Наверх

Игумен Виталий (Уткин) о «швабоде», Селигере, диссидентах, «асфальтоукладчике» и врагах Церкви

11.08.2010
Дискуссия о Селигере, к сожалению, выявляет одну очень опасную тенденцию. Причем речь идет и об устойчивой традиции нашей интеллигенции и о некоторых, следующих ей, людях в церковной среде.
Эта традиция – «фига в кармане», бесконечное внутреннее диссидентство. Об этой традиции в свое время было очень хорошо написано в тех же «Вехах».
Для человека с диссидентской психологией – власть всегда плохая. Любая власть – церковное священноначалие или государственный аппарат. Диссидентство возводится в ранг добродетели и провозглашается как «христианская ценность». Именно из этого диссидентства и рождаются известные фразы об «асфальтоукладчике». Причем под «асфальтоукладчиком» понимается абсолютно всё, что хоть как-то ограничивает ШВАБОДУ говорить «от ветра главы своея» и делать все, что вздумается.
Существует иллюзия, что церковная жизнь сохранится даже в том случае, если российская государственность вообще исчезнет. Но это – именно иллюзия. Нас сметут. И не надо рассуждать о «вратах ада, которые не одолеют». Не факт, что обетования Божии относятся к конкретной поместной Церкви, а не ко всей Церкви в целом.
И это уже могло произойти – в страшные годы безбожных пятилеток, если бы Церковь пошла по пути диссидентства. Но мы сейчас почему-то предпочитаем говорить не о накопленном опыте церковно-государственного взаимодействия, а исключительно о катакомбах. Кстати, эти катакомбы и принесли в церковную жизнь воспринятое от сектантов царебожие и т.д.
Посмотрим, а вообще кто-нибудь из наших церковных диссидентов советских лет оказал какое-либо позитивное влияние на развитие церковной проповеди, миссии, становление церковных структур? Может быть, благодаря диссидентскому опыту Русская Православная Церковь сумела не допустить в 90-е годы раскола и выиграла жесткое соревнование со всевозможными сектами, отстроила храмы и монастыри? Нет, диссиденты не внесли сюда никакого вклада.
И уж по отношению к власти, которая помогает Церкви, поддерживает ее – диссидентство является просто каким-то интеллигентским помрачением.
Да, у России есть конкретные враги. Это те, кто стремятся расшатать ее изнутри, расчленить, растоптать нашу духовно-культурную традицию. И если молодежь учат опознавать этих врагов – что ж, это полезно для молодежи.
Мы привыкли к сусальности, к сюсюканию, к тому, что все должны непременно восхищаться нашими проектами и деятельностью. А насколько мы конкурентоспособны – это вопрос мы чаще всего себе не задаем. И вдруг его задал человек, так много делающий для развития молодежной работы сегодня. И правильно задал. Что же мы так переполошились? Может быть стародавняя «фига в кармане» по отношению к собственной стране нам жить не дает? Жжется сквозь штанину?
Очень обидно, что эта дискуссия возникла среди людей, как раз и призванных к максимальному развитию сегодня церковной миссии. Эта дискуссия, это взаимное непонимание очень опасны и на руку только врагам Церкви. Думается мне, что сообщество последних вполне совпадает с врагами России.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Батюшка глаголет: "...в страшные годы безбожных пятилеток, ЕСЛИ БЫ Церковь пошла по пути диссидентства..."
    Ух (отдышались), выходит, что не пошла?
    Лукавит батюшка. Архиереи и их паства избрали два пути, первый - "сергианство", - предательство веры своих предков и падение в ересь, второй - катакомбный путь, отвергающий любое сотрудничество с богоборческой властью.
    Вообще, очень интересно получается, "сергианство"батюшка трансформирует в накопленный опыт "церковно-государственного взаимодействия"
    Логический вывод из его виршей: ересь = "церковно-государственному взаимодействию"
    Ай да батюшка, силен в богословии.

Вернуться к списку новостей