Последние
новости
Общество

Дмитрий Маслов: Фабрика брендов

Что есть Ивановская область сегодня?
6 мин
26 апреля, 2016
Вслед за чиновниками, журналистами и предпринимателями поговорим о брендинге Ивановской области. Тем более, что с приходом весны тема снова ожила. Оттепель, как писал Салтыков-Щедрин, приносит и возрождение природы, и обнажение всех навозных куч. Вот и я в прошлые выходные вышел на субботник (сел за перо) и попытался эти «кучи» разгрести. Кратко свои мысли с серьезным (даже чересчур) лицом озвучил на канале «Россия-24 Иваново». Здесь изложу подробней, с картинками и ссылками, в общем, по всем блогерским ГОСТам.



{Здесь и далее кадры из презентации на рабочей группе по развитию туризма при ивановском отделении «Опоры России»}

Бренд – слово понятное не каждому. Для города или региона бренд – это идея, которая объединяет жителей, помогает им понять собственную уникальность. Кроме того, бренд служит основой для общения с внешним миром. А хороший бренд повышает привлекательность места для туристов и инвесторов.
На поиски идентичности в последние годы пустились полторы сотни российских городов и регионов. Наша область – не исключение. Ивановцы определяются – кем быть: городом невест, родиной первого Совета, текстильной столицей или городом молодежи? Плёс, Палех, Южа, другие прекрасные места хотят капитализировать свой туристический потенциал за счет создания сильного бренда. Но не знают как.
У нас хорошие историки, краеведы. А вот практиков по брендингу территорий нет. Разработка варягами под эгидой регионального правительства фирменного стиля Ивановской области к брендингу имеет весьма условное отношение. Все внутренние дискуссии, инициативы и проекты системного характера не носят. Участники процесса понимают друг друга плохо. Обращаться с темой брендинга к жителям вообще никто не собирается, боясь вызвать народный гнев в духе «зачем нам бренд, если вместо дорог ямы?».
Но ведь дороги здесь ни при чём. Бренд нужен для осознания своей уникальности. Что есть Ивановская область сегодня? Чем мы отличаемся от других? Каким мы хотим видеть свое будущее? Поэтому определиться с брендом, конечно, необходимо. Но работу надо начинать с изучения матчасти: например, с ответов на вопросы о брендинге от Василия Дубейковского. Неофитам брендинга нужно понять, что бренд – это не только логотип. У Москвы, например, их несколько десятков. Кроме того, важно изучить запросы потенциальных потребителей бренда – жителей, туристов, инвесторов, муниципалитетов. Для каждой группы нужна отдельная стратегия продвижения. Наконец, надо следить за трендами в дизайне, уметь визуализировать культурные коды и транслировать философию бренда на самые разные аудитории.
Далее на кадрах презентации, сделанной недавно (совместно с Алексеем Кирьяновым, директором небезызвестного в Иванове центра технического творчества «Новация») на рабочей группе по развитию туризма при ивановской «Опоре России», представлены идеи для разработки концепции бренда нашего региона.


Объединяющим образом бренда Ивановской области, многослойным, универсальным, динамичным, могут стать рисунки ивановских художников по тканям.


В первой трети прошлого века на волне русского авангарда у нас возникло целое направление – «Агиттекстиль». Тогда ивановские принтЫ, или кроки, стали инструментом брендинга для всей страны.


Почему бы нам не повторить этот успешный опыт и разработать в едином стиле уникальные орнаменты для городов и районов Ивановской области? А связующим элементом бренда вполне может стать метафора «красной нити», которая возникла года полтора назад на одной из «Прогулок по городу», посвященной ивановскому конструктивизму, когда мы обсуждали идею и название маршрута по самому советскому городу под названием «Красная нить», а потом и саму красную нить, как элемент визуализации бренда области и символ, имеющий несколько интересных смыслов.


Формула бренда «крок + красная нить» позволяет создать «практичный» бренд, на все случаи жизни. У каждого муниципалитета области появится свой орнамент (или несколько), отражающий его идентичность, но, вместе с тем, находящийся в едином стиле с другими орнаментами (муниципалитетами). Кроме того, текстильный рисунки - это благодатный материал для дизайнеров, поэтому линейка сувенирной продукции на основе уникальных паттернов совершенно точно выйдет за рамки привычного нанесения логотипа на кружки, ручки и футболки. Ивановские кроки будут востребованы, как в домашнем текстиле, так и в фэшн-индустрии. Коллекция рисунков может постоянно пополняться, отражая текущий момент в истории губернии. Каждый год может появляться рисунок года, который будет основным паттерном в оформлении ивановских презентаций (от небольших электронных, до крупных выставочных) в течение года. Для крупных событий (таких как фестиваль Тарковского, молодежный фестиваль) могут быть разработаны свои паттерны. В общем, предлагаемая форма очень гибкая и дает широкие возможности, как для дизайнеров, так и для пользователей бренда.


Если разработка бренда города является трудной, но вполне реализуемой задачей, то создание бренда для целого региона, по мнению многих урбанистов, – бесполезная затея. Сложно объединить одной идеей почти три десятка самобытных районов и городов. Сложно, но если очень хочется, то можно. Общим знаменателем, как вариант для обсуждения, может стать позиционирование Ивановской области, как фабрики России, фабрики в самых разных смыслах: фабрики текстиля, фабрики моды, фабрики невест, фабрики развлечений.


Итак, мы имеем полноценное техническое задание для классического проекта брендинга. Задача за малым, его реализовать... Как сегодня проводится ребрендинг Ивановской области, мы видим. Как этот процесс организован (конечно, не без проблем) у других, можно посмотреть, например, здесь.


Вообще, брендинг, как и высшее образование, вещь необязательная. Искать свою идентичность можно и факультативно. Недавно на портале «Слухи и факты» была опубликована моя шуточная поэма по мотивам «Кому на Руси жить хорошо», где семеро ивановских мужиков искали бренд, так же как семеро некрасовских – искали счастливого человека. Некрасов свою поэму не дописал. Наша поэма тоже остается неоконченной… Пока.
1000inf.ru
29 марта 2024
Все новости