Наверх

Инициатива об ужесточении санкций за проведение не согласованных с властями митингов имеет неплохие шансы на утверждение

08.09.2010
Александр Арутюнов, адвокат, председатель Московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры»:
- Начальник московской милиции Владимир Колокольцев, ссылаясь на опыт европейских стран, предложил значительно ужесточить ответственность за проведение не согласованных с властями митингов. Попробуем разобраться, соответствует ли инициатива Колокольцева российскому законодательству.
Конституция России (статья 31) закрепляет за нами право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Напомню также, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие (статья 15), а права и свободы гражданина являются непосредственно действующими (статья 18). Следовательно, никакого разрешения властей на проведение митингов не требуется.
Однако согласно части 3 статьи 55 Конституции право граждан, в частности, на митинги может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в письменной форме органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. К местам, в которых проведение публичного мероприятия безусловно запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам; путепроводы, железнодорожные магистрали; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям президента России, к зданиям судов, тюрем; пограничные зоны.
И самое главное. В соответствии с частью 5 статьи 5 этого закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение – по их мотивированному предложению – места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга – административное правонарушение (статья 20.2 КоАП РФ).
Cанкции этой статьи как раз и не устраивают начальника ГУВД г. Москвы Владимира Колокольцева. Однако он не совсем точен, когда утверждает, что во Франции за несанкционированные акции предусматривается лишение свободы до 3 лет и штраф до €45 000. Такое наказание грозит за участие в сборище лицу, имеющему при себе оружие (статья 431-5 Уголовного кодекса Франции). А лицо, не имеющее при себе оружия, но продолжающее умышленно участвовать в сборище после приказания разойтись, наказывается тюремным заключением на срок 1 год (статья 431-4 Уголовного кодекса Франции). Сборище – это любое скопление людей в публичном месте прохода или проезда или в каком-либо ином общественном месте, которое может нарушить общественный порядок (статья 431-3 Уголовного кодекса Франции).
Как видно, во Франции нарушение установленного порядка влечет серьезные последствия, хотя формально собираться вместе не может быть запрещено, а организаторы должны лишь уведомить власти о проведении мероприятия хотя бы за три дня до акции. Конституция Швеции (статья 14), к примеру, практически не ограничивает проведение публичных мероприятий, за исключением тех, которые угрожают общественной безопасности или при наличии эпидемии в стране. В США право на проведение митингов ограничено только запретом на разжигание национальной, религиозной, этнической розни, а также при наличии угрозы жизни и безопасности других граждан.
Таким образом, пример западных стран свидетельствует, что инициатива Владимира Колокольцева имеет неплохие шансы на утверждение.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Не знавши броду... или ПОЗОР на всю Европу.
    Как убедительно доказывает ЖЖ-юзер orlovets, законодательная норма, на которую ссылается Колокольцев, направлена как раз на защиту права граждан на свободу собраний и против тех чиновников и полицейских, кто по предварительному сговору и с применением насилия препятствует реализации этого права.

    По-русски статья 431-1 французского УК звучит следующим образом: "Воспрепятствование осуществлению этих свобод (то есть свободы выражения мнений, свободы ассоциаций, собраний и манифестаций), намеренно организованное и с применением побоев, насилия, жестокого обращения, нанесения повреждений, наказывается до 3 лет лишения свободы и штрафом до 45 000 евро".

    В российском Уголовном кодексе имеется аналогичная статья - 149-я. Она устанавливает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет и штрафа до 300 000 рублей за «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них».

    Таким образом, генерал Колокольцев фактически призвал применить статью 149 УК против себя и своих сослуживцев, препятствующих проведению мирных демонстраций. Что ж, не могу не приветствовать эту неожиданную инициативу с мест.
    http://newsland.ru/Blog/View/user/1000797/id/81309/?from=toolbar
  • Виталий Аверин 08.09.2010 23:20
    Инициатива В. Колокольцева может иметь неплохие шансы утверждения безотносительно к примерам развитых стран. Можно даже представить, как правящий режим попытается оформить в форму закона существующую практику ограничений на свободу собраний - с использованием для этих целей ст. 55 Конституции РФ. И скорей всего, сервильный зорькинский Конституционный суд признает этот закон конституционным. Наконец, можно просто ограничиться ужесточением меры наказания за участие в организации и проведении несогласованной публичной акции, что и было предложено Колокольцевым. Благо практикуемые властью технологии отказов позволяют ей по своему усмотрению зачислять неугодные ей акции в разряд несогласованных.
    Однако опыт западных демократий ничего не имеет общего с этим доморощенным правовым безобразием, творимым российскими властями. Подробнее по ссылке: http://agitator-mass.livejournal.com/607430.html
  • Виталий Аверин 08.09.2010 21:32
    О богатом французском опыте.
    Что касается реплики В. Колокольцева о наказании за участие в несанкционированной акции, предусмотренной французским уголовным кодексом, и комментариев адвоката А. Арутюнова, то первый явно врет, а второй явно недоговаривает и искажает понятия.
    Вранье Колокольцева очевидно: наказание, о котором он говорит (3 года тюрьмы и штраф в 45 тыс. евро) предусмотрено только в двух случаях: участие в незаконном собрании и манифестации с оружием (или с прикрытым лицом) и (внимание!) умышленное препятствование свободе объединений, собраний и манифестаций (статья 431-1). Получается, кому бы не помешало впаять 3 года тюрьмы, так это Путину с его дубиной, Суркову с его провокаторами, Колокольцеву с его инициативами. Напомню, что у нас есть аналогичная норма права, предусматривающая наказание в виде тюремного заключения до 3х лет и штрафа до 300 тыс. руб (ст. 149 УК РФ). К сожалению, мне неизвестны случаи ее применения.
    Г-ну Арутюнову стоило бы обратить внимание на ряд деталей и особенностей. Штраф в 15 тыс. евро и заключение до 1 года, предусмотрены в случае добровольного продолжения участия в насильственной (т.е. с нарушением общественного порядка!) манифестации (т.е. демонстрации!) после двух предупреждений. За участие в незаконной акции  предусмотрен штраф в 38 евро (и никакого тюремного заключения). Штрафом до 7,5 тысяч евро и тюремным заключением до 6 месяцев наказываются за организацию манифестации (т.е. демонстрации на улице), уведомление о которой не было подано либо в согласовании которой было отказано (статья 431-9). Постановлением Кассационного Суда от 1955 года установлено, что публичная акция, в проведении которой было отказано, сама по себе разгону не подлежит, в отличие от насильственных акций. Такое решение принимается судебными властями.
    Источник: http://community.livejournal.com/namarsh_ru/4478494.html?thread=37334558#t37334558
  • Ужесточат, спору нет, и давно к этому готовы.
    Вот короткие хроники
    В 2009 г. завершился трехлетний уникальный эксперимент, в ходе которого решалось, каким быть милицейскому спецназу. И вообще - быть ли ему? Можно утверждать, что в МВД создана новая система милицейских спецподразделений. Их полномочия, права и обязанности теперь в деталях определены почти двумя десятками законодательных актов.
    Для подготовки таких отрядов в Ставропольском крае создан универсальный учебный центр, кардинально отличающийся от тренировочных полигонов спецподразделений других силовых структур. В 2009г.  он принял первых курсантов для подготовки войск специального назначения (ОМСН).
    Генералу Горшукову (руководителю центра) и его подчиненным понадобилось  три года кропотливой работы, чтобы в методике обучения сформулировать универсальные требования именно к милицейскому спецназу, который по своим задачам принципиально отличается от родственных подразделений других силовых ведомств. Учебный центр в Ставропольском крае - настоящая высшая школа, где элитные бойцы МВД смогут пройти весь образовательный курс - от "парты первоклассника до кафедры академии"-
    http://www.rg.ru/2009/01/20/specnaz.html
    Внутренней угрозы власти РФ боятся больше, чем внешней, делает вывод news.ru (http://www.newsru.com/russia/20feb2009/armies.html)
    В подтверждение этой точки зрения издание приводит целый ряд фактов. Так, президент Дмитрий Медведев распорядился сформировать федеральный кадровый резерв силовиков, под Курганом начинают выпуск новых броневиков для разгона демонстраций, а о создании собственного спецназа сообщает даже безобидное на первый взгляд Росрыболовство.

Вернуться к списку новостей