Последние
новости
Бизнес

О рекламных проблемах и скандалах

По следам круглого стола
6 мин
23 декабря, 2015
Вчера в конференц-зале Шереметев Парк Отеля обсуждались проблемы регионального рекламного рынка. На заседании «круглого стола» было заявлено несколько тем: ситуация на рекламном рынке в СМИ, предложения по либерализации рекламного рынка, региональное «цифровое неравенство» и разработка единых правил для участников рынка наружной рекламы. Я достаточно скептически отношусь к таким мероприятиям, но на этот раз было весело. Жаль, правда, что толку никакого не будет – а веселья хоть отбавляй. 
Началось всё пристойно: руководитель издательского дома «Частник» Эдуард Мошкарин сообщил о том, как просел рынок печатной рекламы, руководитель «Барса» Сергей Кустов пожаловался, что федеральные законодатели перекрывают дорогу его телекомпании в светлое цифровое завтра, заместитель руководителя ивановского управления ФАС Татьяна Михеева рассказала, что и сколько нарушают в сфере рекламы в нашем регионе – ничего нового. Из «большой» экономики ушли деньги, большинство региональных СМИ и рекламных площадок остались один на один со своими проблемами, массово закрываются, и на фоне безденежья особенно ярко видны старые болячки и проблемы, обострившиеся сегодня до критического уровня. А помощи ждать не откуда и не от кого. 
По опыту двух СМИшных площадок, на которых я работаю (журнал «1000 экз.» и сайт 1000inf.ru) могу констатировать, что государство последовательно вводит всё больше ограничений и запретов на рекламу товаров и услуг. И если я отлично понимаю, почему так поступают по отношению к рекламе проституции – она (проституция) как род деятельности запрещена, то запрет на рекламу легального алкоголя и ограничения в рекламе медицинских услуг находятся за пределами моего понимания. При этом ответственность за все нарушения перекладывается на редакцию или на рекламораспространителя, и их за всё наказывают рублём, в том числе и за информацию о рекламодателе в тексте рекламы. Недавно меня оштрафовали за то, что в выходных данных журнала было неправильно указано название надзорного органа – они поменяли название с одного набора слов на другой, а я не уследил. Интересно, кроме их самих эти буковки шестым кеглем кто-то читал хоть раз?.. Но разговор на круглом столе был не о личных обидах – как минимум я туда пришёл обсудить профессиональные проблемы. 
«А где же обещанное веселье?» – спросите вы. А оно началось во время четвёртого выступления, когда слово взял руководитель агентства «Торус-Тривижн» Дмитрий Шлыков и попытался рассказать о незаконной наружной рекламе в Иванове и о том, как это всё работает. Ключевое слово в его выступлении было «попытался». С его выходом на спикерское место круглый стол практически закончился – несмотря на то, что продолжался ещё почти час. С этого момента участники не говорили и не дискутировали – они орали друг на друга и истерично отстаивали свою, единственно верную точку зрения, не слушая и не слыша друг друга. О том, «чей» был руководитель управления по делам наружной рекламы в какие периоды времени и чьи он интересы лоббировал. О том, какие документы должны лежать на сайте в открытом доступе. О том, какая должна быть схема размещения – графическая или какая-то ещё (спор, совсем непонятный для непосвящённых). Обо многом, очень громко, перебивая, а часто перекрикивая друг друга, орали и операторы рынка, и замглавы города, и чиновница, отвечающая за рекламу. При этом самого Шлыкова руководитель (бывший или нынешний – я не понял) рекламной фирмы «Тайфун Медиа» Сергей Океанский публично обвинял во всех смертных грехах: в рейдерстве, в попытках подкупа, в том, что Шлыков когда-то открыто действовал в интересах экс-замглавы города Константина Бочарова, то ли вымогая, то ли предлагая за что-то миллион рублей. 
Разговор не получился, да он, как мне показалось, ивановским операторам наружной рекламы и не был нужен: за много лет они научились, что называется, «ловить рыбку в мутной воде», решая свои проблемы через «своих» чиновников своими методами. И, видимо, все уже смирились с тем, что начальник профильного управления открыто и, нисколько не стесняясь этого, стоит на стороне одного из участников рынка – фамилии меняются, принцип остаётся. Сначала все говорили о госпоже Шурпе, при которой пышным цветом расцвёл рекламный бизнес русского мыслителя Ефремова и пять лет стояли абсолютно незаконные пилоны, за которыми маячат фигура близкого к местной «Единой России» предпринимателя Потапова и видного единоросса Виталия Ильюшкина. Потом пришла госпожа Смирнова, которую обвиняли в лоббировании интересов Шлыкова. Потом пришла другая Смирнова, про которую говорят, что она всё возвращает на старые рельсы и в фаворе снова старые друзья. Теперь по городской администрации ходят слухи, что, так как наружная реклама является стратегическим выборным ресурсом, то контролировать её будет новый зампред областного правительства Виталий Ильюшкин, который посадит на профильное управление «своего» человека. Если кто не помнит, сам Виталий Владимирович до перехода на работу в областное правительство был одним из активных игроков рекламного рынка. 
А как при этом решатся проблемы отрасли? Да они, похоже, уже давно решены – как минимум у тех игроков, кому удалось поставить «своего» смотрящего за рекламой. Ой, простите, руководителя профильного управления городской администрации. 

Алексей Машкевич 


P.S.: А между тем сам рынок рекламы (любой, не только наружной) стремительно схлопывается, и скоро на нём скорее всего останется только реклама пары торговых центров и «Единой России», что, похоже, решит все проблемы власти как минимум с частными СМИ: все просто закроются, и я не думаю, что та же власть об этом пожалеет (меньше СМИ – меньше критики). А значит, можно спокойно делать что хочешь – в том числе и в наружной рекламе.
20 апреля 2024
Все новости