Последние
новости
Политика

«Угрозы существенного снижения зарплаты во втором полугодии нет»

Елена Юферова – о зарплатах учителей и директоров школ
8 мин
29 июня, 2015
Анна Семенова

На прошлой неделе тема зарплаты работников сферы образования всплывала несколько раз: и на заседании экспертного совета по правам человека, и на заседании комитетов Ивгордумы. Мы поговорили на эту весьма болезненную тему с начальником управления образования администрации г. Иваново Еленой Юферовой. 

- У нас в социальной сфере уже который год идет так называемая оптимизация, результаты которой несколько сомнительны. Говорят, подспудно идут процессы оптимизации и в среднем и дошкольном образовании. Например, чтобы выполнить «майские указы» и обеспечить нужный уровень зарплаты учителей, приходится этих учителей сокращать. И, кстати, те суммы, которые учителя получают на руки, отнюдь не соответствуют средней зарплате по региону. 
- Как они могут не соответствовать, когда это официальная статистика? 

- Официальная статистика – это средняя температура по больнице, есть зарплата директора там или завуча, есть зарплата учителя. Можно так «поиграть» стимулирующими выплатами, что учитель получит 15 тысяч, а завуч 45, а средняя зарплата будет очень хорошая.
- Нет. Мы эти вопросы тщательно анализируем. Статистика отражает зарплату именно по педагогическому персоналу, а зарплата по административному персоналу учитывается отдельно. Отдельно также рассматривается младший обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал. Так что те цифры, которые называются в отчетах – это чисто зарплата педагогов. 
Другое дело, что у конкретного учителя получается в квиточке. Раньше зарплата состояла только из оклада. Когда я работала в школе, у нас даже премий не было. Теперь зарплата складывается из нескольких составляющих. Это базовый оклад в зависимости от количества ученико-часов с учетом повышающих коэффициентов за образование, за категорию, иногда за стаж; это внеаудиторная занятость - то, что учитель делает помимо учебной нагрузки, которые он проводит; это классное руководство; это стимулирующие выплаты по критериям, которые раз в полгода или раз в три месяца комиссия устанавливает в зависимости от качества и результативности работы. И есть разовые премии, например, ко Дню учителя, или по итогам учебного года, или, допустим, за работу в летнем лагере и так далее. Когда мы выводим среднюю зарплату, мы учитываем все эти выплаты. Более того, в заработную плату, согласно законодательству, входит и та оплата, которую учитель получает за дополнительные образовательные услуги, если он оказывает такие услуги. 
Но знаете, что меня обижает? Когда, например, педагог пишет: «Вот, посмотрите мой оклад, 7000 рублей!» Но ведь у него же все дополнительные выплаты могут быть и 10 тысяч, и больше. Почему-то, когда речь идет о заработной плате, все говорят только об окладах. Это несправедливо. Но совершенно точно, на хорошую зарплату можно рассчитывать тому, кто работает интенсивно и качественно. 

- Еще есть информация, что высокие нагрузки в школе и низкие зарплаты приводят к тому, что молодежь в школы не идет, и педагогические кадры стремительно стареют. 
- Перед началом прошлого учебного года, в августе 2014-го, мы проводили городской педсовет именно по кадровой политике. Мы проанализировали ситуацию с кадрами в городе, и, конечно, стоял и вопрос о молодых специалистах. Сейчас у нас молодые специалисты составляют 15 % от всего количества педагогических работников - это очень хороший показатель. Лет шесть-семь назад он составлял всего 3 %, то есть рост существенный. Молодежь сейчас в школу идет. Почему? Потому что это определенная стабильность, это возможность даже для молодого специалиста получить неплохую зарплату, если он выходит на результат, если он старается, если он активно работает. А в нынешней экономической ситуации это еще и гарантии того, что ты получишь зарплату, близкую к средней по экономике, получишь гарантированно, без задержек. Плюс возможности роста для молодежи: если ребята действительно хорошо себя проявляют, то они могут стать завучами, возглавить учреждение. Большую роль играют выплаты из муниципальной программы поддержки молодых специалистов. И мне кажется, что сейчас - не скажу, боюсь сглазить, стала легче кадровая ситуация, все-таки мы прошли тот пиковый момент, когда вообще молодежь в школу не шла. Так что паники относительно того, что молодежь не идет работать в школу, у нас нет. Есть другая проблема – сокращение бюджетных мест на педагогические специальности в вузах. 

