Последние
новости
Бизнес

Елена Шакуто: Наружное шельмование

Коррупционная схема размещения наружки
7 мин
27 октября, 2015
Наружная реклама в небольшом городе, изуродованном точечной застройкой – тема больная и для гражданских активистов, и для обычных горожан. Однако, рекламные щиты в Иванове растут, как грибы после дождя. Значит, это кому-нибудь нужно. Особенно если учесть, что более 50% рекламных конструкций в Иванове принадлежат фирмам, аффилированным с депутатом Ивановской областной думы Романом Ефремовым. Совсем недавно региональные СМИ воевали с еще одним народным избранником – Виталием Ильюшкиным, который являлся негласным владельцем незаконных информационных конструкций (через ООО «Комплект-Логистика») – треугольных пилонов. Спустя пять лет после периодически возникающих в прессе скандалов, пилоны наконец убрали с улиц города. Но до рекламных щитов, призмабордов и скроллеров журналистам вроде бы не было дела – до тех пор, пока один из операторов наружки в Иванове (компания «Райдо») не провела собственное расследование и не выявила ряд вопиющих нарушений в этой сфере. 

Схема есть, карты нет 
Принимает схему размещения рекламных конструкций Ивгордума, а до этого документ должен пройти согласование в правительстве региона. Сейчас в схеме значатся 374 отдельно стоящих щитовых и динамических конструкций крупного формата (на земле муниципалитета). По данным «Райдо», из них 140 (!) стоят незаконно – у них либо отсутствует разрешение на установку и эксплуатацию, либо их вид, тип и технические характеристики не соответствуют выданным разрешениям. Из этих ста сорока незаконных конструкций 54 щита возникли словно из ниоткуда – в упомянутой схеме их нет. Как нет, собственно, и самой схемы, как ее определяет ФЗ «О рекламе». Помимо перечня конструкций с адресами, на сайте администрации в открытом доступе должна быть размещена карта, где с точностью до сантиметра указано место расположения щита. Однако, чиновники управления по делам наружной рекламы сочли эти требования закона нецелесообразными. Объясняют они это тем, что конструкции могут переноситься на незначительные расстояния из-за инженерных сетей и «других» нужд, а это потребует оперативного изменения карты. Так себе отмазка, если честно, тем более, что по закону «О рекламе» переносить конструкции запрещено. 
Гендиректор компании «Райдо» Дмитрий Шлыков, которого такая анархия на рынке наружки в Иванове, мягко говоря, обидела, написал жалобы на действия (и бездействие) управления по делам наружной рекламы в антимонопольную службу, прокуратуру и полицию. Контролирующие органы факты выявленных нарушений подтвердили. Прокуратура Ленинского района города Иваново внесла представление в адрес главы администрации областного центра об устранении нарушений закона. Полиция региона возбудила 30 дел об административных нарушениях в отношении нескольких юридических лиц. Еще по 63 фактам незаконной установки и эксплуатации рекламных конструкций также обещали возбудить административные дела. Вот только кажется, что штрафы (а их размер немаленький – до 500 тысяч рублей) не остановят операторов, которые получают в этом бизнесе миллионы. Кстати, штрафы грозят не только операторам, но и рекламодателям, которые не брезгуют размещаться на незаконных билбордах. Крупные компании поэтому начали отказываться от наружки в Иванове – так, любимый миллионами масс-маркет одежды H&M размещать рекламу открывающегося в одном из ТЦ магазина на улицах не будет. 

