные залы, вестибюли, фасад.
Обследование театров будет вести ивановская компания ООО «Строительно-конструкторское бюро «Проект»». Сумма контракта – 3,85 млн рублей (первые 2 млн будут перечислены в этом году). Подчеркну – это деньги только на диагностику; на ремонт, видимо, потребуется значительно больше.
Одна радость (хотя и весьма сомнительная) – небольшую часть средств областному бюджету возместит коммерческая компания, которой принадлежат помещения внутри театрального комплекса. Несколько лет назад в частной собственности оказались почти 1,5 тысячи кв. метров Дворца искусств – это пять процентов общей площади.

Здесь Горький пил
Дворец искусств, открытый в 1940 году, пережил уже два капитальных ремонта (в общей сложности они продолжались 26 лет). Причина второй реконструкции – «слабые фундаменты, разрушение и оползание подпорных стенок». Тогда, кстати, всерьез обсуждался вопрос о сносе театра и строительстве нового, меньшего по размерам.
Театральный комплекс – памятник архитектуры регионального значения. Цитирую акт прошлогодней историко-культурной экспертизы: «Ивановский драматический театр в 1930-е гг. – одно из крупнейших в стране зданий культурно-зрелищного назначения. В настоящее время он является важнейшей архитектурной доминантой центра города.<...> Здание, несмотря на все реконструкции, представляет безусловную архитектурную ценность. Оно было спроектировано в формах позднего конструктивизма крупным советским зодчим – А.В. Власовым».
Рассказывая о перманентных бедах театра, нельзя не вспомнить старую городскую легенду. Мол, Дворец искусств прокляла монахиня, когда в 1931 году для его строительства на Покровской горе снесли храмовый комплекс. Версия так себе – проклятия монахам несвойственны. Поэтому лучше расскажу другую историю – оптимистическую, на материалах государственного архива Ивановской области. Об этом еще никто не писал.
Обследование театров будет вести ивановская компания ООО «Строительно-конструкторское бюро «Проект»». Сумма контракта – 3,85 млн рублей (первые 2 млн будут перечислены в этом году). Подчеркну – это деньги только на диагностику; на ремонт, видимо, потребуется значительно больше
До революции в Иваново-Вознесенск приезжал совсем молодой Максим Горький, жил у своего товарища – Михаила Бусыгина. Впоследствии ивановец вспоминал, как «однажды он и Горький, захватив бутылку вина, пошли на Покровскую гору. Сидя на горе, смотрели на заречные фабрики, на лившийся из высоких труб густой дым. Горькому понравился вид с горы, и он похвалил его» (ГАИО, ф. 2875, оп. № 1, ед. хр. 261. С. 87). Ну разве это не добрый знак, что на месте ивановского драматического театра (строилось здание именно под этот профиль) когда-то искал истину классик мировой драматургии (in vino veritas)?
Вот и сейчас, когда решается судьба Дворца искусств, хочется верить в хорошее. И здесь важно, чтобы информация о состоянии здания была внятной и открытой. Чтобы никто не мог скрыть факты о возможной опасности, или наоборот – посеять панику, рассчитывая в будущем получить многомиллионные контракты на противоаварийные и реставрационные работы. Подобные опасения-сомнения возникают и сейчас. Так что больше открытости, товарищи чиновники. И скорейшего открытия театрального комплекса, друзья-театралы.
16 апреля 2024
Все новости