- А как вы объясните такую разницу между средней зарплатой педагогических кадров и зарплатами директоров школ, которые были отражены в опубликованных декларациях? Причем такая ситуация складывается не первый год – есть люди, которые зарабатывают по несколько миллионов, причем, если сравнивать с декларациями за предыдущие годы, то видно, что это не связано с продажей квартиры или машины. 
- По декларациям СМИ, конечно, удивил доход одного из директоров сравнительно небольшой школы в размере 1,5 млн рублей. Но, конечно, это не только зарплата, просто он в прошлом году продал машину. В принципе, у нас могут быть высокие зарплаты у директоров больших школ, где учатся 850-1500 детей. 1500 человек – это три среднестатистические школы, это совершенно другая интенсивность работы, это коллектив в 150 человек и заботы другого масштаба. У директоров таких школ, конечно, высокая зарплата, у некоторых даже больше, чем у меня, и я к этому нормально отношусь. 
Работа директора сегодня крайне напряженная, это огромная ответственность за все, что происходит в школе. Поэтому они и получают относительно много. Относительно – потому что у нас у директоров сегодня средняя зарплата 45-47 тысяч рублей, а у учителей – 20 тысяч. И в среднем у нас коэффициент соотношения зарплат руководителей и педагогов составляет 2,5, хотя законодательство допускает до 5. И если мы берем школу, где директор получает высокую зарплату, то там и у учителей зарплаты не 20 тысяч. 
Зарплата директора сегодня напрямую зависит от зарплаты учителя, потому что его базовый оклад рассчитывается от средней зарплаты педагогов по учреждению, умножается на коэффициент объемных показателей, то есть за масштаб деятельности. А стимулирующую выплату мы платим только за высокий результат, тоже по критериям, все четко. И если школа показывает стабильно высокие результаты, директор имеет право на нормальную заработную плату. Но она однозначно не в пять раз выше, чем у учителей. 

- На совместном заседании комитетов Ивановской городской думы 23 июня прозвучала информация о снижении субсидий на зарплату работникам сферы образования. Это произошло из-за того, что средняя по региону заработная плата не выросла, как предполагалось при верстке бюджета. Вы тогда сказали, что зарплаты учителей, воспитателей и других работников муниципальной сферы образования не будут снижаться относительно уровня зарплат в 2014 году - они просто не будут расти. Значит ли это, что зарплаты снизятся относительно первого полугодия 2015 года, когда они рассчитывались из средней по региону в 22 тысячи рублей? И не получится ли так, что для того чтобы компенсировать "переплату" в первом полугодии, зарплаты работников сферы образования все-таки просядут, хотя в среднем по году они останутся на уровне 2014-го? 
- Сейчас угрозы существенного снижения зарплаты во втором полугодии нет. Прежде всего, потому что, понимая непростую экономическую ситуацию и реальную возможность снижения средней зарплаты по экономике региона, мы не форсировали в первом полугодии рост педагогической зарплаты. Она сложилась на уровне 9 месяцев 2014 года. В том числе не допускаем и неоправданный рост зарплаты административного персонала. Если школа работает стабильно, не происходит снижения контингента, не раздуваются штаты, все должно быть нормально. Стоимость ученико-часа во всех школах останется неизменной. У ряда педагогов может произойти некоторое изменение заработной платы, связанное с изменением учебной нагрузки, с изменением тарификации на новый учебный год.
1000inf.ru
25 апреля 2024
Все новости