А хозяева кто? 
Владельцами щитов вне закона значатся фирмы «Тайфун Медиа» (принадлежит предпринимателю Сергею Океанскому), «Иваново-реклама», «Спирит», «ИКЦ», «Прориэлт» (они относятся к сфере интересов «русского мыслителя» и наружной рекламы повелителя Романа Ефремова). Еще десятки щитов числятся бесхозными – данных об их владельцах почему-то нет. 
На аукционе в 2013 году компании, аффилированные с Ефремовым, урвали лакомый кусок – выиграли 228 мест под размещение рекламных конструкций в центре Иванова и на самых оживленных улицах. Вот ведь повезло, так повезло! Конечно, если учитывать, что в 2013 году управлением по делам наружной рекламы руководила Наталья Шурпа, которая известна как «человек Романа Ефремова». С приходом нового руководителя администрации, Алексея Хохлова, Шурпу погнали поганой метлой, и начальницей стала Светлана Смирнова. Но оказалось, что она тоже работает в рекламном бизнесе, являясь исполнительным директором ООО «Региональный консалтинговый центр «Сота» и участницей ООО «Регион 78». По слухам, на Смирнову накатала заявление ее однофамилица и заместитель, Наталья Смирнова (бывший зам Шурпы), которая тоже хорошо знакома с депутатом Ефремовым. И добилась своего: прокуратура внесла главе администрации представление, Светлану Николаевну быстро уволили по инициативе работодателя, заместительница наконец села в кресло начальницы. 

Кто виноват и что делать 
По словам Дмитрия Шлыкова, существующее в Иванове законодательство, регулирующее деятельность в сфере наружной рекламы, имеет много недочетов, которые ведут к высокой степени монополизации рынка, низкой наполняемости бюджета города, разгулу коррупции, необъективным тарифам, непрозрачности конкурсных процедур, грубейшим нарушениям интересов участников торгов. Поэтому он предлагает шаги, которые помогут решить эти проблемы. 
Во-первых, незаконные конструкции нужно демонтировать. Во-вторых, создать и разместить на сайте администрации города карту рекламных мест в Иванове, внести в нее изменения – ведь за 10 лет, которые действует договор оператора с муниципалитетом, придется не раз подстраиваться к изменениям облика города и спроса покупателей. Кроме того, считают представители рекламного бизнеса, критерии оценки предложений при разработке условий торгов в виде конкурса также надо изменить. На конкурсе 2013 года они были следующие: цена – 10%, благоустройство города – 20%, праздничное оформление города – 20%, использование рекламного места в социальных программах – 20%, дизайн конструкции – 10% и некие «иные» предложения – 20%. 
Рекламщики считают данные критерии коррупционными. В 2014 году, когда управление рекламы попыталось на тех же условиях провести конкурс, УФАС отменил его из-за наличия коррупционной составляющей в критериях (отсутствует методика оценки оформления и благоустройства города ). По итогам аукциона, проведенного в конце 2012 года, рекламщики открыто заявили о том, что в таких аукционах участвуют компании-однодневки, которые зарабатывают деньги на откатах, угрожая сорвать торги. Таким образом, реальные покупатели платят за право работать в этой сфере не только муниципалитету, но и вымогателям. 
Возникают резонные вопросы: разве городские власти не видят, что творится у них под носом? Разве им все равно, что деньги от рекламных конструкций идут мимо и без того нищего бюджета города? По подсчетам операторов наружной рекламы, городской бюджет потерял около 35 млн рублей от продаж мест на торгах, и еще около 5 млн ежеквартальных платежей. Разве властям наплевать, что коррупционная схема в этой сфере – налицо, и чтобы разобраться с проблемой, придется принять решительные действия? 


P.S.: Наша редакция отправила запрос в администрацию города Иваново, задав замглавы администрации Владимиру Рожкову, который курирует сферу рекламы, вопросы, озвученные в тексте. Нашим коллегам с телеканала «Барс», которые ранее запрашивали видеоинтервью с чиновником, он ответил, что считает его нецелесообразным в связи со сложившейся негативной практикой использования. Ждем… 

P.P.S.: 26 октября одну из незаконных конструкций компании «Спирит», стоявшую на проспекте Ленина возле перекрестка с улицей Батурина, где находится областная дума, в которой работает депутат Роман Ефремов, демонтировали. Теперь она отмечена на карте наружки вне закона красным цветом.
06 мая 2024
Все новости