Последние
новости
Политика

Муниципальные образования Ивановской области ходят на грани посадки

По версии Общественной палаты
5 мин
16 мая, 2016
Первая же проверка целевого использования средств Дорожного фонда Ивановской области, которые направляются в муниципальные дорожные фонды, может привести к очень печальным последствиям для руководства этих муниципальных образований. Эта информация была озвучена членом Общественной палаты ивановской области, заведующим кафедрой автодорог ИвПИ Евгением Емельяновым на заседании комиссии по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре Общественной палаты в пятницу, 13 мая.
Суть проблемы в следующем. Есть три категории автодорог: дороги федерального значения (на территории области таких всего 116 км, их ремонтируют и содержат за счет средств федерального бюджета), дороги регионального и межмуниципального значения (3 850 км, это сфера ответственности региона, точнее – департамента дорожного хозяйства и транспорта) и автодороги местного значения (сфера ответственности муниципалитетов).
По данным, озвученным Евгением Емельяновым, в Ивановской области насчитывается 9 593 муниципальных дороги общей протяженностью 7 435 км. У большинства муниципальных образований собственных средств на содержание и ремонт своих дорог просто нет. С 2012 года строительство, капитальный и текущий ремонт, а также содержание автомобильных дорог производится за счет средств Дорожного фонда. Региональный дорожный фонд формируется из нескольких источников: акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, а также субсидии из федерального бюджета. Часть этих денег (порядка 12%) из регионального дорожного фонда направляются в муниципальные дорожные фонды, и из этих фондов муниципалитеты уже из используют для выполнения своих обязательств по содержанию и ремонту дорог.
В 2015 году, как сообщил Евгений Емельянов, из областного Дорожного фонда в муниципалитеты было направлено около 300 млн рублей. Любопытно, что и эти. Относительно небольшие деньги. В прошлом году не были полностью освоены. Так, город Иваново не освоил почти 12 млн рублей. Кохма – 1,6 млн, Кинешма – 500 тысяч рублей.
Фишка в том, что, по большому счету, многие муниципалитеты не имеют права тратить деньги дорожного фонда на ремонт и содержание своих дорог. Потому что эти дороги не взяты на баланс муниципального образования и по сути являются бесхозными.
Масштаб проблемы потрясает: по данным, озвученным Емельяновым, право собственности зарегистрировано всего на 270 муниципальных автодорог – 2,7% от их общего числа, протяженность зарегистрированных дорог – 233 км (3,1% от общей протяженности муниципальных дорог).
То есть почти все дороги местного значения не имеют кадастровых паспортов, земельные участки под ними официально не оформлены, право собственности на дороги не оформлено. Но при этом на их содержание и ремонт тратятся бюджетные деньги, что противоречит действующему законодательству. «Большое счастье, что Счетная палата РФ не проверяет целевое использование средств дорожных фондов, потому что при первой же проверке будут выявлены массовые нарушения, - заявил Евгений Емельянов. - Муниципальные образования области ходят на грани посадки». Вопросы, видимо, возникнут и к областным властям, которые дают добро на выделение бюджетных денег на имущество (а дороги – это имущество), которое надлежащим образом не оформлено в собственность муниципалитетов.
Причины, почему муниципалитеты не торопятся взять на свой баланс дороги, очевидны: сам процесс оформления довольно дорог. Надо провести инвентаризацию, паспортизацию, кадастровую регистрацию полос отвода и оформление прав собственности. И если в крупных муниципалитетах, таких, как Иваново и Ивановский район, такая работа постепенно ведется, то в небольших районах и в поселениях нет ни денег, ни специалистов. Кроме того, после постановки автодороги на баланс налоговые органы начинают начислять на нее налог, что тоже не стимулирует местные власти активнее вести эту работу. И самое главное: сейчас, раз дорога бесхозная, местные власти за нее формально не отвечают. Случилось ДТП из-за недостатков дорожного покрытия, и никто не будет возмещать ущерб автовладельцу. Хозяина-то у дороги нет. А если дорогу взять на баланс, то придется раскошелиться.
Что делать с этой проблемой – так и осталось непонятным, потому что единственной мерой воздействия на муниципалитеты является прекращение выделения на бесхозные дороги денег из регионального дорожного фонда. Но, скорее всего, это приведет не к взятию дорог на баланс, а просто к прекращению их обслуживания и ремонта. Давить на местные власти и требовать (просить, уговаривать, шантажировать и т.д.) привести документацию в порядок в условиях тотального бюджетного дефицита бессмысленно: денег ни у кого ни на что нет.
Так что автовладельцам, похоже, надо быть внимательнее и трижды подумать, прежде чем ехать по дороге местного значения. По крайней мере, в ближайшие 5 лет. Ну а если дело дойдет до проверок и посадок, тогда, конечно, и деньги найдутся, и специалисты.
1000inf.ru
26 апреля 2024
Все новости