Наверх

Митинги в демократических странах: можно не все. Обзор законодательства ряда демократических государств по просьбе Общественной палаты РФ

10.09.2010
Национальная лаборатория внешней политики по просьбе Общественной палаты РФ подготовила обзор законодательства ряда демократических государств. С полной версией обзора можно познакомиться на сайте Общественной палаты.
Стоит заметить, что наиболее детально законодательство о проведении подобного рода мероприятий разработано во Франции. Законодательство этой страны предусматривает не только митинги, шествия, собрания, но и так называемые "сборища". Под последним понимается любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, которое способно нарушить общественный порядок. Число собравшихся, а также признаки того, что они способны нарушить общественный порядок не указывается.
Во французском уголовном кодексе сказано, что подобное сборище может быть рассеяно силовыми методами после двух требований разойтись, если они остались без результата. Выдвинуть это требование может как чиновник (например, мэр или его заместитель), так и представитель судебной полиции, который имеет знаки отличия, соответствующие его полномочиям.
Санкции за неподчинение предусмотрены достаточно суровые - либо тюремное заключение сроком на год, либо немалый денежный штраф. Для вооруженных людей санкции еще жестче - за само участие три года тюрьмы, за участие в акции после требования разойтись - пять лет.
Сборища считаются вооруженными, если: а) один из участников имеет оружие, явно видимое и распознаваемое; б) многие участники имеют спрятанное оружие или предметы, которые могут служить оружием или специально принесены в этих целях. Если оружие явно и распознаваемо, никакие возражения, оправдания и протесты участников полицией не принимаются. В этом случае действует норма о том, что "если участники терпят в своих рядах вооруженного человека и не прогоняют его - сборище является вооруженным".
В проведении демонстраций также имеются нюансы. Организаторы подобного рода акций вполне могут поплатиться шестимесячным тюремным заключением. В "места не столь отдаленные"можно угодить если демонстрация проводится без предварительного уведомления, после запрета. Либо если властям было предоставлено неполное или неточное заявление, которое способно ввести в заблуждение относительно целей и условий демонстраций.
Префект полиции (либо мэр города) могут запретить любую демонстрацию, если, по их мнению, она представляет опасность для государства. Без их визы манифестация представляет собой "толпу", "скопление народа", "сборище", и полиция вправе действовать по своему усмотрению.
Разумеется, что действия полицейских также регламентированы. По громкоговорителю дважды предупреждают о том, что будет применена сила. В качестве "подкрепления"используются звуковые и световые сигналы. Если же насильственные действия направлены против полиции, то полицейские имеют право применить силу без предупреждения. Главная задача полиции - чтобы предупреждения были своевременно услышаны и поняты.
В Соединенных Штатах законодательство, регулирующее проведение публичных акций, гораздо более сложное. У каждого штата оно свое. Более того, практически в каждом муниципалитете существуют свои традиции. В Нью-Йорке, например, организаторы обязаны за 45 дней направить властям заявку на проведение митингов и маршей с указанием даты, места, времени и маршрута движения.
Впрочем, в обзоре есть ссылка на одно из решений Верховного суда США о том, что "права на свободу слова и собраний, являясь фундаментальными для нашего демократического общества, тем не менее не означают, что каждый, кто желает выразить свое мнение или идеи, может сделать это публично в любом общественном месте или же в любое время".
В обзоре отмечается условность "уведомительного принципа"проведения митингов и шествий. В законодательстве всех демократических стран есть ограничения на проведение публичных акций. Право на выражение гражданами собственного мнения закреплено законодательно. При этом реализация этого права регулируются законами, регламентирующими проведение массовых акций.
Авторы обзора отмечают, что нет ни одного государства, в котором для проведения публичных акций было бы достаточно формального уведомления. Везде сведения об организаторах, лозунгах, целях митинга или шествия тщательно изучаются. На практике законодательство демократических стран гораздо более регламентировано (а зачастую и жестче), чем аналогичное российское.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей