Наверх

Инициатива об ужесточении санкций за проведение не согласованных с властями митингов имеет неплохие шансы на утверждение

08.09.2010
Александр Арутюнов, адвокат, председатель Московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры»:
- Начальник московской милиции Владимир Колокольцев, ссылаясь на опыт европейских стран, предложил значительно ужесточить ответственность за проведение не согласованных с властями митингов. Попробуем разобраться, соответствует ли инициатива Колокольцева российскому законодательству.
Конституция России (статья 31) закрепляет за нами право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Напомню также, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие (статья 15), а права и свободы гражданина являются непосредственно действующими (статья 18). Следовательно, никакого разрешения властей на проведение митингов не требуется.
Однако согласно части 3 статьи 55 Конституции право граждан, в частности, на митинги может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в письменной форме органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. К местам, в которых проведение публичного мероприятия безусловно запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам; путепроводы, железнодорожные магистрали; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям президента России, к зданиям судов, тюрем; пограничные зоны.
И самое главное. В соответствии с частью 5 статьи 5 этого закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение – по их мотивированному предложению – места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга – административное правонарушение (статья 20.2 КоАП РФ).
Cанкции этой статьи как раз и не устраивают начальника ГУВД г. Москвы Владимира Колокольцева. Однако он не совсем точен, когда утверждает, что во Франции за несанкционированные акции предусматривается лишение свободы до 3 лет и штраф до €45 000. Такое наказание грозит за участие в сборище лицу, имеющему при себе оружие (статья 431-5 Уголовного кодекса Франции). А лицо, не имеющее при себе оружия, но продолжающее умышленно участвовать в сборище после приказания разойтись, наказывается тюремным заключением на срок 1 год (статья 431-4 Уголовного кодекса Франции). Сборище – это любое скопление людей в публичном месте прохода или проезда или в каком-либо ином общественном месте, которое может нарушить общественный порядок (статья 431-3 Уголовного кодекса Франции).
Как видно, во Франции нарушение установленного порядка влечет серьезные последствия, хотя формально собираться вместе не может быть запрещено, а организаторы должны лишь уведомить власти о проведении мероприятия хотя бы за три дня до акции. Конституция Швеции (статья 14), к примеру, практически не ограничивает проведение публичных мероприятий, за исключением тех, которые угрожают общественной безопасности или при наличии эпидемии в стране. В США право на проведение митингов ограничено только запретом на разжигание национальной, религиозной, этнической розни, а также при наличии угрозы жизни и безопасности других граждан.
Таким образом, пример западных стран свидетельствует, что инициатива Владимира Колокольцева имеет неплохие шансы на утверждение.

Вернуться к списку новостей